Процедура замены загранпаспорта: через сервис «Госуслуги» и не только

Гражданам РФ рано или поздно приходится менять практически каждый документ, удостоверяющий личность, если заканчиваются сроки их действия. То же самое касается замены загранпаспорта: по истечении срока он должен быть вновь получен в подразделении МВД по вопросам миграции, т.к. с 5 апреля 2016 года УФМС было упразднено Указом Президента №156

Сроки действия загранпаспорта зависят от его формы: документ старого образца действителен 5 лет с момента выдачи, нового – 10 лет. Кроме того, существуют и другие причины, по которым нередко его приходится менять:

  • Владелец сменил фамилию.
  • Закончились страницы для проставления виз.
  • Документ был испорчен или потерян.

Также существуют и отдельные ограничения для загранпаспортов в зависимости от конкретной страны:

  • Для путешествия в Доминикану важно, чтобы документ был действителен до момента завершения поездки.
  • Для Вьетнама, Болгарии, Хорватии, Туниса, Турции, стран Шенгена, Италии и Испании паспорт должен быть действителен еще в течение 3 месяцев после завершения поездки. Также для путешествия важно выбрать надежного оператора, дабы всегда иметь возможность решать проблемы по телефону.
  • Для Канады, Непала, Эквадора необходимо действие документа на протяжении 6 месяцев после начала путешествия, а для ОАЭ, Египта, Шри-Ланки, Израиля, Индонезии, Сингапура, Китая – в течение полугода после ее окончания.

Практически каждый год такие ограничения по срокам действия паспортов в разных странах меняются, поэтому во избежание недоразумений рекомендуется уточнять необходимую информацию в консульстве.

Как поменять загранпаспорт?

Для замены загранпаспорта по истечении срока необходимо обратиться в соответствующее подразделение МВД. На подготовку нового удостоверения сотрудникам отводится 30 дней вне зависимости от того, какого образца меняется документ – старого или нового. Также существует и ряд исключений:

  • Если гражданин обращается в отделение не по месту прописки, то сроки выдачи «загранника» могут быть увеличены до 45 дней.
  • При болезни, смерти близкого родственника и иных случаях, требующих немедленного выезда за пределы страны, срок подготовки сокращается до 3-5 дней.

Какие понадобятся документы для замены загранпаспорта по истечении срока:

  • Старый загранпаспорт и обычный паспорт.
  • Анкета, заполненная по форме ФМС.
  • Свидетельство о браке, если одновременно с истечением срока произошла смена фамилии.
  • Военный билет – для мужчин в возрасте 27 лет. В нем должны стоять пометки «не годен», «ограниченно годен» или отметки о прохождении службы в рядах ВС.
  • Разрешение от командира части – только для военнослужащих.
  • Квитанция об оплате госпошлины. Ее размер зависит от образца документа: за новую форму для граждан до 14 лет придется заплатить 1 500 руб., старше 14 лет – 3 500 руб.За старый сумма составит 1 000 и 2 000 руб. соответственно. Внести госпошлину можно в отделении Сбербанка или через интернет, если имеется банковская карта.
  • Если замена производится через Портал госуслуг, то понадобится фотография (1 шт.). При личном обращении фото предоставлять не нужно.

Данный перечень актуален при получении загранпаспорта нового образца. Для старого придется предоставить несколько иные документы:

  • Фотографии 3,5 на 4,5 (3 шт.).
  • Обычный паспорт.
  • Анкета в двух экземплярах по форме ФМС вместе с приложением.
  • Подтверждение оплаты госпошлины. Внести деньги можно как онлайн или при личном визите в Сбербанк, так и с помощью некоторых платежных систем.
  • Для мужчин до 27 лет – военный билет.
  • Пенсионное удостоверение.
  • Свидетельство о рождении (для детей до 14 лет), а также паспорт родителя.

Для оформления удостоверения в срочном порядке потребуется предоставить подтверждение: справку из клиники, уведомление о смерти родственника и т.д.

Когда новый загранпаспорт будет готов, сотрудники ФМС уведомляют владельца посредством СМС, электронного сообщения или письма, и тогда ему необходимо явиться в отдел, в который он изначально подавал заявление о замене.

Процедура замены загранпаспорта по истечении срока через Госуслуги: инструкция

Несколько лет назад у граждан РФ появилась возможность упростить получение документов, зарегистрировавшись на Портале государственных услуг. Чтобы оформить новый загранпаспорт, не выходя из дома, понадобится сделать следующее:

  • Зайти в личный кабинет и выбрать из списка необходимую услугу.
  • Выбрать предпочтительное отделение ФМС, которое будет выдавать новое удостоверение. Для этого нужно указать регион, город и район проживания.
  • Далее вводится информация о получателе услуги: Ф.И.О., дата рождения, пол, страна и место рождения, контактный телефон, адрес электронной почты, сведения об изменении установочных данных (менялась ли когда-либо фамилия, имя или отчество, есть ли второе гражданство).
  • После заполнения персональной информации нужно ввести паспортные данные на следующем шаге. Также указывается оформление (вторичное) и цель получения (для временного выезда или постоянного проживания за границей).
  • Следующим шагом является выбор обращения – по месту жительства или фактического проживания. В первом случае паспорт оформляется в течение месяца с даты подачи заявления, а во втором – около 4 месяцев.
  • Нажав кнопку «далее», необходимо ввести дополнительную информацию: есть ли у получателя доступ к секретным данным, проходит ли он военную службу, имеет ли он договорные обязательства, судимость или ограничения по суду.
  • Седьмым шагом будет введение данных о месте работы: должность, период с- и –до, адрес, название организации.
  • Указав информацию о работе, нужно загрузить фото. Оно не должно превышать 500 кб и быть размером 35х45 мм.
  • Напоследок на экране появляется страница со всеми введенным данными, и их нужно проверить, после чего нажать кнопку «подать заявление», если не требуется корректировка.

После подачи заявления через Госуслуги нужно дождаться, когда оно будет иметь статус «принято». В течение 2-х недель сотрудники ФМС должны пригласить заявителя для предоставления оригиналов документов и фотографирования. Если получатель паспорта не является в этот срок, то заявление может быть аннулировано.

Когда поступит уведомление о готовности загранпаспорта, его владельцу необходимо будет посетить отделение ФМС, взяв с собой обычный паспорт. В момент выдачи сотрудник миграционной службы ставит в него отметку о выдаче нового документа, позволяющего выехать за границу.

Ответственность за нарушение сроков выдачи загранпаспорта

В сезон отпусков работники ФМС обычно получают наибольшее количество заявлений на выдачу или замену документов, вследствие чего не справляются с объемом работы. Несмотря на это, законодательством предусмотрена ответственность за нарушение сроков оформления загранпаспортов.

Если права гражданина на своевременное получение данного документа были нарушены и в ответ он слышит всевозможные отговорки (возникли технические проблемы при оформлении паспорта, производится проверка законности выдачи и т.д.), то он может обратиться к начальнику подразделения ФМС, в которое было подано обращение, сославшись на ст. 10 ФЗ от 15.08.1996 №114. В ней установлены максимальные сроки, а их нарушение карается законом.

Если руководитель органа ФМС не отреагировал на жалобу, есть еще несколько вариантов:

  • Позвонить на горячую линию вышестоящего органа ФМС и объяснить суть претензии.
  • Составить письменное обращение в электронном виде и отправить его на самом сайте ФМС.

В большинстве случаев решить проблему удается мирным путем, но если возникла необходимость доказывать свою правоту, то действовать рекомендуется сразу по факту нарушения выдачи сроков загранпаспорта, не затягивая.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

, 18 октября 2016.

Задайте свой вопрос по теме статьи