В танкер помещается до 4 млн баррелей нефти
Автор: Гамзулина Ксения. Предприниматель, аналитический журналист. Дата: 1 июня 2020. Время чтения 6 мин.
Для транспортировки сырой нефти используют крупногабаритные танкеры. Супергиганты ULCC вмещают до 550 тыс. т сырья, а это в пересчете до 4,2 млн баррелей. Чаще используют судна Panamax, вместимость которых 45–80 тыс. т., или от 320 до 610 бочек.
В переводе с английского «tank» значит «бак», «цистерна». В широком смысле танкер – это судно, созданное специально для транспортировки больших объемов самых разных жидких продуктов: от вина и пресной воды до химикатов и газообразных веществ.
Одни из самых стратегически важных грузов, которые перевозятся торговыми судами – сырая нефть, предназначенная для переработки на специальных заводах, и нефтепродукты. В России основной способ транспортировки горючего – трубопроводный, однако в мировой практике безусловным лидером считаются перевозки морским путем: так доставляют более 60% грузов.
Согласно аналитике сайтов stats.unctad и statista по состоянию на первую половину 2019 г. мировой танкерный флот включает 7,4 тыс. кораблей, суммарной грузоподъемностью 568 млн тонн. Это почти треть от общего числа единиц, включенных в мировой флот. В танкер входит от 327 тыс. до 4,2 млн баррелей нефти – все зависит от объемов и марки сырья.
Вместимость
Главная характеристика, которая позволяет классифицировать судна по размеру – это дедвейт (DWT) или полная грузоподъемность корабля. Он обозначает вес в тоннах, который можно принять на борт до летней грузовой ватерлинии. Также при разбивке танкеров на категории учитывается навигационная обстановка, например, глубина в проливах и портах приема, размеры шлюзов.
Малотоннажные танкеры вместимостью 10 000–45 000 т рассчитаны на перевозку очищенных нефтепродуктов. Минимальная вместимость судна для транспортировки сырья – 45 000 т, в пересчете это 327–343 тыс. баррелей.
Таблица 1. Максимальный размер нефтяных танкеров по шкале гибкого рынка
Категория | DWT, тонн | Сорт, баррель (примерно) | ||
WTI | Brent | Urals | ||
Panamax | 80 000 | 586 510 | 609 756 | 582 665 |
Aframax | 120 000 | 879 765 | 914 634 | 873 998 |
Suezmax | 200 000 | 1 466 275 | 1 524 390 | 1 456 664 |
VLCC (Very Large Crude Carrier) | 320 000 | 2 346 041 | 2 439 024 | 2 330 662 |
ULCC (Ultra Large Crude Carrier) | 550 000 | 4 032 258 | 4 192 073 | 4 005 826 |
Источник: en. wiki, Морвести
Для расчета показателей использован калькулятор перевода баррелей в тонны pronpz.
Материал в тему! Сколько зарабатывают нефтяники в России и мире
О популярных видах танкеров
Стоимость нового современного судна в зависимости от размера варьируется от 43 млн до 120 млн $.
Справка! История кораблестроения насчитывает не одну сотню лет, но перевозить жидкие грузы в танкерах начали только в 1877 г. Человечество обязано изобретением братьям Нобелям: построенное по их заказу металлическое судно «Зороастр» использовалось для транспортировки керосина из Баку в Волгоград (Царицын).
Panamax
К этой категории относят суда, чьи габариты позволяют проходить канал, соединяющий Панамский залив с Карибским морем и Атлантическим океаном. По данным сайта «Морские вести России», в 2014 г. общее количество нефтевозов составляло 415 штук. Грузоподъемность таких емкостей 60–80 тыс. тонн – это в среднем около 550–600 тыс. баррелей, в зависимости от сорта.
Интересно, сколько запасов нефти в России
Aframax
Свое название группа получила благодаря системе оценки средней ставки фрахта (с англ. AFRA) для стандартизации условий контрактов для перевозок, которую разработала компания Shell Oil. Размеры танкеров, которые попадают в эту категорию, позволяют им обслуживаться в большом количестве портов мира. Используются в бассейнах Северного, Черного, Карибского, Средиземного морей и могут перевозить до 873–915 тыс. «бочек».
Танкер на СПГ-двигателе: Россия строит первые корабли класса «Афрамакс»https://t.co/i7XPMeYiGn pic.twitter.com/3Pzm9HjrH1
— Финобзор (@finobozrenie) November 15, 2018
Suezmax
Грузоподъемные танкеры используют на более длинных маршрутах, например, от мест нефтедобычи в Северном море в США и Китай, а также транспортировке из Нигерии. Размеры судов позволяют проходить Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное море. Именно он помогает сократить путь от богатого нефтью Востока к основным ее потребителям – Европе и Америке. Общее количество гигантов, вмещающих до 1,5 баррелей, в мире – около 490 штук.
VLCC
По данным Российской газеты, эти суда ответственны за большинство мировых нефтеперевозок: они транспортируют горючее от основных мест добычи крупным переработчикам на дальние расстояния. Выполняют маршруты к портам Западной Африки и Средиземноморья, некоторые пролегают через Северные Терминалы. Могут проходить через Суэцкий канал. Средняя вместимость до 2,4 млн баррелей.
ULCC
Как правило, морские пути супертанкеров берут начало в Персидском заливе, откуда доставляют сырую нефть в Азию, Америку или Европу. Из-за большой грузоподъемности трудны в обслуживании: для загрузки требуется использование танкеров поменьше или строительство специальных терминалов, к которым с суши проводится трубопровод.
26.12.2019 Самый большой танкер в мире – https://t.co/CS9g1Oj8hn
Полукилометровый гигант под разными названиями#Новости
SeaNews pic.twitter.com/fSGEKUC19R— SeaNews (@SeaNews_ru) December 26, 2019
В мире существует только 7 таких гигантов. Поскольку большинство маршрутов великанам вместимостью до 4,2 млн баррелей недоступны, часто их путь пролегает на запад мимо мыса Доброй Надежды.
Интересно: самым длинным судном в мире по сей день остается норвежский супертанкер Knock Nevis. Его дедвейт составил 564 763 тонн, а грузовые отсеки могли вместить около 4,1 млн нефти. Расстояние от носа до кормы – 458,5 м. Осадка в 25 м лишила великана возможности проходить не только через Суэцкий и Панамский каналы, но и через Ла-Манш.
За почти 30 лет службы танкер сменил несколько названий и владельцев. В 1986 г. в ходе Ирано-Иракской войны был атакован иракским истребителем, сел на мель и считался затонувшим, пока не был куплен норвежской компанией. В 2010 г. срок эксплуатации судна истек, поэтому он был выброшен на индийский берег и распилен на металлолом. Рекорд по длине Knock Nevis удалось побить только плавучему заводу Prelude FLNG, построенному над одноименном газовом месторождении «Прелюд».
Справка! Ученые говорят, что запасов черного золота хватит на 20–50 лет
Казалось бы: перевозить нефть выгоднее сразу большими объемами – так ниже цена за баррель. Однако производство, а после обслуживание и эксплуатация нефтяного исполина обходится компаниям-владельцам очень дорого. Поэтому эффективность супертанкера сильно зависит от состояния рынка. Сегодня гигантские судна чаще используются не для международных перевозок, а в качестве плавучих хранилищ и платформ для отгрузки нефти.