Сколько в России собирают транспортного налога

Сколько в России собирают транспортного налога

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 30 марта 2021. Время чтения 7 мин.

За 2020 г. транспортный налог принес в бюджеты регионов 187,1 млрд руб. Больше всех заплатили москвичи – 27,9 млрд руб., жители Подмосковья – 15,96 млрд руб. и Санкт-Петербурга – 12 млрд руб. Минимальные суммы собрали в Ингушетии – 83,2 млн руб., на Чукотке – 79,2 млн руб., в Ненецком АО – 43,4 млн руб.

Вопрос об отмене транспортного налога не раз поднимался депутатами. По мнению Андрея Барышева, члена комитета Госдумы по контролю и регламенту, перенос сбора на увеличение акциза на топливо позволит справедливо распределять налоговую нагрузку и будет стимулировать граждан покупать экологические автомобили. Однозначно идея автовладельцам, которые пользуются машинами крайне редко, понравилась. Но парламентарии проект не поддержали, так как такое решение может пробить брешь в региональных бюджетах. Учитывая, сколько в России собирают транспортного налога (ТН), для возмещения потерь пришлось бы поднимать цену на топливо на 1 600–2 000 руб. на тонне.

Динамика сборов

По данным ФНС, за 2020 г. по всем субъектам в консолидированный бюджет собрали 187,1 млрд руб. налога за транспорт, это на 12 млрд руб., или 6,8% больше, чем годом ранее. При чем ежегодный рост до 20% наблюдается на протяжении последних 10 лет. Исключением стал только 2016 г., когда зафиксировали спад на -0,65%.

Таблица 1. Сколько собрали ТН в 2011–2020 гг.

Год Сумма, млрд руб. Год Сумма, млрд руб.
2011 83,21 2016 139,08
2012 90,17 2017 154,91
2013 106,14 2018 161,2
2014 117,54 2019 175,1
2015 139,98 2020 187,1

Источник: ФНС, Федеральное казначейство

В общей сложности за 10 лет собираемость ТН увеличилась на 103,89 млрд руб., или 124,9%.

График 1. Динамика сборов ТН в 2011–2020 гг. Все графики построены автором по данным ФНС, Госказначейства

График 1. Динамика сборов ТН в 2011–2020 гг. Все графики построены автором по данным ФНС, Госказначейства

Относительно общего дохода ТН занимает в бюджетах в разные годы:

  • 0,43–0,5% – консолидированном;
  • 1,3–1,43% – региональном.

В структуре налоговых местных поступлений сбор за транспорт дает всего 1,86% и находится на третьем месте с конца перед налогами:

  • земельным – 180,6 млрд руб.;
  • НДПИ (на добычу полезных ископаемых) – 80,8 млрд руб.;
  • на имущество физических лиц – 78,7 млрд руб.

Для сравнения, в 2020 г. из 10 035,4 млрд руб. в региональный общий бюджет максимальные суммы дали:

  • НДФЛ – 4 251,9 млрд руб.;
  • на прибыль – 2 926,7 млрд руб.;
  • на имущество организаций – 910 млрд руб.;
  • акцизы – 797,9 млрд руб.
График 2. Транспортный налог в структуре налоговых поступлений в 2020 гг.

График 2. Транспортный налог в структуре налоговых поступлений в 2020 гг.

В разрезе анализа бюджетного дохода этот сбор не стоит на пьедестале приоритетных. Но если сумму, собранную за 2020 г., разделить на всех жителей страны, которых, по данным Росстата, было на 1 января 2021 г. 146,24 млн, получится, что каждый россиянин внес по 1 279,40 руб.

Региональный разрез

Но общий анализ не раскрывает важности транспортного налога для отдельных субъектов. Ведь он идет на пополнение именно местных бюджетов (ст. 14 НК РФ) и может в регионах отличаться в разы. При установке коэффициентов для расчета власти на местах ориентируются на доходы граждан и запросы казны. Поэтому ежегодные платежи даже на одну и ту же модель в разных уголках страны существенно отличаются.

Закон устанавливает базовую ставку, которая зависит от мощности и составляет от 2 до 15 руб. Но регионы могут:

  • увеличить ее, но не больше, чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ);
  • ввести свои градации;
  • утверждать скидки и льготы для определенных категорий.

Кроме этого, традиционно повышающий коэффициент применяют для:

Поэтому и суммы поступлений будут отличаться в разы.

wirestock

Источник: freepik.com/wirestock

По данным Autonews, в 2020 г. приближенные к максимальным ставки (за авто менее 100 л.с.) были в:

  • Москве – 12 руб.;
  • Московской обл. – 10 руб.;
  • Санкт-Петербурге – 24 руб.;
  • Ленинградской обл. – 18 руб.

Еще больше платят за машины в Башкирии, Марий Эл, Вологодской и Курской обл. Условно сюда можно отнести Татарстан, где действует начальная ставка 25 руб. для юрлиц и 10 руб. – для граждан. Посмотрим, сколько в этих субъектах собрали в бюджеты.

Таблица 2. Суммы ТН в регионах с максимальными ставками в 2020 г.

Субъект Всего налогов, млн руб. ТН, млн руб. % от бюджета
г. Москва 4 162 437,3 27 921,1 0,67
Московская обл. 1 122 925,4 15 956,3 1,42
г. Санкт-Петербург 1 545 656,9 12 085 0,78
Татарстан 672 390,1 5 949,8 0,88
Башкирия 369 818,7 3 785,7 1,02
Ленинградская обл. 358 051,5 3 091,8 0,86
Вологодская обл. 77 475 1 588,6 2,05
Курская обл. 61 093,6 1 290,3 2,11
Марий Эл 24 282,6 749,8 3,09

Источник: ФНС

К регионам с минимальным налогом относятся Ингушетия, Крым, Севастополь и Югра. Здесь ставка начинается с 5 руб./л.с. В Свердловской обл. она вовсе 2,5 руб., но за более мощные авто платят по средним для страны значениям. В эту же категорию входят Магаданская обл. – от 7 руб. и Забайкалье – от 10 руб.

Таблица 3. Суммы ТН в субъектах с минимальными ставками в 2020 г.

Регион Всего налогов, млн руб. ТН, млн руб. % от бюджета
Югра 2 300 209,1 3 463,8 0,15
Свердловская обл. 390 258,9 2 967,9 0,76
Крым 73 146,8 997,9 1,36
Забайкалье 39 523,7 700,2 1,77
Магаданская обл. 22 993,6 279,3 1,21
Севастополь 18 234 263 1,44
Ингушетия 5 303,6 83,2 1,57

Источник: ФНС

Как видим, сборы зависят не только от величины ставки. Так, в Марий Эл и Курской обл., где один из самых высоких ТН, суммы поступлений меньше, чем в Югре и Свердловской обл. с минимальными коэффициентами.

В ФНС сообщают, что меньше всего ТН заплатили в:

  • Калмыкии – 199 млн руб.;
  • Республике Тыва – 178,9 млн руб.;
  • Алтае – 167,8 млн руб.;
  • Еврейской авт. обл. – 144,7 млн руб.;
  • Ингушетии – 83,2 млн руб.;
  • Чукотке – 79,2 млн руб.;
  • Ненецком АО – 43,4 млн руб.

Самая интересная картина по Оренбургской обл. Это единственный регион, где за машины мощностью меньше 100 л.с. владельцы вовсе не платят ТН. Такое послабление распространяется только на 1 авто, для остальных работает лояльная ставка 5 руб. За более мощные налог несильно отличается от среднего по стране.

Тем не менее, за 2020 г. в Оренбургской обл. собрали 1 346 млн руб. ТН, это 0,44% от всех налогов (307 268,7 млн руб.).

Кто обеспечивает поступления

Такая диспропорция между минимальными ставками и суммами, которые собирают субъекты с автовладельцев, имеет вполне обоснованное объяснение.

bilanol

Источник: freepik.com/bilanol

В ФНС посчитали, что 55% поступлений обеспечивают владельцы машин с мощностью более 150 л.с. При этом их количество составляет 13% от всех автомобилей. Посмотрим на примере отдельных моделей, сколько собственники таких авто платят в разных регионах.

Таблица 4. Транспортный налог на авто, руб. в год

Модель/регион Toyota Camry 2,5 (181 л.с.) Audi A6 45TFSI (245 л.) Mersedes-Benz G63 AMG (585 л.)
Москва 9 050 18 375 87 750
Марий Эл 9 050 18 375 87 750
Кемерово 8 145 16 660 78 975
Дагестан 6 335 12 250 61 425
Крым 5 430 18 375 58 500
Алтай 3 620 11 025 70 200
Ингушетия 1 810 7 350 23 400

Источник: Autonews

Перспективы

Идея отменить транспортный налог не получила поддержки. В 2021 г. автовладельцы будут его платить по старым правилам. Но что бы было, если все-таки эти суммы перенесли на стоимость топлива?

Однозначно в выигрыше остались бы те, кто пользуется транспортом исключительно для выезда на дачу пару раз в год. Но большинству собственников маломощных авто пришлось платить в разы больше. Ведь дорогой бензин покупали бы и водители, например, Lada Granta (87 л.с.), за которую в 2020 г. ТН был от 435 до 2 175 руб., и владельцы Mercedes-Benz. То есть затраты с дорогих авто перераспределили бы на малолитражки, которые для некоторых граждан являются не статусным имуществом, а средством перемещения, а иногда и заработка.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
1
Средне
1
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Лариса Автор: . Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
30 марта 2021.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!