На пропане на автомобиле можно сэкономить до 49 000 руб. в год
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 22 сентября 2019. Время чтения 8 мин.
Чтобы снизить транспортные расходы на топливе, автовладельцы устанавливают на машины газобаллонное оборудование (ГБО). Самым распространённым считается система LPG, позволяющая работать двигателю на пропане. Стоимость комплекта ‒ от 24 000 до 60 000 руб., в зависимости от производителя и параметров авто: модель, количество цилиндров, мощность. После установки ГБО вносят изменения в паспорт (ПТС) и Свидетельство о регистрации. В течение 1 года вложенные средства окупаются.
По данным Росстата, стоимость бензина и Д/Т выросла с 2009 года в 2,5 раза, что составляет около 110-180%. Например, АИ-92 подорожал с 17,50 руб. до 41,79 руб, а дизельное топливо ‒ с 16,30 руб. до 45,70 руб. На фоне падающих доходов населения рост цен на ГСМ заставляет многих россиян сократить эксплуатацию транспорта. Некоторые нашли выход – перевели машины на газ.
Экономия на пропане в автомобиле оправдывает издержки в течение первого года, а срок службы системы составляет 10-15 лет. Поставить газобаллонное оборудование (ГБО) можно в сервисной мастерской с соответствующим разрешением на переоборудование. Затем фиксируют изменения в МРЭО ГИБДД. Наладчики берут эту услугу на себя, но за отдельную плату.
Сколько стоит на заправках
Пропан – сжиженный углеводородный газ (СУГ) без цвета и запаха, продукт переработки нефти. В автомобилях используется в жидком состоянии в металлических баллонах. Рабочее давление ‒ 4-8-16 атмосфер, в зависимости от сезона: летом больше, зимой меньше. Имеет формулу C₃H₈, а топливная система для транспорта маркируется LPG (Liquified Petroleum Gas).
Пропан получают путём технологической переработки на нефтегазовых предприятиях. Поэтому его стоимость выше, чем у природного ‒ метана. Цена технических газов зависит от многочисленных факторов: налогообложение, спрос, условия и сложность переработки. Например, 1 января 2019 года правительство РФ подняло НДС с 18 до 20%. Этот фактор неуклонно отразился на цене топлива в сторону удорожания.
По прогнозам российских экономистов, в 2020 г. число газифицированных автомобилей вырастет до 370 000, что в 2,2 раза больше, в сравнении с 2016 г. (источник: rg.ru). Возросшая цена бензина и Д/Т позволяет машине на пропане или метане выглядеть более интересной. Растущий спрос на голубое топливо ‒ это ещё один фактор, который стимулирует удорожание горючего.
Справочно! Многие иностранные государства начинают отказываться от эксплуатации транспорта на сжиженном пропане (LPG), отдавая предпочтение более экологичному и дешёвому метану (CNG).
Таблица 1. Сравнительная стоимость топлива в Москве (01.09.2019)
Вид топлива | Объём | RUB |
Аи-92 | 1 л | 41,79 |
АИ-95 | 1 л | 45,89 |
АИ-98 | 1 л | 50,99 |
Дизель | 1 л | 45,69 |
Пропан LPG | 1 л | 21,29 |
EcoGas CNG | 1 м³ | 17,30 |
Источники: gazprom-agnks.ru, benzin-cena.ru.
Для аналогии использовался перечень цен сети АЗС «Нефтьмагистраль» и АГНКС-7 «Газпром». Заправиться СУГ в Мурманске возможно по 24 руб./л, в Краснодаре ‒ за 21,6 руб./ л., а в Новосибирске ‒ 20 руб./л. Практически в каждом регионе есть полугосударственные и частные АГЗС, которых по стране насчитывается около 2 000. Развита сеть стационарных АЗС с газовыми колонками LPG, и работают передвижные заправочные пункты.
Сколько стоит оборудование
Перевод машины на пропан более дешевый, чем на метан. Для модернизации ТС предстоит обратиться в один из сертифицированных центров. Желательно изучить отзывы от компании и узнать гарантийную политику. Самостоятельно вносить изменения в конструкцию автомобиля нельзя.
У пропановых систем (LPG) есть ряд преимуществ перед метановыми аналогами (CNG). Первое – это вес баллона. Емкость изготавливают из тонкой стали, способной выдерживать максимальное рабочее давление до 14-18 атмосфер. Метановые баллоны цельнометаллические толстостенные или композитные, весом от 80 до 130 кг.
Второе ‒ это размер, емкость CNG громоздкая и занимает 45-50% багажного отделения. А пропановые баки лёгкие и вмещаются в нише запасного колеса (тороидальная форма). Ещё 5 достоинств LPG:
- Стоимость установки почти в 2 раза ниже, чем аналогичного ГБО с метаном.
- Облегчённый вес магистралей и запорной арматуры.
- Снижение нагрузки на поршневую группу и рост моторесурса в 1,5 раза.
- Понижается уровень шума двигателя.
- Увеличивается срок службы моторного масла в 1,5-2 раза.
При обращении в автосервис мастер осмотрит машину и составит схему размещения баллона и других элементов системы. После согласования с владельцем начинается монтаж ёмкости LPG, редуктора ГБО и прокладка магистралей. Врезка в охлаждение и подключение. Установка клапанов – бензинового и газового.
Далее монтаж регулятора, электронного блока управления (ЭБУ) и подключение питания. Запуск. Тест. На весь процесс затрачивается 4-8 часов, в зависимости от марки и модели авто. Затем зафиксировать конструкционные изменения в МРЭО ГИБДД.
Таблица 2. Цена установки ГБО LPG 4 поколения (комплект + работа)
Производитель | Тип авто | Кол-во цилиндров | Ёмкость баллона, л. | Стоимость, руб. |
DIGITRONIC (РФ) | седан, х/б | 4 | 54 | 28 000 |
BRC (Аргентина) | седан люкс | 6 | 72 | 38 000 |
OMVL (Италия) | кроссовер | 8 | 92 | 48 000 |
DIGITRONIC | автобус/фургон | 4-6-8 | 100 | 50 000 |
Источник: gas-premium.ru (Санкт-Петербург).
На российском рынке электроники можно найти 5 и 6 поколение ГБО СУГ. В отличие от метанового, которое находится на 4 ступени, пропановое оборудование прогрессирует.
Регистрация
Любые изменения заводской конструкции ТС необходимо зафиксировать в МРЭО ГИБДД. Сотрудник транспортной полиции осматривает автомобиль и вносит отметки в ПТС, СРТС. Но перед этим получают разрешение на установку ГБО, а после усовершенствования ‒ пройти экспертизу об изменении веса и параметров ТС. Обычному человеку довольно сложно преодолеть всю бумажную процедуру самостоятельно, а за эксплуатацию газового оборудования без регистрации предусмотрен штраф.
Чтобы заинтересовать клиентов, многие компании сами занимаются оформлением необходимой документации. Они достаточно компетентны и имеют хорошие связи в МРЭО, что ускоряет процедуру. Однако, за дополнительные услуги придётся доплатить. Например, в компании ООО «ЭХП» (NEW GAS) Санкт-Петербург цена стандартного оформления ‒ 12 000 руб. За ускоренный процесс ‒ 15 000 руб.
Расчет окупаемости
Калорийность ГСУ ниже, чем у бензина. Его удельная теплота сгорания ‒ 47,54 МДж/кг, в то время как у АИ-95 ‒ 44 МДж/кг. По простому, пропан 1,27 л эквивалентен 1л бензина. Например, смешанный расход на Lada Largus ‒ 8 л/100км, а на СГУ будет 9,6 л/100 км. Только таким образом газифицированный двигатель способен выдавать заявленную производителем мощность. Полной заправки АИ-95 на Ларгусе (50 л) хватит на 600 км пути, а целого бака LPG (50 л) ‒ на 500 км. Но за счёт двойной разницы в стоимости выгода существенная.
Таблица 3. Сравнение окупаемости газового оборудования на Lada Largus
Параметры | ГБО «BRC» метан | ГБО «OMVL» пропан |
Цена топливной системы, руб. | 81 900 | 33 000 |
Расход газа на 100 км | 7,2 м³ | 9,6 л |
Стоимость газа, руб. | 16,50 | 24 |
Пробег в месяц, км | 3 000 | 3 000 |
Потребуется на бензин*, руб. | 11 013 | 11 013 |
Издержки на газ, руб. | 3 566 | 6 920 |
Ежемесячная экономия, руб. | 7 447 | 4 093 |
Срок окупаемости, месяцы | 11 | 8 |
*АИ-95: 45,89 руб./литр.
Итого, за год эксплуатации авто на пропане в семейном бюджете остаётся 49 116 рублей. Если включить в расходы регистрацию в МРЭО (12 000 руб.), то она окупится за 3 месяца.
Опасность ГБО: развенчание мифов
Малозатратность эксплуатации машины на голубом топливе очевидна, но сторонников бензиновых двигателей гораздо больше. Многие могут себе позволить перейти на голубое топливо, но откровенно боятся. Самая распространенная страшилка – газ взрывоопаснее бензина. Но это не так. Пары этилированного топлива вспыхнут быстрее, чем пропан. Баллон LPG крепче бензобака и рассчитан на давление 16 атм. При ДТП риск повредить ёмкость под газ меньше.
В случае аварийной утечки, предохранительный клапан перекрывает подачу топлива. А если в автомобиле случится пожар, то после определённой t° сенсор позволит стравить лишнее давление и предотвратить взрыв. Когда автоматика не среагирует на утечку, то на нее не откликнутся органы обоняния человека. Для образования газовоздушной смеси с взрывоопасной концентрацией требуется много времени – в разы больше, чем для появления капель бензина из прохудившегося бензопровода, готовых вспыхнуть в любую секунду.
Мнения пользователей
Узнать о преимуществах и недостатках газификации ТС лучше из первых рук. Для этого зайдите на тематические интернет-форумы, где автовладельцы обмениваются своими впечатлениями.
На портале forums.drom.ru Олег из Санкт-Петербурга поделился, что пробег его машины ‒ 46 000 км, и всё время она эксплуатируется на газе. А тех, кто раздумывает, он призывает не сомневаться и ставить ГБО.
Автовладелец Феликс из г. Твери на той же интернет-площадке написал, что эксплуатирует Шевроле Лачетти и накатал 120 000 км. Особых проблем нет. Единственное замечание к мастерской по установке. Наладчики использовали некачественные шланги на подогрев редуктора, их вскоре пришлось самому заменить. После 2014 г. экономия стала существенной.
Владелец Subaru Impreza 1,8 4wd 1999 г/в (ГБO 4 поколения OMVL) из Барнаула написал на портале forum.auto.ru, что с 2006 года пробег машины ‒ более 120 000 км, из них 99% на газе. При эксплуатации рекомендует обратить внимание на качество свечей, проводов и настройку зажигания. У его жены старый Pulsar на системе 3 поколения LOVATO и «тоже ездит!».
Отрицательных и разгромных отзывов нет. Истории о прогоревших поршнях и клапанах не имеют основания, так как при установке ГБО следует правильно настраивать зажигание. При эксплуатации зимой до t° -30 ничего не «прихватывает».
Полезная информация от мастера по установке топливных газовых систем в видео: «Какое ГБО лучше поставить на автомобиль – советы мастера!» (2017 г.):