Зачем россияне покупают машины с армянскими номерами
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 18 декабря 2019. Время чтения 5 мин.
Россияне нашли плюсы в Таможенных соглашениях ЕАЭС и активно покупают подержанные иномарки в Армении. Цена автомобилей на 25-50% ниже, чем на внутреннем рынке РФ. Это машины с аукционов Америки, Азии и стран Ближнего Востока. Процесс достаточно прост: необходимо приехать в республику, найти «помощника», сделать временную регистрацию, купить автомобиль, зарегистрировать его на себя и вернуться в РФ. В период владения необходимо оплачивать транспортный налог в бюджет республики. Чтобы продать ввезённую иномарку, придётся вернуться в Армению для снятия с учёта.
Глаз водителя всё чаще выхватывает в автомобильных потоках машины с номерами Армении. Нет, это не гости нашей страны и не транзитные путешественники. Это российские граждане, которые предпочли купить транспортное средство (далее ТС) в ближнем зарубежье. Ещё «вчера» было модно владеть машиной из Прибалтики, но этот ручеёк перекрыт властью. Теперь, благодаря обновлённым таможенным правилам, рынок ввозимых подержанных иномарок вновь показал признаки жизни. Как следствие, в России стало много машин с армянскими номерами, а профессия перегонщик снова востребована.
Причина массового появления
10 декабря 2014 года Таможенный союз ЕАЭС пополнился новым участником – Арменией. С этого момента приоткрылась дверь для ввоза в РФ дешёвых иномарок. Однако правило распространялось исключительно на машины, импортированные в республику до конца 2014 г. Спустя 4 года этот барьер упразднили.
Армянская растаможка почти в 10 раз дешевле российской, поэтому ввезённые в республику автомобили продаются дёшево. Жители стран ЕАЭС бросились покупать недорогие, но качественные машины. Но проблема в том, что поставить на российский учёт ТС из Армении сложно и дорого.
Так как регламент ЕАЭС не ограничивает эксплуатацию нерастаможенных машин из стран Союза по дорогам РФ, владельцы свободно ездят с армянской регистрацией. (Для машин из Прибалтики требуется разрешение на ввоз, действующее 6 месяцев).
Последние годы вторичный авторынок Армении стремительно развивался. По сравнению с 2014 г., спрос увеличился в несколько раз. В республику массово импортируют машины из США и Японии. Правда, ввоз последних ограничили в 2018 г., но к процессу подключилась Грузия. Здесь праворульные машины переделывают на леворульные и завозят в страну, где их ожидает российский потребитель.
В чем плюсы
Единственным фактором, который заставляет россиян ехать за машиной на малую родину Шарля Азнавура, является экономия. Но есть и другие преимущества:
- Автомобиль стоит недорого. Например, Toyota Land Cruiser 200, 2016 г.в., продаётся за $20 000, или 1,3 млн руб. (источник: autopro.am). У нас, в объявлениях на Авито, за аналогичную Тойоту продавцы хотят выручить 3,6 млн руб.
- Ниже транспортный налог. Это особенно важно для тех, кто любит мощные автомобили. Чем старше машина, тем меньше платёж.
Например, за 2-годовалый Kia Stinger 2.0 AWD, мощностью 255 л.с., на армянском учёте придётся платить около 20 тыс. руб. в год. А за 10-летний болид аналогичного класса – не более 16 тыс. руб. В России налог за машину с таким двигателем составит порядка 38 тыс. руб., независимо от возраста.
- Камеры видеофиксации нарушений ПДД не выписывают штрафы на автомобили с иностранными номерами. Единой базы данных с государствами ТС у России пока нет.
- Машины поступают из Америки, ОАЭ, Японии и других стран. Качество сборки и материалов на высоком уровне. Многие модели невозможно отыскать на рынке РФ, например минивэны: Toyota Alphard, Honda Odyssey или Mitsubishi Delica D.
Как платить транспортный налог? Многие перечисляют деньги «помощнику», который сопровождал сделку и оформил временную прописку. Некоторые оплачивают сами, через мобильный банк, попутно разбираясь в сложностях армянского языка.
Справочно. Армения планирует сбалансировать таможенные пошлины по отношению к российским с начала 2020 г. Т.е. ввозить «бэушки» станет невыгодно, так как неизбежно вырастут цены и на внутреннем рынке.
Как покупают
Процедура приобретения машины довольно проста. Россиянин приезжает в Армению, где его уже ждёт помощник. Это посредник, который поможет подобрать автомобиль и поторгуется с хозяином. Как правило, сподручных армян рекомендуют россияне на тематических форумах, которые уже пригнали транспортное средство. А у некоторых в республике есть родственники, которые без проблем пропишут у себя.
Услуги представителя стоят $100-$300 (7-20 тыс. руб.). За эти деньги вас возят по автостоянкам и к нотариусу, переводят загранпаспорт на армянский язык, временно прописывают у себя, помогают в выборе и осмотре авто. По отзывам «бывалых», местные жители очень доброжелательные.
После денежных расчётов машину регистрируют на россиянина в дорожном отделе полиции. Владельцу выдаётся свидетельство о постановке на учёт, он же ПТС (в Армении это один документ). Затем необходимо оформить страховку за 1,5-2 тыс. руб. и можно следовать обратно в РФ. Придётся транзитом пересекать Грузию, где на границе потребуется купить местный страховой полис за 900 руб.
Полезная информация! Что делать, если купил машину с запретом на регистрацию
Как продают
Единственный минус в этой схеме – продажа. Сбыть машину в рамках базовой процедуры МРЭО нельзя. Также не допускается дарение. Придётся ехать в Армению и снимать автомобиль с учёта. ГИБДД может переоформить ТС на российские номера, но в таком случае владельцу предстоит оплатить растаможку по тарифам РФ и установить оборудование ЭРА-ГЛОНАСС. Всё это разрушает экономический замысел.
Продать по доверенности? Да, такой вариант возможен. Но машина останется зарегистрированной на прежнем владельце. Это чревато как для продавца, так и для нового хозяина.
Выводы
- Автомобили в Армении дешевле на 30–50%, в сравнении со «вторичкой» в РФ.
- Хорошее качество американской или японской сборки.
- Для покупки машины требуется личное присутствие.
- Небольшой транспортный налог, который придётся перечислять в армянский бюджет.
- Нет ограничений на время эксплуатации в РФ.
- Чтобы снять машину с учёта, предстоит вернуться в республику.
Интересное видео по теме: «Автомобильный бум в Армении. Чем продиктован небывалый спрос»: