Приватизация в России: кто ее придумал
Автор: Виктория Барбаева. Специализация: экономика, финансы. Два высших образования: инженер и финансист. Экономист мебельной компании из Италии. Дата: 29 октября 2019. Время чтения 9 мин.
В 2019 г. исполнилось 27 лет приватизации в РФ. Это самое грандиозное ограбление народа и государства в истории человечества. С 1992 г. было приватизировано более 150 000 предприятий. Вместо них создано 33 000 неэффективных организаций с собственниками, которые зарабатывают на спекуляции, а не на развитии производства. Убытки государства исчисляются триллионами долларов. Кроме того, есть и другие последствия, такие как огромная социальная дифференциация общества и глобальное падение объемов производства.
Разгосударствление собственности осуществлялось в три этапа. В современном мире процесс этот считается частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В РФ в момент перехода к рынку ему отводилась основная роль и результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающую область экономики. Считается, что приватизацию в России придумал Анатолий Чубайс, однако он был лишь руководителем целой группы экономистов.
Программа и ее идеологи
Первый этап приватизации ваучерный, второй – денежный. У каждого из них имеются свои «авторы», но в целом сама идея разгосударствления собственности начала подготавливаться еще Юрием Владимировичем Андроповым. Именно он, будучи Председателем КГБ СССР, разглядел в группе молодых питерских студентов, а затем и преподавателей университета, отличавшихся диссидентскими идеями реформирования экономики страны, будущих создателей схемы ограбления всего государства.
Как пишет в своей книге «Мой XX век. Воспоминания» доктор экономических наук, академик РАН Владимир Алексеевич Виноградов, сам Андропов действительно хотел реформировать страну. Но его целью было постепенное вхождение в Европу и рыночные отношения с максимальной выгодой для нас. Как всегда, после смерти лидера его идеи видоизменили, что в результате вылилось в развал государства и его разграбление.
Но как бы там ни было, в 1982 г., как только Андропова назначили Генеральным Секретарем ЦК КПСС, создалась специальная комиссия Политбюро, целью которой стала подготовка реформирования советской экономики. В нее пригласили группу молодых питерских экономистов во главе с Чубайсом, а также Егора Гайдара, работавшего в то время в центре подготовки реформаторов, организованном еще в 1976 г. Косыгиным.
Так вот именно эта группа и придумала ваучеры. Помимо двух главных идеологов, в комиссию входили:
- Кудрин Алексей Леонидович – председатель Счетной палаты РФ, бывший Министр финансов;
- Кох Альфред Рейнгольдович – заместитель председателя Правительства (1997 г.), председатель Госкомимущества (1996-1997 гг.);
- Игнатьев Сергей Михайлович – председатель ЦБ РФ (2002-2013 гг.);
- Илларионов Андрей Николаевич – советник Президента (2000-2005 гг.);
- Дмитриева Оксана Генриховна – Министр труда и социального развития при Ельцине. Сегодня – руководитель фракции «Партия роста»;
- Мордашов Алексей Александрович – миллиардер, владелец и генеральный директор ПАО «Северсталь»;
- и другие.
Справочно! Григорий Явлинский во времена СССР трудился в правительстве и был инициатором экономических реформ
Второй этап – денежный (1995 г.). При помощи ваучеров были приватизированы по большей части не слишком крупные организации. За плату предлагались промышленные гиганты и предприятия нефтегазовой отрасли. Здесь идеологом выступил Владимир Потанин. Мошенническая схема проста:
- государство размещает на счетах банков («ОНЭКСИМ», специально созданный для этих целей совместно с Михаилом Прохоровым, как и МФК (Международный финансовый клуб), принадлежащий ему, а также «Менатеп») суммы, за которые предполагается продать компанию;
- банк предоставляет Правительству кредиты под залог крупных предприятий;
- естественно, деньги не возвращались (фактически они были государственными. Это было одно из условий финансирования. Банк же по прошествии времени устраивал залоговый аукцион, где продавал организацию, чтобы вернуть деньги.
Покупатели были известны заранее. Да и цены устанавливались просто смешные для предприятий такого масштаба.
Третий этап получил название точечного и начался в 1997 г. Начиная с этого момента и по сегодняшний день государство периодически выставляет на продажу акции своих предприятий.
Зачем это было нужно
Декларируемые цели приватизации имели очень малое отношение к действительности. В Законе говорилось о создании слоя эффективных владельцев компаний и о том, что частная собственность полезнее, чем государственная.
Действительные же цели были совершенно другие. Это была масштабная афера по перераспределению собственности в пользу нового привилегированного слоя. Как признался сам Анатолий Чубайс на семинаре в МГУ, главная задача была достичь точки невозврата, т.е. развалить старую систему и создать ситуацию, в которой возникнет слой людей, которые мертвой хваткой вцепятся в свою новую собственность и не позволят вернуться прежним порядкам. Он говорил также: «Каждый проданный завод – это гвоздь в гроб коммунизма. Дорого берут – хорошо, дешево берут – тоже хорошо. Мы и приплачивать готовы, лишь бы коммунисты не вернулись к власти».
Справка! К моменту выборов 1996 г. рейтинг Зюганова составлял более 35%, что обеспечило бы ему легкую победу.
Прежде всего важно было отстранить от приватизации народ. Специально перед началом процесса провели денежную реформу и все накопления граждан обнулили. Потом раздали ваучеры. Вроде бы людям что-то дали и они могут участвовать, а на практике собственность перешла исключительно в руки «своих».
По мнению Абрамова Михаила Давыдовича, президента аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, ваучеры – это лишь прикрытие с целью легализации уже произошедшей приватизации, т.е. активы разобрали, но это надо было как-то узаконить. На самом деле никто не пытался создавать класс грамотных управленцев.
Василий Симчера, вице-президент российской академии экономических наук, считает, что требовалось каким-то самым дешевым способом получить активы Советского Союза. Простым путем такого сделать было нельзя, поэтому действовали по рецепту великого русского писателя Салтыкова-Щедрина, говорившего: «Если хочешь дело выиграть – запутай его».
Интересно! Чем занимался Геннадий Зюганов до распада СССР и как стал лидером коммунистической партии
И что же в итоге
В 1991 году Россия была второй экономикой планеты – 20% мирового ВВП производилось в нашей стране. По многим позициям мы выходили на 1 место. По прогнозам аналитического центра Абрамова М.А., если бы приватизации не было, то рост экономики составил бы минимум 300%.
Как заявляет Колганов Андрей Иванович, заведующий лаборатории сравнительных исследований экономического факультета МГУ, даже в 2018 г. Россия еще не достигла уровня 1990-1991 гг. по производству. То, что сегодня говорят, что мы увеличили объемы в 2-3 раза – это формальный расчет, относительно цифр, после развала. На самом деле объем изготовления продукции в реальном секторе экономики (не сырьевом) в 2018 г. составляет лишь 4% от масштабов 1991 г. Например:
- металлорежущие станки – 5%;
- тракторы – 4%;
- экскаваторы – 6%.
Это практически ничего. Потери громадные. Они оцениваются в 3 триллиона $.
Если говорить о денежном этапе, когда приватизировались предприятия сырьевого комплекса, то и тут ситуация ничуть не лучше. Потанин организовывал залоговые аукционы. По словам А.Б. Чубайса, они были нужны для поднятия рейтинга президента Ельцина, который составлял всего 2%. Было решено, что если срочно не сделать приватизацию, то на выборах победят коммунисты.
Путем аукционов в 1995 г. было приватизировано 12 крупных производств.
Таблица 1. Основные лоты
Предприятие | Доля, % | Сумма, | |
млн $ | млрд руб.* | ||
Норильский никель | 51 | 170,1 | 772,37 |
Мурманское морское пароходство | 23,5 | 4 125 | 18 730,39 |
Лукойл | 5 | 141 | 640,24 |
ЮКОС | 45 | 159 | 734,07 |
Сургутнефтегаз | 40,12 | 88,9 | 410,43 |
ОАО «Мечел» (Челябинский металлургический комбинат) | 15 | 13 | 60,02 |
Источник: С.В. Степашин. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993—2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие)/ *курс на день проведения аукциона
Госкомимущество подсчитало, что общая вырученная сумма была меньше, чем прибыль, которую эти производства получали ежегодно, и составляла всего 1% от балансовой стоимости. Аналитические изыскания Степашина С.В. показали также, что:
- занижение цен на аукционах 1997-1998 гг. привело к потерям в 115 млрд руб.;
- итогом нарушений при продаже 85% акций ОАО «Восточная нефтяная компания» в 2002 г. стало недополучение казной в 425 млн $, или 13,3 млрд руб.;
- при продаже ОАО «Тюменская нефтяная компания» в 2003 г. ее стоимость была уменьшена на 920 млн $, или 28,2 млрд руб.
И так по всем организациям. Другими итогами приватизации можно считать:
- социальную дифференциацию. Доходы россиян сегодня отличаются более чем в 50 раз. Это прямое следствие схем;
- основные средства многих организаций попали в руки иностранных инвесторов;
- другая часть и вовсе оказалась у жуликов и воров, которые не собирались развивать производство, и бизнес стал убыточным;
- материалоемкость (затраты сырья на единицу произведенной продукции) повысилась в 6 раз;
- производительность труда понизилась в 4 раза.
Читайте также! Громкая афера 90-х – финансовая пирамида МММ
Почему так произошло
Первоначальный принцип приватизации был неверен. Главная проблема не в том, что все досталось практически бесплатно, а в том, что оказалось у неэффективных собственников. Они не улучшали производство. До сих пор в России нет разговора об изготовлении нужных вещей. Идет разрушение всего, что не дает деньги сразу, типа добычи полезных ископаемых.
Если рассуждать строго экономически, то не столько важна форма собственности, сколько те реальные отношения, на основе которых она функционирует. Оказалось, что при действующей в 1991-1999 гг. политике реальный сектор, производство стало невыгодным. Более половины предприятий признаны не рентабельными, а прибыль пошла только в сырьевой бизнес и некоторые области сферы услуг.
На этапе становления капитализма страна нуждается в протекционизме, т.е. высоких оградительных пошлинах на импортную продукцию, чтобы дать возможность развиваться собственному производству. Это сознательно не сделали. Гайдар разрешил импорт автотехники, которую в Европе уже запретили эксплуатировать, сельскохозяйственных и прочих машин и станков, для импортеров продукции был введен льготный курс рубля.
В результате Россия в мировой экономике заняла очень интересную позицию: мы уничтожили свое промышленное производство, за счет этого внутренний спрос на сырьевые товары упал и они потоком пошли заграницу, и за счет дешевого массового экспорта мы поддержали другие страны.
Еще одним моментом можно назвать явное нарушение закона, выявленное в результате анализа приватизации в период с 1990 г. по 2003 г., проведенного Степашиным. На самом деле была запрещена продажа объектов нефтегазового комплекса, однако это никого не остановило. Кроме того, Государственный комитет по антимонопольной политике ни разу не отклонил ходатайства зарубежных юридических лиц на покупку контрольного пакета стратегически важных для страны предприятий.