Закон о социальных сетях в 2018 году: одобрена ли инициатива, что ждет пользователей сетей
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 31 января 2018. Время чтения 3 мин.
Законопроект о социальных сетях накладывает ограничения на пользователей и владельцев сайта. Регистрация должна осуществляться только по паспорту, запрещены реклама некоторых товаров и информации, которая может нанести вред детям, а также направлена на разжигание розни. За нарушение установленных положений вводятся штрафы. Контроль возлагается на Роскомнадзор
Законопроект о социальных сетях в 2018 году наделал много шума. Действительно, он накладывает жесткие ограничения на возможность использования популярных интернет-ресурсов, предназначенных для общения, как пользователями, так и владельцами этих сайтов.
Название законодательного акта о социальных сетях было придумано репортерами. Оно краткое и наиболее метко определяет содержание. На самом же деле законопроект был внесен в Госдуму под другим названием: «О правовом регулировании деятельности социальных сетей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Внесение и рассмотрение законопроекта
Законопроект был внесен Виталием Милоновым, депутатом от партии «Единая Россия», 10 апреля 2017 г. В.В. Милонов известен такой инициативой, как принятие закона о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии среди несовершеннолетних.
Таблица 1. Стадии рассмотрения законопроекта о социальных сетях
Дата | Стадия |
10.04.2017 | Регистрация и направление председателю Госдумы |
11.04.2017 | Направление в комитет по информационной политике, информационным технологиям и связям |
12.04.2017 | Дополнение состава инициаторов (вошел М.С. Селимханов) |
24.04.2017 | Дополнение состава инициаторов (вошел М.Е. Бугера) |
09.06.2017 | Возврат законопроекта субъекта законодательной инициативы для выполнения требований Конституции и Регламента Госдумы |
Основные положения
Законопроект о социальных сетях предполагает регистрацию в социальных сетях по паспорту, что значит использование только настоящего имени. Таким образом, дети, не достигшие 14 лет, воспользоваться ресурсом не смогут. Копия паспорта должна направляться в электронном виде администрации сайта. При этом иная персональная информация выдается только по желанию пользователя.
Вводятся многочисленные запреты на распространение, предоставление и передачу:
- в любой форме информации, которая может повредить развитию ребенка, включая передачу напрямую несовершеннолетнему;
- фрагментов разговора и переписки третьим лицам без получения разрешения собеседника;
- информации, пропагандирующей расовую, религиозную, половую и другие виды нетерпимости, употребление алкоголя и курения, нетрадиционные сексуальные отношения, наркоманию;
- информации, призывающей к терроризму и насилию;
- использовать сети для организации несанкционированных митингов и других собраний.
Пользователям запрещается иметь несколько страниц и использовать чужие или вымышленные имена, рассылать спам и нарушать авторские права.
Законопроект также призывает бороться с интернет-зависимостью посредством запрета на использование социальных сетей в рабочее время при выполнении трудовых функций.
В отношении владельцев социальных сетей устанавливаются дополнительные обязанности:
- Проверка подлинности распространяемых материалов и их удаление в случае выявления нарушения авторских прав и несоответствия законодательству (к примеру, при подозрении на призывы к перевороту, разжигание расовой неприязни).
- Осуществлять проверку персональных данных и отказывать в регистрации при выявлении несоответствий.
- Принимать меры по удалению запрещенных материалов.
Законопроект регламентирует и рекламу. В частности, запрещается реклама БАДов, курительных смесей, оккультных и иных аналогичных услуг, включая народную медицину.
Контроль за деятельностью социальных сетей предлагается возложить на Роскомнадзор.
Ознакомиться с полным текстом законопроекта можно здесь.
Ответственность за нарушение положений
Устанавливается и административная ответственность за отдельные нарушения.
Таблица 2. Административная ответственность за отдельные нарушения
Нарушение | Штраф, тыс. руб. | ||
Для физических лиц | Для ИП | Для организаций | |
Реклама запрещенных услуг и товаров | 2 – 2,5 | 100 – 500 | |
Продажа товаров несовершеннолетним | 1 – 2 | 10 – 20 | 20 – 30 |
Нарушение порядка пользования соцсетью | 1 – 3 | – | – |
Предоставление неверной информации при регистрации | 1 – 3 | – | – |
Наличие нескольких страниц | 3 – 5 | – | – |
Спам | 3 – 5 | 100 – 300 | |
Нарушение порядка руководства | 3 – 5 | – | – |
Невыполнение требований по удалению информации, не соответствующей закону | 3 – 5
| 100 – 300
| |
Регистрация пользователей без персональных данных | |||
Присвоение пользователю нескольких страниц | |||
Осуществление спама владельцем сети | |||
Удаление или приостановление аккаунта, владелец которого не нарушил законодательства |
Поправки вносятся и в законы, регулирующие трудовую деятельность граждан. В частности, в закон «О государственной гражданской службе» и Трудовой кодекс. В первом случае использование социальных сетей в рабочее время запрещено, а во втором может быть запрещено трудовым договором.
Законопроект встретил жесткую критику со стороны многочисленных представителей общества, бизнеса и власти.
По итогам рассмотрения законопроект был возвращен субъекту права законодательной инициативы.
Видеоматериал по теме: