Как правильно написать докладную записку
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 6 декабря 2019. Время чтения 6 мин.
Докладные записки подаются по поручению начальника либо по собственной инициативе подчиненного. Цель документа — сообщить вышестоящему должностному лицу важную информацию, требующую управленческих решений. Внутренняя записка составляется по простой форме, а внешняя — на специальном бланке с определенным перечнем реквизитов и в строгом формате.
Иногда недостаточно устно сообщить руководителю о какой-то ситуации или подвести итоги проделанной работы, порученного задания. Для фиксации своих слов необходимо подготовить краткий доклад — записку. Несмотря на простое название, эта форма составляется по строгим правилам документоведения и может повлиять на важное решение начальства.
Что говорит закон
Докладная записка не упоминается в Трудовом кодексе России и близких к нему актах, т. е. она не определена в нормативной базе как отдельное понятие.
Важно! Законом не урегулированы порядок и детали составления докладных, но они широко используются при трудовой деятельности как удобный инструмент коммуникации и трансляции.
При этом в ОКУД ей отведен специальный код — 0286041, и она входит в один раздел с объяснительной и приказом о назначении дисциплинарной санкции.
Кто и кому пишет
Специфика документа в том, что он передает сведения по вертикали, т. е. от подчиненного руководителю — начальнику отдела, уполномоченному лицу, директору и другим людям, которые принимают управленческие решения.
Автор записки — работник, который находится в подчинении адресата. Им может быть не только рядовой, но и руководитель. Например, начальник отдела направляет сведения вышестоящему главе представительства, филиала. Либо — руководитель филиала передает доклад гендиректору. Соблюдается принцип субординации.
На заметку! Можно написать сообщение, миновав непосредственного начальника, только в одном случае — жалоба на последнего. Она адресуется более высокому по рангу должностному лицу.
Когда подается:
- по устному или письменному распоряжению руководителя;
- по инициативе сотрудника.
Причины для создания:
- необходимость урегулировать производственный или хозяйственный процесс — путем предложений по совершенствованию применяемых методик и технологий;
- несогласие с положением, возникшим в результате решения начальства, например для оспаривания наказания;
- изложение своей позиции по конкретному вопросу;
- передача информации для применения дисциплинарного взыскания.
Таким образом, форму представляют подчиненные руководителям для описания какой-либо ситуации, отчета о проделанной работе, предложения новых способов увеличения производительности, улучшения трудовой среды и пр.
Виды
Официальной классификации докладных не существует, но, проанализировав практику, можно выделить следующие:
- внутренние;
- внешние;
- информационные;
- инициативные;
- отчетные.
Внутренние доклады адресуются лицам в пределах компании — начальникам различных отделов, общему руководству. А внешние — направляются в вышестоящие органы, т. е. выходят за рамки фирмы.
Информационные сообщения призваны предоставить сведения о выполняемой трудовой деятельности. Отчетные — о результатах исполненных заданий, распоряжений, инструкций, в целом работы. Инициативные доклады обусловлены возникновением идей по улучшению процесса — в них предлагаются конкретные решения.
Делятся записки и по изложенной в них информации:
- достижения, предложения о вознаграждении и т. д.;
- о неприемлемом поведении, оскорблении достоинства и чести, например пьянстве, хамстве и др.;
- о невыполнении или ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей;
- о нарушении дисциплины и рабочего порядка.
Установленные виды сообщений предназначены для разных целей.
Таблица 1. Отличия от других записок
Критерий | Докладная | Служебная | Объяснительная |
Адресность | По вертикали — от подчиненного руководителю | По горизонтали — между сотрудниками одного уровня | По вертикали |
Наличие в ОКУД | Есть | Нет | Есть |
Цель и мотивы | Описание ситуации с выводами по распоряжению начальства или по своей инициативе | Передача информации в добровольном порядке | Дача объяснений в виду дисциплинарного проступка по требованию руководства |
Источник: Ассистентус
Как составляется
Чтобы правильно написать докладную, требуется знать правила оформления в зависимости от ее вида.
По каким принципам готовится внутренний бланк:
- на специальном листе, разработанном организацией или при его отсутствии собственноручно;
- некоторые компании придерживаются строгих правил брендбука, и в таком случае используется лист с логотипом и иные установленные графические требования;
- указывается название отдела, департамента;
- адресат — кому, адресант — от кого;
- наименование документа – «докладная записка»;
- дата;
- номер доклада;
- заголовок;
- содержательная часть — сам текст;
- список приложений — в случае наличия таковых;
- имя, должность автора;
- подпись с указанием фамилии с инициалами и должности;
- часто добавляется строка «в дело № …».
Скачать шаблон типовой докладной
Требования к внешнему докладу строже:
- лист формата А4;
- расположение всех элементов в соответствии со стандартами ГОСТ0.97-2016;
- использовать бесплатные распространенные шрифты, как Times New Roman, Arial и др.;
- можно выделять полужирным заголовки, названия разделов, реквизиты и небольшие фрагменты в тексте;
- рекомендуемый размер — 12-14 кегль;
- отступ при новом абзаце — 1,25 см;
- интервал между строками — от 1 до 1,5;
- выравнивание по ширине поля.
Какие реквизиты должны присутствовать:
- название отдела, из которого исходит записка;
- должность адресанта;
- доступ к данным (конфиденциальные либо нет);
- если файл электронный, то цифровая подпись;
- герб — России, региона, муниципального образования – располагается по центру над реквизитами фирмы;
- товарный знак или эмблема — если они есть, то размещаются также над информацией о компании в одной строке с гербом.
В стандарте прописаны и другие пожелания к оформлению организационно-распорядительной документации — что входит в реквизиты, как прописываются названия, имена и пр.
Справочно! Дата в записке — день составления документа.
Частные случаи и образцы
Главная часть сообщения — содержательный текст. Чтобы его составить, нужно:
- сформировать описание ситуации, т. е. ответить на вопрос «Что произошло?»;
- вывести результаты (обычно негативные) из-за случившегося;
- предложить решение.
Таблица 2. Образцы внутреннего доклада
Источник: составлено автором
Действия руководителя
После изучения документа получатель вправе удовлетворить изложенную в ней просьбу, принять другое решение или отказать по предложению. Он размещает резолюцию на листе сообщения с собственноручной подписью.
Наглядная инструкцию по написанию докладной приведена в сюжете: