Где учился Михаил Ломоносов: вся правда об образовании великого ученого
Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 6 февраля 2021. Время чтения 7 мин.
Великие открытия Михаила Васильевича Ломоносова стали доступны миру благодаря его неуемной жажде знаний, невероятному любопытству. Несмотря на крестьянское происхождение, нехватку денег, насмешки одноклассников, непонимание некоторых педагогов, мальчишка из поморской деревни стал выдающимся ученым и первым академиком России в области естествознания. Учился Ломоносов всю жизнь и сделал все, чтобы образование стало доступно многим.
Детские испытания
Рос Михаил в семье зажиточного поморского крестьянина Василия Дорофеевича. Род Ломоносовых, по исследованиям д.п.н Татьяны Буториной, впервые упоминался в документах 16 в. и относился к людям предприимчивым со специфическими образовательными традициями и своеобразным характером. Отец его был деятельным, энергичным, наблюдательным, «по натуре добрым», весьма религиозным человеком. Именно ему принадлежал единственный на то время на Севере пруд, где он искусственно разводил рыбу.
Принижающей человека бедности, которую приходилось терпеть значительной части русского крестьянства, Михаилу испытать не пришлось.
«…пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали…»
Из письма И.И. Шувалову, 10.05.1973
Не испытывал он и недостатка в любви. Елена Ивановна – дочь матигорского дьякона, подарившая мужу единственного сына в 1711 г., растила ребенка вдумчивым, смышленым. Но научить грамоте она так и не успела мальчишку, умерла, когда тому исполнилось только 9 лет.
Возможно, жизнь Ломоносова сложилась бы по другому сценарию, если в малолетнем возрасте не выпали на его судьбу тяжкие испытания. Появившаяся в доме мачеха – третья жена Василия – была женщиной грубой, порой жестокой. Она запрещала пасынку учиться, тратить время на пустое чтение.
А желание получить образование у Ломоносова появилось еще во время многочисленных опасных выходов в море с отцом. Только возможности у него такой не было – в единственную в Холмогорах школу словесности детей крестьян не принимали. Поэтому обучал его грамоте С.Н. Сабельников – дьячок Дмитровской церкви. Его настольными книгами стали «Стихотворный Псалтырь» С. Полоцкого, «Арифметика» Л.Ф. Магницкого, «Грамматика» М. Смотрицкого. К 14 годам Михаил Ломоносов грамотно читал и писал, помогал крестьянам составлять прошения и жалобы.
«С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил, оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят…»
Из письма И.И. Шувалову, 10.05.1973
Но родной дом стал чужим и холодным, придирки мачехи – невыносимыми. В 19 лет парень задумался о побеге. И когда отец решил его женить, ночью, взяв книги, и заняв 3 руб. у соседа, отправился в Москву.
«За общую пользу, а особливо за утверждение наук в отечестве, и против отца своего родного восстать за грех не ставлю»
Великовозрастный ученик
Рыбный обоз, направлявшийся в столицу из Холмогор, Ломоносов нагонял 3 суток, и это в лютый холод в декабре. Вся дорога заняла 3 недели, и вот перед юным Михаилом раскинулась Златоглавая. Но его планам поступить в единственное тогда учебное заведение – славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре – препятствовало крестьянское происхождение. Пришлось пойти на подлог. Где именно взял М. Ломоносов документы «сына холмогорского дворянина», история умалчивает, но учеником «Спасских школ» он все же стал.
Малолетние одноклассники насмехались над взрослым огромным Михаилом.
«Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти непреодоленную силу имели… С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил…. с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришел латине учиться!»
Из письма И.И. Шувалову, 10.05.1973
А дальше начинается для прилежного ученика череда счастливых стечений обстоятельств. Пройдя экстерном несколько классов, Ломоносов в 1934 г. отправился в Киево-Могилянскую академию. Разочаровавшись отсутствием уроков по физике и математике, он возвращается в Москву.
В это время сенат предписал Спасским школам прислать в Санкт-Петербург 20 учеников «в науках достойных».
«…остроумия, по нашему мнению, не последнего выбраны и в Московскую синодального правления канцелярию при доношении представлены».
Архимандрит Стефан, ректор Славяно-греко-латинской академии. Из письма Корфу
Так лучший ученик в классе неожиданно отправляется в 1736 г. в составе группы из 12 человек для продолжения учебы в Петербургском университете.
Узнайте, как сейчас подать документы в вуз иногороднему.
В Германии
Но уже в первый год Михаилу Васильевичу посчастливилось попасть в группу по изучению химии, горного дела и металлургии за границей. Для освоения Сибири требовались подготовленные специалисты. Но отправить на учебу нужно было не только грамотных студентов, но и тех, кто свободно владеет немецким и сможет противостоять «различным западным соблазнам», о которых предупреждал профессор Корф.
Вместе с Ломоносовым в Марбургский университет в 1736 г. отправились Райзер и Виноградов для изучения языков и точных наук.
Здесь студент посещал лекции химии, физики, математики, механики. Самостоятельно изучал французский, итальянский языки, литературу, фехтование, рисование, танцы. Со скудного жалования он начал покупать книги, которые стали первыми в его обширной библиотеке.
В Марбурге под руководством профессора Вольфа Михайло получал образование около 3 лет и написал первые научные работы о превращении твердых тел в жидкие.
В 1939 г. он уезжает по предписанию из Петербурга в Фрейберг к Генкелю. Студенты посещали рудники, металлургические заводы, где изучали производственные процессы на практике. Но отношения Ломоносова с преподавателем не заладились, так как Михаил отказывался выполнять черновые работы. Поэтому в мае 1940 г. после очередного скандала он самостоятельно решил, что всему научился в области горного дела, и покинул Фрейбург.
Дорога к научному званию
В течение ближайшего года он искал возможности уехать в Россию. Но не застал посланника в Лейпциге и после неудачной попытки выезда через Голландию и принудительной вербовки в прусскую армию, откуда он дезертировал, осел в Марбурге. Там жила его незаконнорожденная дочка и возлюбленная Елизавета Цильх, с которой Михаил и обвенчался еще до отъезда в Фрейбург.
В Петербург он вернулся в июне 1741 г. в возрасте 30 лет, где занялся изучением естествознания. А через месяц написал 2 диссертации по химии и физике, которые после длительной задержки и подачи прошения самой императрице Елизавете были одобрены.
«Понеже сей проситель, студент Михайло Ломоносов, специмен своей науки ещё в июле месяце прошлого 1741 году в конференцию подал, который от всех профессоров оной конференции так опробован, что сей специмен и в печать произвесть можно… Правительствующего сената и нарочного Академии определения быть ему Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалованья определяется ему с 1742 года, января с 1 числа, по 360 рублей на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи»
Отрывок письма из канцелярии
Это был первый шаг к получению научного признания, дворянского звания и пути открытий.
Читайте о лучших выпускниках МГУ.
Вывод
Ломоносов был вольным крестьянином из зажиточной семьи, но полноценной возможности учиться не имел. Для получения образования сбежал из дома в возрасте 19 лет.
В московскую школу попал по подложным документам, проходил по 2–3 класса за год.
За успехи в учебе направлен в Петербургский университет, а позже – в Германию, где обучался горному, металлургическому делу, точным наукам.