Как стать секретарем и найти работу
Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 24 сентября 2019. Время чтения 5 мин.
Должность офисного работника, ассистента руководителя, помощника актуальна во всех отраслях. Это может быть служащий при Президенте и референт. Зарплата в среднем составляет от 40 до 60 тыс. руб. Профессия секретарь не требует особой подготовки, но для некоторых вакансий необходимы навыки, высшее образование со специализацией “Делопроизводство и архивоведение”.
Профессия секретарь относится к офисным, предполагает использование навыков для организации документооборота. Это может быть:
- делопроизводитель;
- помощник руководителя;
- советник;
- консультант;
- лицо, отвечающее за связи с общественностью;
- другие формы.
История. Первые упоминания относят к временам Римской империи, когда патриции содержали при себе доверенных лиц, у которых можно было спросить совет или поручить любое задание. В России основу профессии заложил Пётр Великий, создав институт секретарей. Брали не всех, только знатных и образованных.
Работники выполняют широкий круг обязанностей. Могут подчиняться и руководить одновременно. Секретари знают всё, являются связующим звеном между руководством и подчиненными. Ими обеспечивается порядок, организованность в административных отношениях.
Функции
Видов категорий работников и выполняемых обязанностей много. Одни достаточно популярны и высоко оплачиваемы, другие ‒ нет. Престиж профессии зависит от отрасли и структуры, в которой трудится специалист. Это может быть референт небольшой фирмы и пресс-секретарь Президента. По обязанностям выделяют:
- ассистенты — помощники управленцев, специалистов. Это «правая рука» руководителя, лицо, способное ответить на любые вопросы, заменить босса в некоторых ситуациях;
- делопроизводители — следят за системой документооборота, ведут архивы, регистрируют, оформляют входящие письма на предприятии;
- дежурный на ресепшен — встречает гостей, клиентов, посетителей, отвечает на телефонные звонки;
- референт — обязан готовить материалы для СМИ, выступления, презентации, сложные проекты;
- технический — навыки быстрого и грамотного набора текстов, многие работники могут выполнять задания, не глядя на клавиатуру.
- переводчики — обязаны владеть в совершенстве иностранным языком, уметь участвовать в переговорах;
- судебные секретари — ведут дела, фиксируют ход заседания, составляют протоколы, печатают акты, рассылают и принимают корреспонденцию;
- офис-менеджеры — оформляют деловую переписку, приказы, распоряжения, договорные документы и т.д.
В тему! Как устроиться помощником депутата.
Особенности профессии
Плюсы и минусы деятельности основаны на отраслевых тонкостях предприятия, в котором выполняются обязанности.
Если труд не интеллектуальный, нет большой ответственности, то работник может не обладать специальными знаниями и навыками, но зарплата также будет низкой. Перспектива карьерного роста не предвидится. Конкуренция на такие должности невысокая.
Когда специалист квалифицирован, то работу можно получить в престижных организациях. Но придётся много времени проводить в офисе, бывать в командировках, сопровождая начальника. Вакансий на такие должности немного, конкуренция высокая. Вероятна перспектива продвинуться, заняв следующую ступень.
В профессии есть явные недостатки. Секретарь, как связующе е звено руководства с подчинёнными, подвергается риску получить обвинения с обеих сторон. Возник ает напряжение и стрессовая обстановка.
Общение с людьми разных характеров требует подготовленности и умения налаживать коммуникацию. Секретарь не может позволить грубость или невнимательность. Необходимо планировать время, руководители часто просят о чём-либо напомнить или что-то сделать в определённый час.
Важная черта профессии — умение сохранять в секрете действия внутри фирмы. Лучше промолчать, нежели разболтать важную информацию.
В тему! Как устроиться помощником судьи.
Образование
Для работы не обязательно иметь вузовский диплом, достаточно окончить техникум по специальному направлению либо курсы, обучающие референтов.
В колледж можно поступить на основе аттестата, в том числе на бюджет. Есть направления:
- секретарь;
- делопроизводитель;
- документационное обеспечение управления и архивоведение.
Срок обучения составляет 2-3 года, в зависимости от базы (9 или 11 классов).
Но востребованы секретари, имеющие дополнительные навыки. Для этого проходят программы по:
- иностранным языкам, в том числе деловому переводу;
- основам информатики, работы с сайтами, программами;
- юридическим азам для составления правовой документации;
- проч ему.
К самым известным учебным заведениям и направлениям, дающим высшее образование лицам, желающим устроиться на престижные должности, относят:
- МГУ;
- МГИМО;
- МИРЭА;
- Калмыцкий ГУ им. Б.Б. Городовикова;
- РГГУ;
- УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина;
- Тюменский ГУ;
- Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
- РГСУ;
- МГИК.
Если специального образования место работы не предусматривает, то достаточно пройти курсы подготовки по документообороту и архивному делу.
Вакансии
Секретари требуются постоянно. Базы данных содержат тысячи предложений с разными условиями работы и уровнем зарплаты. В большинстве первые 2-3 месяца необходимо пройти испытательный срок, который оплачивается ниже обещаемого оклада.
Если специалист имеет высокий образовательный потенциал, необходимые навыки, то вознаграждение может соответствовать среднему уровню на предприятии: от 40 до 60 тыс. руб.
Оплата труда зависит от региона. В Москве, Санкт-Петербурге зафиксированы самые высокооплачиваемые вакансии, в южных субъектах – низкие. Требования к соискателям прямо пропорциональны выставленным зарплатам.
Многие иностранные компании, желающие работать в России или с отечественными корпорациями, выставляют предложения с разной оплатой. Греческие фирмы предлагают должности от 900 €, финские – 2 000 €, шведские – 1 300 €.
От претендентов требуется:
- знание нескольких языков;
- разрешение на работу, визы;
- коммуникабельность, стрессоустойчивость;
- умение ПК;
- грамотность, правописание и др.
Профессия секретарь, несмотря на некоторые минусы, достаточно интересна, имеет перспективы и преимущества. При этом возраст специалиста требуется самый разный. На невысокооплачиваемые работы – до 30 лет, госдолжности – от 35, в бюджетные учреждения – старше 45.
Подробнее о профессии в видео: