Как правильно написать характеристику с места работы
Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 5 августа 2019. Время чтения 5 мин.
Характеристика с места работы – это документ, дающий объективную оценку профессиональным качествам работника, предоставляемый по месту требования в: другое предприятие, кредитные организации, ВУЗы после прохождения практики, судебные и прочие инстанции
Характеристика с места работы – это документ, составляемый работодателем для представления в третьи организации (по месту требования) с описанием профессиональных, квалификационных и личных качеств работника. Как правило, оценка дается отделом кадров либо руководителем подразделения, в котором работает сотрудник.
Обязанность работодателя
По ст. 62 ТК РФ предприятие обязано оформить письмо в течение 3-х рабочих дней с момента подачи заявления.
Рекомендательные письма могут быть запрошены:
- судебными органами;
- кредитными организациями;
- учебными заведениями;
- госорганами для представления к награде;
- предприятиями, куда переводится (устраивается) работник.
Работодатель составляет документ без внешнего давления, исходя из собственных оценок, кроме случая аттестации. Если сотрудник не согласен с текстом, то он может оспорить содержание в судебном порядке или через апелляционную комиссию.
Порядок оформления
Несмотря на отсутствие законодательных нормативов по составлению производственной характеристики, есть некоторые пункты, которые надо учесть, такие как информация об:
- оцениваемом лице: ФИО, паспортные данные, дата рождения, сведения о воинской обязанности, семейный статус, наличие образования, государственных и других поощрений;
- квалификационных качествах: стаж, карьерный рост, навыки, повышение квалификации, достижения, поощрения, взыскания;
- личностной оценке: характер и поведение сотрудника в рамках работы в коллективе, сложных ситуациях, межличностных коммуникациях, уровень ответственности, уважения, авторитета, организаторские способности, инициативность, честолюбие.
Интересно. Зачастую производственную характеристику составляет сам работник, представляя готовый документ в организацию лишь для подписи либо в электронном виде для распечатки на фирменных бланках с реквизитами фирмы.
Особенности написания
Письмо должно быть составлено с учетом объективности и честности, может нести положительную и отрицательную информацию. Сотрудник отдела кадров (начальник) может менять содержание в зависимости от места требования (если оно известно).
Например, гражданину причитается государственная награда. Работодатель указывает на:
- значимость личности для общества;
- профессиональные особенности,
- уникальность,
- награды,
- достижения в работе и общественной жизни.
При этом составитель ориентируется на письмо Администрации Президента РФ от 04.04.2012 № АК-3560, в котором прописаны такие элементы, как:
- стаж не менее трех лет;
- если ходатайствует общественная структура, то решение собрания, совета;
- при инициации награждения третьей организацией указывается «особый» повод, например спасение утопающего, героический поступок и т.д.
В случае перехода на другую должность представляется информация о квалификационных качествах как приоритетная.
Материал в тему! Как оформить увольнение по собственному желанию
Структура документа
Начинают характеристику с заголовка, где обозначают реквизиты предприятия и дату написания. Далее указывают анкетные данные оцениваемого.
Главный раздел – это сведения о деятельности в учреждении: от даты трудоустройства, стажа, карьерных передвижений, заканчивая кругом обязанностей. В этом же пункте рассматриваются достижения и результаты.
Следующим указывают характер работника, психологическую оценку, коммуникативность, способность находить выход из сложных ситуаций, конфликто- и стрессоустойчивость.
Справка. В письме нельзя рассматривать личностные предпочтения и особенности, не относящиеся к деятельности на предприятии. Например: религию, национальность, кулинарные предпочтения или образ жизни.
В завершении необходимо отобразить информацию о поощрениях, внутренних и внешних наградах, знаках отличия либо взысканиях, штрафах, понесенной ответственности, увольнении.
Документ в правоохранительные органы
Письмо в судебную или подобную инстанцию должно составляться, максимально точно отображая все черты характера оцениваемого. Эти элементы важны для принятия соответствующих решений.
Органы запрашивают характеристики в случае, если:
- работник организации стал участником/свидетелем уголовного или административного дела;
- раннее уволенный сотрудник подал заявление о приеме на службу в правоохранительные органы;
- лицо находится под стражей или в розыске;
- прочие.
Руководитель при составлении документа берет на себя ответственность за достоверность предоставляемых сведений.
Студентам
Лица, находившиеся на практике, запрашивают характеристику. В документе указываются основные пункты и оценка (как правило, по пятибалльной шкале), которая служит основанием для общей итоговой аттестации по производственному обучению.
В оценочном листе обозначают подразделение или отдел, где находился практикант, приобретенные навыки, уровень теоретической подготовки.
Часто студента закрепляют за конкретным специалистом, который и оформляет документ для заверения руководством.
Образец положительной характеристики с места практики
Служебная оценка
Служебная характеристика на сотрудника содержит отзыв об основной, научной и прочей деятельности, включающий оценку компетенции, которая складывается из:
- профессиональных качеств, опыта работы, знаний специальности, ориентации в служебных темах, нормативах и законодательстве;
- трудолюбия, уровня активности, своевременности выполнения должностных обязанностей, эффективности труда, решения сложных задач, реакции на разные ситуации;
- лидерских задатков, умения организовывать коллектив, контролировать и координировать работу, решать конфликтные ситуации, анализировать и планировать труд, попечительствовать персоналу;
- психологической устойчивости, этики, культуры, взаимопонимания в коллективе, коммуникабельности, доброжелательности, адекватности к критике.
Например, при положительном отзыве можно отметить: «сотрудник отличается способностью к анализу и сбору необходимой информации, умеет выстраивать несколько вариантов развития событий. Он быстро обучаем, постоянно повышает свою квалификацию. Его уважают коллеги и руководство».