Как нас обаманывают в автосалонах
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 3 декабря 2019. Время чтения 8 мин.
Нечистые на руку продавцы стараются навязать невыгодные автокредиты, скрыть истинную цену авто, подсунуть предварительный договор, подарить/продать кабальный сервисный сертификат, неделями не выдавать купленный транспорт и подсовывают крашеную машину, восстановленную после ДТП на автовозе. Оказаться обманутым может каждый покупатель, а приобретение новой машины даже у официального дилера становится настоящим кошмаром.
Покупка автомобиля в современных реалиях стало непростым событием, с точки зрения взаиморасчётов. Юристы, практикующие защиту прав потребителей, заявляют, что застраховаться от жульничества практически нельзя. Чаще всего попасться на удочку мошенников можно на вторичном рынке. Вместе с этим, клиентов без зазрения совести обманывают в автосалонах, с гордым и ответственным статусом − дилер. На какие моменты советуют обратить внимание эксперты при покупке?
7 распространённых способов обмана
Как показывает многолетняя практика, перечень хитростей, заставляющих клиента хорошенько раскошелиться, очень велик. Не хватит и 3 таких статей, чтобы описать все подводные камни купли-продажи. Но есть основные инструменты мошенничества, которыми пользуются многие автосалоны, как на первичном, так и на вторичном рынке.
Конечно же, стоит отметить, что не все дилеры перешли на тёмную сторону. Ещё остались продавцы, дорожащие своей репутацией и брендом партнёра. Но таких считанные единицы.
Заманчивая цена
Салон указывает на своём сайте или в публичном объявлении привлекательную стоимость автомобиля. Например, Toyota Camry в комплектации «Стандарт» продаётся за 1,5 млн руб. Это ниже рекомендованного прайса на 73 тыс. руб. (источник toyota.ru). Вы звоните в салон, и менеджер подтверждают, что цена действующая, и машина есть в наличии.
Когда клиент приезжает и спрашивает, где же автомобиль, сотрудник разводит руками, так как интересующую Camry продали 5 минут назад. Вам сочувствуют и предлагают оформить заказ на аналогичную машину с ожиданием поставки 3-6 месяцев, но уже по рекомендованной стоимости 1,57 млн руб. Или советуют взять с наличия более дорогую комплектацию «Классик» за 1,73 млн руб.
В чём обман? Клиента хитростью заманивают в салон, где он уже полностью настроенный на покупку, скорее всего, сделает заказ по предоплате или же заберёт другую, более дорогую машину.
Предварительный договор
Продавцы пользуются юридической некомпетентностью большинства граждан и включают в свои мошеннические схемы предварительные соглашения о передаче имущества. Только вот наличие такого договора, непосредственно у капота автомобиля, по крайней мере, странно, но не для продавца.
В этом соглашении дилер прописывает за условную Toyota Camry «Стандарт» сумму в 1,5 млн руб., набирает пункты о дополнительном оборудовании и его стоимости (+ 100 тыс. руб.). Вы соглашаетесь с перечнем и ценой. Расписываетесь.
Далее, в момент узаконивания сделки, на подпись подаётся другой экземпляр договора, где общая цена более высокая, например, 1,67 млн руб. (т.е., машина без скидки + «допы»). Если клиент заметил подтасовку и задал вопрос, то менеджер отвечает, что сначала стороны подписывали предварительное соглашение.
Востребовав ранее заполненный договор, покупатель не найдёт в нём каких-либо пунктов об ответственности салона. Документ составлен грамотными юристами, а всё его содержание будет указано как «ознакомительное». За расторжение сделки с клиента взыщут неустойку 15-20% от стоимости авто. Если это Toyota Camry за 1,67 млн руб., то величина потери составит: 250 – 334 тыс. руб. Оспорить в суде комиссию салона практически невозможно, только с привлечением сильного правозащитника.
Дополнительное оборудование
Вы готовы заплатить за условную Camry 1,57 млн руб. и ни копейкой больше. Но это цена «голого» автомобиля. Те машины, что уже находятся в салоне, как минимум укомплектованы:
- ковриками;
- сигнализацией;
- тонировкой.
Это называется дополнительными опциями, не входящими в базовый прайс. Поэтому, если вы хотите уехать на автомобиле сегодня, то дилер предлагает доплатить за доукомплектование условные 100 тыс. руб.
Менеджер обязательно скажет, что даже после приобретения «голой» машины устанавливать допоборудование в стороннем сервисе нельзя, это претит распространению гарантийной политики. Т.е., нет смысла ждать Camry 3-6 месяцев, а лучше покупать сейчас.
В чём обман? Розничная цена автомобилей устанавливается производителем или дистрибьютором. Маржа дилеров с продажи маленькая, около 10-12%. Чтобы «отбивать» текущие расходы, салоны вынуждены торговать дополнительными аксессуарами, где можно делать наценку 50-100-200% и более. Например, коврики стоят 6 800 руб., когда их реальная цена − 2 500 руб., или сигнализация за 40 000 руб., салону обойдётся за 20 000 руб.
От автора. Если продавец ограничивает покупателя в гарантийном обслуживании, он нарушает статьи 16.2 и 18.6 «Закона о защите прав потребителя». Правовые нормы запрещают навязывание иных товаров/услуг и обязывают дилеров отвечать за качество машины в период гарантийного срока.
Невыгодный автокредит
Во многих салонах есть кредитные отделы, где представители банков рассчитывают и выдают заём на покупку машины. Как правило, 1 сотрудник имеет авторизацию в нескольких финансовых организациях. Каждый банк хочет, чтобы его продукт (автокредит) продавался чаще. Для этого он подкупает работника дополнительными комиссионными выплатами, подарками и прочими бонусами.
Поэтому менеджер постарается оформить кредит в том банке, где более выгодно ему. О клиенте никто не думает. Что делать? Просите рассчитать платежи во всех финансовых организациях и выбирайте тот банк, где для вас самые интересные условия. Учтите, что на заёмщика постараются оформить как можно больше дополнительных страховок (жизни, потери трудоустройства и прочие), от которых он вправе отказаться. Исключение КАСКО, но его можно включить в автокредит.
Скрытые дефекты
Перед тем, как условная Toyota Camry окажется вашей, она проделывает длительный путь до автосалона. Как правило, машины везут на автовозах, которые нередко становятся участниками сильных ДТП. Повреждённые автомобили не утилизируют, а прямиком отправляют в кузовной цех.
Даже если машина прибыла к дилеру без происшествий, то ничто не мешает менеджеру хорошенько стукнуть её на стоянке, переставляя с места на место. Автомобили часто загоняют и выгоняют из салона, используют на тест-драйве, где в обоих случаях нередко царапают покрытие. После таких поездок повреждённое авто приходится красить.
Были примеры, когда сильные порывы ветра валили билборды прямо на припаркованные под ним машины. «Несчастных» не списывали, а реанимировали: меняли им стёкла и крыши с последующей покраской. Затем «потерпевших» продавали с улыбкой, умалчивая о трагичной судьбе. Поэтому приёмка даже нового автомобиля требует участия эксперта с толщиномером.
Подробно, как проверить, была ли машина в ДТП.
Нет ПТС
Когда все формальности соблюдены, кредит оформлен, деньги сданы в кассу – оказывается, что забрать автомобиль сегодня и даже завтра нельзя. Вам назначают дату выдачи через 2-4 недели. Но почему? Потому что у салона нет ПТС (паспорт транспортного средства) на машину, а оформление документов проходило по его ксерокопии.
Так бывает, если автомобиль в салоне на реализации. Т.е. дистрибьютер ждёт, пока дилер с ним рассчитается, а затем вышлет ПТС «первой лошадью». На эти операции как раз и требуется 2-4 недели, в зависимости от удаления партнёров. Хорошо, если продавец заплатит вашими деньгами за вашу машину, а не другую, по принципу пирамиды. Эксперты рекомендуют заранее интересоваться судьбой ПТС, непосредственно перед покупкой.
Как быть? Просите салон оформить гарантийное письмо с точной датой выдачи автомобиля. Требуйте указать пункты о неустойке в случае нарушения сроков, например, 0,5% в день от стоимости автомобиля.
От автора. Сматывают пробег не только перекупщики и серые автосалоны. Не брезгуют этим и официальные дилеры. Убрать лишний километраж могут на автомобилях для тест-драйва или сданных по Трейд-ин.
Дополнительно
Кроме откровенного обмана, у автосалонов существуют вспомогательные меры по привлечению клиентов. Способы могут выглядеть так.
Подарочные путёвки
Бонус действительно приятный, но до того момента, пока автовладелец не посещает туристическое агентство. Здесь может открыться факт, что путёвка предусматривает исключительно проживание, а за билеты и питание придётся доплачивать отдыхающим.
Бесплатная спутниковая сигнализация
Аппаратуру быстро и безвозмездно установят на автомобиль. Однако потом оказывается, что владельцу придётся нести издержки на ежемесячную абонентскую плату: 1,5-2 тыс. руб./мес. Подписав договор, опротестовать его будет крайне сложно и невыгодно, так как демонтаж оборудования придётся оплачивать из своего кармана.
Сервисный сертификат
Дилер предлагает оформить по программе лояльности документ на гарантийное и постгарантийное обслуживание. Как правило, сумма бонуса составляет 50 тыс. руб. В последствие выясняется, что полностью закрывать ТО деньгами сертификата запрещено. Большую часть средств объёмом 80-90% клиенту необходимо вносить дополнительно. Расторгнуть договор нельзя. Т.е., автовладелец становится привязанным к сервису «официалов» на весь гарантийный срок, а это 2-3 года, и десятки, а иногда и сотни тысяч рублей.
Резюме
- Изучите биографию автосалона по отзывам в интернете.
- Выбирайте автокредит, выгодный вам, а не менеджеру.
- Спрашивайте ПТС перед покупкой или требуйте конкретные сроки выдачи машины.
- Подписывайте акт приёмки после внимательного осмотра автомобиля.
- Не покупайте сертификат на техобслуживание, если у вас есть проверенный автосервис.
Посмотрите статью в видео-формате и поделитесь с друзьями:
Комментарии 1
Всё в ёлочку. Эксперту респект.