Как оформить пенсию по потере кормильца
Автор: Медалиев Аюб Хачимович. Опыт работы в ПФР. Инженер в обасти микроэлектроники. Дата: 14 июня 2020. Время чтения 11 мин.
Члены семей, находящиеся на иждивении кормильца, имеют право на получение пенсии в случае его смерти. Гражданам назначают страховые, социальные или государственные пособия. Для оформления подают заявление и прикладывают документы, подтверждающие право на льготу. Решение принимают в течение 10 дней, выплаты осуществляют со дня кончины родственника, но не ранее 1 года до даты обращения.
Близким родственникам умершего пенсионера, если они находятся на его иждивении, предоставляется возможность оформить пенсию по потере кормильца (ППК). Это мера социальной защиты граждан, призванная не допустить ухудшения материального положения членов семьи в случае смерти родственника. Порядок, условия и сроки назначения регламентируются федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ и от 15.12.2001 N 166-ФЗ.
7 фактов о главном
Оформление такого типа выплат имеет свои особенности:
- «Наследникам» назначают тот вид пенсии, который выплачивался кормильцу.
- Для оформления страховой ППК у умершего должен быть стаж работы продолжительностью не менее одного дня.
- Родственникам военнослужащих по призыву пенсии назначает ПФР, по контракту – Минобороны.
- Ограничений по срокам выплат нет, пока соблюдены условия.
- Заявление можно подавать 6 различными способами.
- Предоставляют основные и дополнительные (при необходимости) документы.
- Решение принимают в течение 10 дней. На доукомплектование, если пакет не полный, отводится 3 месяца.
Как и где оформить
В первую очередь для назначения ППК необходимо написать заявление и представить в региональное отделение ПФР.
Скачать заявление о назначении пенсии
В документе указывают личные данные умершего и заявителя, вид обеспечения, на который претендует обратившийся, дополнительную информацию, необходимую для оформления выплат.
Просьбу подают следующими способами:
- Личная явка в территориальное отделение ПФР, находящееся по месту регистрации или пребывания гражданина. В этом случае можно написать сразу под контролем специалиста.
- Почтовое отправление. При таком способе временем получения документа будет считаться дата отправки, указанная в штемпеле на квитанции.
- Посредством обращения в подразделение МФЦ, располагающееся в любом регионе, независимо от места проживания и регистрации.
- Через «Госуслуги».
- Прибегнув к помощи доверенного лица. При назначении данного вида пособий нотариального заверения не требуется, если полномочия не передоверяют третьему лицу. Нотариусы взимают плату только за оформление документа.
- С использованием личного кабинета гражданина на официальном сайте ПФР.
Если выбор способа подачи заявления достаточно широк, то сопутствующие документы можно:
- представить оригиналы лично;
- отправить нотариально заверенные копии почтой;
- через доверенного человека.
В качестве последнего может выступать любой гражданин, достигший совершеннолетия. Если заявитель не имеет возможности или полномочий для обращения в ПФР, тогда его интересы защищают законные представители. Такие функции могут исполнять:
- Для несовершеннолетних:
- до 14 лет — опекуны, родители, в том числе неродные;
- от 14 до 18 лет — родители, попечители.
- Для граждан, признанных судом ограниченно дееспособными, — попечители.
- Для недееспособных — опекуны.
Допускается комбинирование способов.
Пример. У Игнатьевой умер муж, который получал страховую пенсию. Она отправила заявление на назначение выплат по потере кормильца через личный кабинет, поскольку по состоянию здоровья ей сложно передвигаться на большие расстояния. После того как оно было принято, о чем пришло извещение, женщина дождалась возвращения дочки из командировки. Затем оформила доверенность на нее у нотариуса, располагающегося на первом этаже ее подъезда, так как не знала, как ее составить. Нотариус взял деньги только за оформление. Затем дочь отвезла документы в ПФР. Так было выиграно время, потраченное на ожидание возвращения родственницы.
Оформление в личном кабинете
Этот способ подачи заявления позволяет отправить его дистанционно, и в онлайн-режиме получать информацию о дальнейшей судьбе документа вплоть до завершения процесса назначения. Кроме того, в личном кабинете предоставляется много полезных сведений по другим вопросам, имеется возможность заказать справки и документы.
Итак, подаем заявление. Для этого необходимо последовательно выполнить ряд действий.
- Регистрируемся на портале «Госуслуги».
- Заходим на сайт ПФР http://www.pfrf.ru/.
- Выбираем «Личный кабинет гражданина».
- Осуществляем вход в систему с использованием логина и пароля из «Госуслуг». Затем выбираем нужную форму заявления.
- Выбираем территориальное отделение Пенсионного фонда. Данные заявителя заполнять не требуется, так как используются сведения, указанные при регистрации на «Госуслугах». При обнаружении неточностей предоставляется возможность внести корректировки.
- Следующим шагом выбираем вид обеспечения. Заходим во вкладку «Назначение пенсии» и ставим галочку напротив «социальная». В появившемся поле – «по потере кормильца». Отмечаем флажком социальную доплату к пенсии.
- Заполняем раздел «Дополнительные сведения».
- Переходим к подтверждению данных.
На этом этапе страхователь имеет возможность заказать уведомление о приеме заявления, которое придет на указанный адрес электронной почты. Для этого необходимо поставить галочку в соответствующем поле. Далее страхователь берет на себя обязанность своевременно извещать ПФР об изменении условий назначения пенсии.
- По завершении заполнения необходимо сформировать заявление и отправить его в территориальный орган ПФР.
Предоставляется возможность сохранить документ в формате PDF.
На этом процедура считается завершенной. Заявление будет зарегистрировано этой датой, о чем страхователя оповестят текстовым сообщением.
Какие документы необходимы
Для оформления ППК в первую очередь подают заявление установленной формы в клиентскую службу территориального отделения ПФР. К нему прикладывают документы, подтверждающие право страхователя на получение пенсионного обеспечения, которым пользовался умерший кормилец.
Набор основных документов во всех случаях одинаков, дополнительный пакет различается, в зависимости от того, на какой вид пенсии претендует заявитель:
- страховую;
- по государственному обеспечению;
- социальную.
В основной пакет входят:
- паспорт гражданина Российской Федерации. Если не достигнуто совершеннолетие — свидетельство о рождении;
- документ, подтверждающий личность доверенного или законного представителя (при обращении через такового);
- карточка либо бумага в иной форме с печатью ПФР, где указан СНИЛС. Он необходим для следующих лиц: кормильца, заявителя, уполномоченного (при наличии);
- свидетельство о смерти. Если таковое не имеется, его может заменить судебное постановление о признании человека умершим или без вести пропавшим;
- свидетельство о регистрации (расторжении) брака;
- об удочерении (усыновлении);
- если изменялось имя, то справка, подтверждающая сей факт.
В большинстве случаев этот перечень нуждается в доукомплектовании, когда необходимо подтвердить дополнительные обстоятельства, при которых назначаются выплаты.
Для страховой
В перечень входят следующие документы:
- Трудовая книжка.
Она необходима для подтверждения стажа работы.
- Для законного представителя.
Удостоверения, выданные органом опеки или попечительства. Если таковые отсутствуют, их могут заменить решения ООиП, свидетельство об усыновлении, другие.
- Удостоверяющие, что заявитель является членом семьи, находился на иждивении умершего гражданина, и не имеет возможности работать.
Это справки о доходах, из жилищных органов, другие. Если близкий родственник имел зарплату, но потерял ее, то об утрате источника денежных средств, обеспечивавших существование. В спорных ситуациях можно обратиться в суд. Его вердикт будет основанием для признания иждивенцем.
- Для приемных детей.
Необходимо подтвердить, что они воспитывались и обеспечивались отчимом или мачехой, справками о доходах всех членов семьи, документами из жилищных контор.
- Подтверждение, что умершая была матерью-одиночкой.
В такой роли выступает справка из Загса о том, что сведения об отце внесены в свидетельство ребенка по указанию матери.
- Для студентов.
Справка из высшего учебного заведения о том, что претендент на ППК обучается в этом учреждении по очной форме.
- Подтверждение того, что претендент не трудоустроен и осуществляет уход за близкими родственниками умершего (внуками, внучками, братьями, сестрами, детьми).
Для этого требуются трудовые книжки, справки из жилищных органов, в спорных ситуациях ‒ решение из суда.
- Если ППК назначается инвалиду.
Нужна выписка из акта медико-социальной экспертизы.
Перечень достаточно обширен, что связано с многообразием оснований для назначения ППК. Нет необходимости всегда собирать все документы, они в каждом конкретном случае свои.
Пример. Студент новосибирского университета лишился отца на третьем курсе. Он получает стипендию 5 000 руб. и не совмещает учебу с работой. Стипендия доходом не признается, соответственно, ему положена пенсия по потере кормильца на время учебы, если ему на момент обращения будет меньше 23 лет. Для оформления необходимо собрать основной пакет, а из дополнительных документов достаточно справки о том, что он является студентом данного образовательного учреждения заведения по очной форме обучения.
Для социальной
В этом случае понадобятся следующие документы:
- О том, что заявитель принадлежит малочисленным народам Севера.
Таковыми являются паспорт, свидетельство о рождении. При недостаточности сведений предоставляется справка, выданная администрацией региона или общиной народов севера.
- Подтверждение, что умершая пенсионерка являлось матерью-одиночкой.
Это св. ребенка. В нем должна отсутствовать запись об отце, или указано, что сведения о нем внесены по данным, предоставленным матерью.
- Документы, подтверждающие родство с умершим человеком.
Паспорт, св. о рождении, справки из социальных органов, другие. При невозможности предоставления — решение суда о том, что умерший являлся близким родственником заявителя.
- Подтверждение факта инвалидности.
Устанавливает это выписка из акта освидетельствования о признании инвалидом. Он составляется при проведении ежегодной медико-социальной экспертизы.
- Подтверждение обучения в вузе по очной форме.
Исключение – учреждения дополнительного образования.
- Заключение экспертизы об отсутствии противоправных деяний, приведших смерти либо утрате здоровья кормильцем (при необходимости).
Если указанные документы имеются в пенсионном деле, собирать их повторно не нужно.
Для государственной
Перечень документов, необходимых для назначения гражданского государственного обеспечения, не отличается от списка для получения страховой пенсии по ПК.
Исключение составляет обеспечение для родственников:
- военнослужащих по призыву, погибших вследствие военной травмы;
- жертв техногенных катастроф;
- членов летно-испытательного состава (космонавты и приравненные к ним).
Членам семей космонавтов необходимо представлять подтверждающие документы о том, что погибший относился к числу таковых или являлся кандидатом. Если есть, подают бумаги о званиях:
- летчик-космонавт СССР, летчик-космонавт Российской Федерации;
- оговоренных в статье 45 закона от 12 февраля 1993 года № 44 68-1 (Герои Советского Союза, герои России, Ветераны войны, другие).
Также понадобятся подтверждения:
- того, что смерть наступила в результате исполнения служебных обязанностей, связанных с выполнением или подготовкой космического полета;
- размера денежного довольствия умершего.
Близким родственником военных, погибших в период прохождения службы в качестве солдат, старшин, сержантов и матросов, документы, подтверждающие, что смерть связана с ранением, увечьем или болезнью, которые были получены во время несения службы. Таким документом является заключение военно-врачебной комиссии либо медицинской экспертизы.
Членам семей пострадавших от техногенных катастроф необходимо представить заключение о том, что смерть произошла из-за ущерба здоровью, нанесенного во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Прежде чем приступить к формированию пакета бумаг, необходимо выяснить, имеются ли они в пенсионном деле. Такая мера исключит дублирование документов.
Сроки
На рассмотрение отводится 10 дней. Если не хватает документов, на доукомплектование ‒ 3 месяца. ППК назначается от даты подачи заявления. Исключение – пособия по гос. обеспечению, их начисляют с 1 числа месяца, в котором поступило обращение.
Если на дату подачи бумаг не наступило право на пенсию, ее начнут перечислять с момента наступления такового. Выплаты осуществляются от даты смерти кормильца при подаче документов не позже 12 месяцев с этого дня, если позже, то за год до даты обращения.
Пример. Савельев погиб в автокатастрофе 15.01.2019. «Наследники» отправили заявку 16 марта 2020 г. При рассмотрении было установлено, что необходим акт экспертизы о том, что отсутствуют противоправные деяния со стороны родственников, повлекших смерть кормильца. Такая справка была предоставлена 16 апреля. Начисления будут назначены с 16 марта 2019 г.
Выплаты осуществляют бессрочно, до тех пор, пока родственник удовлетворяет условиям получения.
Следует отметить, что ППК распределяют равными долями между всеми членами семьи, удовлетворяющим условиям назначения. Не исключена ситуация, когда размер пенсии окажется меньше прожиточного минимума, установленного для данного региона. В этом случае органы соцзащиты осуществляют социальную доплату до ПМ.
Пример. У жительницы Татарстана умер муж. Она является пенсионером и воспитывает одного ребенка, дочь 14 лет, которая учится в школе и доходов не имеет. Муж получал пенсию 11 500 руб., из них страховая часть составляет 5 813,15 руб, и фиксированная выплата ‒ 5 686,25 руб. У вдовы пенсия – 8 250 руб., из них СЧ – 2 563,75 руб. и ФВ – 5 686,85 руб. По закону супруга имеет право «наследовать» СЧ пенсии умершего, если она больше собственной (при отказе от последней), а дочка претендует как неработающий иждивенец. Страховая доля умершего отца будет распределена между ними поровну. После отправки заявления супруге будет произведен перерасчет, и она станет получать 8 593,4 руб. Дочке будет выплачиваться 2 906,58 руб., и к ней ФВ, равная 5 686,85 руб., что в итоге составит 8 593,4 руб. Прожиточный минимум пенсионера в Татарстане – 7 311 руб., а для детей он установлен в размере 8 889 руб. Дочке назначат ежемесячную социальную доплату – 295,6 руб.
Пособие подлежит ежегодной индексации, причем пересчитывается вся сумма, вместе с доплатой. Каких-либо согласований и заявлений для этого не нужно, выплаты назначают по умолчанию.