Летающие красавицы: русские женщины-пилоты
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 20 января 2020. Время чтения 7 мин.
В рейтинге Bloomberg по числу пилотесс крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» оказалась аутсайдером. По всей стране их насчитывается чуть более 70. Число женщин за штурвалами гражданских воздушных судов для России до обидного мало.
Список типично мужских профессий редеет с каждым годом, потому что девушки осваивают нехарактерные для них направления. И неправы те, кто считает, что управлять самолётами могут только представители сильного пола. В мире это делают уже тысячи красавиц. Женщин-пилотов в России сегодня наберётся чуть более 7 десятков. Но вспомните ВОВ. В истории сохранились имена сотен наших соотечественниц, наводивших ужас на врага на По-2 и даже истребителях. Это Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко, Руфина Гашева, Лидия Литвяк и др. Их военные самолёты были куда опаснее современных авиалайнеров, которые поднимают в небо новые поколения девушек.
В России лицензии пилотов гражданской авиации на конец 2016 г. имели 450 дам. И это очень мало для такой сверхдержавы, как наша. Более того, лишь их часть управляет воздушными судами на практике. В тех же Штатах пилотирует гражданские самолёты не одна тысяча их коллег.
Весь мир
В 2016 г. летало 25,5 тыс. дам, об этом сообщали Anews.
Всего несколько месяцев назад в сети появилось исследование, проведённое международным ресурсом fromAtoB.com. Его опубликовало всемирно известное информационное агентство Bloomberg. Результаты оказались довольно интересными: пилотов женского пола катастрофически мало, они составляют 5,2% от общего количества. Звание КВС имели на планете чуть более 450 женщин.
Учитывались 45 ведущих авиакомпаний мира, среди них и российский «Аэрофлот». Надо сказать, выглядел он не лучшим образом: в списке среди аутсайдеров, на 11 месте с минимумом в 1,4% и 58 летающими девушками.
В это исследование не попала Индия. По заключению Международной ассоциации пилотов, на долю представительниц прекрасного пола в этой стране приходится 13% – больше, чем у лидера данного рейтинга.
Авиастроительная компания Boeing заявляет, что перевозчикам потребуется найти около 800 тыс. пилотов в течение 20 лет, чтобы не отставать от масштабного роста авиационной промышленности.
Русские пилотессы
После того как «Блумберг» опубликовал результаты исследования, «Аэрофлот» уточнил, что среди его пилотов, которых, кстати, не 4 200, а 2 800 чел., уже трудятся 62 женщины. Из них 48 летают, а остальные обучают. 9 – командиры экипажей. На деле доля увеличилась с 1,4 до 2,2%.
И всё же, откуда такая разница? Отчего девушек, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, в России меньше, чем в Европе и США?
В качестве оправдания столь низкой позиции крупнейшего отечественного авиаперевозчика можно привести некоторые доводы:
- Компания не принимает специальных мер, чтобы сохранить преимущественное положение мужчин, равно относится ко всем претендентам. С этим согласился и Bloomberg.
- Многие пассажиры по сей день боятся летать с пилотами-женщинами. Никуда не исчезли стереотипы. Они уверены, что в критической ситуации мужчина сориентируется быстрее и не впадёт в панику.
В критической ситуации не уверен что женщина-пилот сможет принять верное решение
— kondratev.e.a (@KondratevEA) November 26, 2018
- Не слишком много возможностей выучиться на лётчика осталось после распада СССР. Удовольствие это недешёвое. Пока претендентка окажется за штурвалом самолёта и ей доверят перевозку пассажиров, пройдёт уйма времени. Придётся не просто поступить в лётное училище и закончить его. Немало денег уйдёт на отработку практических навыков на тренировочных, а затем грузовых судах, постоянное повышение квалификации.
- Наконец, трудовое законодательство против привлечения женщин к вредным работам. А должность пилота – это постоянные стрессы, перепады давления, смена часовых поясов. Не зря их раньше среднестатистического россиянина отправляют на пенсию.
На конец 2016 г., как сообщает «ВПолете.Онлайн», 450 россиянок получили лётную лицензию. Из них 30 пилотируют пассажирские самолёты. В Штатах в это время из 27 тыс. дам, имеющих лицензию, только 1 тыс. реализует умения на практике.
Лечу в #Сочи с пилотом @aeroflot по имени Елена ✈ Раньше никогда женщины-пилоты не встречались ? pic.twitter.com/q5RXFIt4fY
— Alex Melnichenko (@starmel3000) May 7, 2016
А теперь посчитаем. Большая часть из упомянутой тридцатки, а именно 20, – в «Аэрофлоте». Как подтвердила авиакомпания, на 2019 г. в её штате уже 62 пилотессы.
Плюс в «России» – 6, как минимум 2 – в «Победе». Получается, что «королев небес» гражданской авиации в стране немногим больше 70.
Имена некоторых из них известны далеко за пределами РФ. Они стали первыми в своём деле.
В 2018 г. о рейсах с девичьими экипажами заявила авиакомпания «Победа», чем вызвала общественный резонанс. О страхе перед такими пилотами сообщили многие соотечественники. В конце ноября 2018 г. подобный перелёт был выполнен.
«С первой половины 20 столетия прекрасные представительницы человечества составляли пятую часть военных пилотов сначала Российской Империи, а затем и в Союзе. … справедливости ради отметим: в 70-х в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе» (vpolete.online).
За штурвалом боевых самолётов
Речь не о годах Второй мировой, а о сегодняшнем дне.
Цитата: «Девушки-курсанты Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков смогут управлять самолётами оперативно-тактической авиации. В 2019 г. в заведение поступили 15 девушек», — С. Дронов, командующий ВВС РФ.
Это уже третий набор курсанток. «Известия» и «Военное обозрение» писали о решении министра обороны Сергея Шойгу открыть для девушек должность пилотов истребительных самолётов в 2017 г. За прошедшие два года набора зачислили 31 желающую.
«Только в ВВС США 728 женщин-пилотов» Источник: warhead.su
Покорить небо, находясь за штурвалом авиалайнера, – девичья мечта, которая имеет все шансы осуществиться. Несмотря на стереотипы, открыты двери высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ульяновска, где заветный диплом по специальности «Лётная эксплуатация летательных аппаратов гражданской авиации» может получить любой, у кого хватит умений и упорства.
К тому же Конституция РФ людям обоих полов предоставляет равные права.
Интервью пилотессы в видеосюжете:
Комментарии 20
Сам летал в Египет под управлением женщины пилота. Звали Татьяна фамилию не помню возможно Рыманова. Никакого отличия не заметил. Но четко помню слова пилота: “Посмотрите на право, пролетаем знаменитые пирамиды”. Но рейс благодаря этому запомнился. Спасибо за статью.
Пилотессе компании “Россия” из ролика явно надо подтянуть русский язык. Надеюсь, что другие предметы в Сасовском училище ей преподавали хорошо. Но, посмотрев ролик, я бы с ней не полетел.
Почему-то все эти девушки похожи чем-то на мужиков. Странная особенность пилотов.
Летал с ними в составе экипажа. Думаю это представляет определенные неудобства и дискомфорт в работе. Я уважаю этих женщин за их выбор, но женщине-пилоту и даже женщине водителю свою жизнь не доверяю. Для меня это повышенная опасность из-за разницы в психологии и алгоритмах принятия решений. Мужчина может неправильно понять намерения или действия, что может вызвать развитие непредвиденной ситуации. За последние годы система летной подготовки пилотов в целом сошла на нет и мне зная эту ситуацию изнутри бывает тревожно. Летчики превращаются в операторов коммерция побеждает безопасность полетов увы.
Ни разу не видел ни одной, тока стюардессы. Если бы увидел, сразу бы соскочил, как ошпаренный, с рейса.
Женщинам не место за штурвалом!
Ужас!!! Она хотела пойти на врача, но подумали с родителями, и поехали в Сасовское… Все хотят быть командиром… Она вообще в адеквате???
Пока не будет критической ситуации самолетом может управлять любой. На самолете даже не так опасно как на машине, т.к. критические ситуации реже. Но не дай бог что то пойдет не так. Мужики к этому готовятся с детства – недаром их гибнет в этом возрасте больше. На войне всех девушек на истребителях повыбили. Женские У-2 летали лишь ночью и на короткие вылеты на передовую, когда не было истребителей.Уже только за это они становились героями. Эффективность была на 2 порядка ниже мужских полков У-2.
женщины должны рожать и воспитывать детей. по физическим возможностям только 15% мужчин принципиально могут стать летчиками. из них ассами станут только 15%. то есть из 100 мужиков опытными пилотами станут 2-3 человека. у меня знакомый – денег много-дочку хочет пилотессой сделать. думайте в какой процент пилотов ассов она попадет. командир звена ан 26 ан 24 ту 134.
Пилот, человек умеющий взлетать и садиться. Летчик, человек использующий самолет как боевое оружие. В военное училище набрали девчонок. Это просто деньги на ветер. Даже комментировать тут не чего. Посмотрели бы они в каких условиях живут боевые летчики, и какие у них зарплаты. Уже сейчас бы чемоданы собрали.
Как начали обсуждать трусливые мужики женщин пилотов. А сами то хоть велосипедом управляли, или всех боятся. Не позорьтесь своими комментариями, от них несет трусостью.
А когда фашистов били, то женщины-пилоты были на месте? А теперь такие дискуссии! Женщины в любой профессии надежней мужчин! Просто их надо беречь! Без женщин погибнет род людской! Вот от сюда и желание уберечь наших любимых от опасных профессий! Счастья вам женщины-пилоты! Чистого неба!
Молодец! Девчонка. Так держать. Уважаю.
Под мужскими Именами в некоторых комментах выступили женщины, это видно сразу по истерии. Вот так они и по карьере двигаться привыкли, обманом, интригами, провокациями и спонсорами. Как ее знакомая стала в 25л КВС не пойму, у нас масса мужиков заканчивают и не могут найти место просто пилота, на Северке хвосты заносят в аэроклубе с новенькими свидетельствами, а тут с 23 по 25 уже 5000 ч налетала? Знаю как женщинам дарят права на авто, как они ездят по дорогам долго привыкая к обстановке и чуть что теряют контроль над собой, путают педали, полосы движения, ездят на скорости 40 по центру провоцируя других на опасные обгоны. В СССР был массовый отбор из тысяч, девочки могли бесплатно как и мальчики пройти отбор по таланту и координации движений. Света Копанина – яркий пример прекрасного пилота. А сейчас из чего отбирать, из 2х поступающих на курсе закончат обе, им найдут место мужики которые за время учёбы с ними познакомятся, КВС их сделают тоже связи. Все же понимают реалии нашей жизни, у нас таланты пробиваются с огромным трудом, деньги и кумовство рулят.
Летела 24.02.2020 из Еревана в Москву. Вторым пилотом была женщина, жаль фамилию не запомнила. Чудесно взлетели и приземлились. Удачи всем экипажам!
В 1970-1974 годах работал штурманом ВС ИЛ-14,АН-24, ИЛ-18 В Латвийском Управлении ГА. Командиром АЭ ИЛ-18 была УЛАНОВА ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА ЗАСЛУЖЕННЫЙ ПИЛОТ СССР – Командир женского экипажа устанавливающего мировые рекорды.
В этод пероид в ГА вводился обязательный контроль полётов по СОК-средствам объективного контроля. Естественно экипажи допускали допустимые ошибки в выполнении полета по СОК.
И вот на одном рзборе АЭ разбирались и оценивались эти ошибки. В завершение разбора ЛЮБОВЬ МИХАЙЛОВНА сказала с добротой но СЕРЬЁЗНО (если бы здесь не было женщин я бы сказала какие вы летчики)
Конечно мы её любили и уважали.
У меня 40 лет лётной работы, 21000 часов налёт, ИЛ-14, АН-24, ИЛ-18, ТУ-154, ИЛ-62,
ИЛ-76, ИЛ-96 300. РУМБУЛА, ДОМОДЕДОВО, ВНУКОВО, ШЕРЕМЕТЬЕВО.
Заслуженный Штурман России (ЗШР).
Согласен, что некоторые женщины не то что самолёт, но и велосипедом управлять не могут. Но всё зависит от желания, характера, опытности инструктора и личных качеств пилота или пилотессы. Добавлю, что да, в боевую авиацию лучше не надо им идти, перегрузки, непонятная ситуация, убивать надо. А вот в гражданской, где всё по инструкции, всё по полочкам, просто следуй алгоритму женщина сможет показать себя хорошо. В них нет нашего мужицкого лихачества. Нет такого, что на неисправном или перегруженном самолёте пойдёт в рейс. В современных самолётах много систем которые дублируют пилота, машина просто не даст ошибиться. Пусть мужики воюют, а девчонки возят гражданских, в чём проблемы?
В 25 лет я х.з. конечно как командиром судна стать, но может девчонка просто настолько фанатик неба, что смогла.
КВС Суперджет 100, ранее летал КВС на Ил-76, не смог в ручном режиме посадить более лёгкий самолёт, убил 40 пассажиров и стюарда. Мог даже до а/п назначения долететь, если бы в себе был уверен. Так он ещё в училище полетал на нормальных самолетах, где приборы не были нарисованы компьютером и всё равно облажался. Пилот женщина, по окончании училища, подчеркиваю – лётного училища, первые 10 лет, должна летать в качестве второго пилота у КВС мужского рода, за эти годы “переродиться’, поменять логику мышления. Ранее в ГВФ сначала пилот Ан-2, потом КВС Ан-2, налетал часы, Ан-24. Налетал часы, стал КВС, пожалуйста Як-40, Ту-134, Ил-18, Ил-62. А про полеты за рубеж, это вообще , надо было стать воздушным магом. Если узнаю, что КВС женщина, откажусь от полёта. В 25 лет КВС на BOING? Побойтесь Бога, господа инструкторы, женщины ведь живые люди, не роботы.
Я не пойму, им что, заняться не чем? Летал я с пилотессой (второй пилот) ничего плохого сказать не могу, но дискомфорт жуткий. А потом семья, дети. Мама молодая и красивая бороздит воздушные океаны, а папа, утирает сопли детям? Ну давайте тогда гендерными признаками поменяемся, как в любовь-морковь. Ни в чем не хочу умалять женщин, но они должны оставаться именно женщинами, которых мы обожаем, а не бабами с кайлом или со штурвалом в руках. Не прибавляет это вам ни женственности, ни красоты, а только делает вас мужланками.
Рекомендую внимательно прочитать документальные произведения:
1 “Записки кавалерист-девицы” – Дуровой – единственной дамы-кавалериста в военной компании 1812 -1814 годов. (там – проза жизни ==
ничего общего с “гусарской балладой”).
2 “Летные дневники” и др. произведения Ершова (КВСту-154, суммарный налет более 20 000 часов)
Итог – будет понимание “сермяги бытия” и ликвидация розовых иллюзий.