Сколько стоят гражданские и военные вертолеты — обзор популярных моделей
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 10 октября 2018. Время чтения 8 мин.
Стоимость вертолета зависит от типа двигателя, мощности, вместимости и грузоподъемности. Двухместный Robinson R22 Beta можно взять за $421 тыс., а VIP-версия Ми-8 обойдется в $13,2 млн. Б/у варианты продаются до 70% дешевле.
Купить настоящий вертолет может любой человек — было бы желание и нужная сумма денег на счете. На рынке представлены десятки моделей различной вместимости и мощности. Остановимся подробнее на том, сколько стоит вертолет и от каких характеристик зависит его цена.
Сколько стоят новые и б/у вертолеты в России
Цены на настоящие вертолеты, предназначенные для частных лиц, иногда отличаются в десятки раз. При этом на фотографиях такие машины могут выглядеть почти одинаково.
Разница в цене определяется техническими параметрами: типом и мощностью двигателя, грузоподъемностью, числом сидячих мест и рядом других показателей.
Двигатель — главный фактор, влияющий на стоимость. Популярные гражданские модели оснащаются моторами 2 типов:
- Поршневые. Такие двигатели обладают простой конструкцией, а потому сравнительно дешевы в производстве. Работают на авиационном бензине марки 100LL, но спокойно «переваривают» и автомобильное топливо АИ-95.
- Газотурбинные. Более дорогие моторы, которые обеспечивают высокую мощность и устанавливаются на машины с большой грузоподъемностью. Неприхотливы, хорошо переносят эксплуатацию в тяжелых условиях. Работают на авиационном керосине.
Самые тяжелые машины могут иметь сразу 2 двигателя, что делает их еще дороже.
Грузоподъемность и число сидячих мест — не менее важные факторы. Более просторные модели стоят дороже, чем варианты для 1–2 человек.
Имеет значение и качество отделки салона. Дорогие модели предлагают пассажирам кожаные кресла с удобными спинками и откидными подлокотниками. Наконец, можно выделить целый ряд типично «авиационных» параметров, которые также влияют на стоимость:
- скорость набора высоты;
- максимальная и крейсерская скорость;
- дальность полета на одной заправке;
- максимальная высота полета;
- диаметр винта и прочие параметры, влияющие на технические характеристики.
Обзор популярных моделей
Остановимся на самых популярных гражданских моделях, доступных на российском рынке. Список выстроен в порядке возрастания стоимости.
В обзор не вошли маленькие экзотические модели без кабины, такие как «Микрон». Несмотря на низкую цену, они не снискали популярности среди покупателей.
Robinson R22 Beta
Компания Robinson — лидер по производству гражданских машин. Наиболее доступная модель в линейке производителя — двухместный R22, обладающий 110-сильным поршневым мотором.
Robinson R44 Raven I
Модель Raven I имеет двигатель мощностью в 195 л. с. и способна перевозить до 4 пассажиров. Более дорогая модификация Raven II оснащена мотором, развивающим 210 л. с.
Robinson R66 Turbine
Более вместительный вертолет, в котором могут расположиться 5 человек. Оснащен газотурбинным двигателем мощностью 270 л. с.
Bell 505
Популярная 5-местная модель от Bell Helicopter. Один из самых удобных для пилотирования вертолетов. Оснащен удобным пультом управления от Garmin и обеспечивает отличный обзор из кабины благодаря почти прозрачному капоту.
Airbus Helicopters H130
8-местная модель, развивающая мощность 856 л. с. Может подниматься на высоту до 7 км и проходить до 644 км без дозаправки.
Agusta Westland AW119ke
AW 119ke вмещает в себя до 8 человек. Отличается комфортабельным салоном, надежным оборудованием и большой дальностью полета — до 991 км.
Ми-8 АМТ
Гражданская модификация многоцелевого Ми-8, разработанная в середине 90-х. Чаще всего используется в модификации VIP. В салоне применяется отделка из темного дерева, а для пошива кресел используется светлая кожа.
Стоимость новых и б/у машин
Проще всего купить вертолет у компании, которая специализируется на продаже гражданской авиации. Такие фирмы передают заказчику готовую к эксплуатации машину. Цена на новый вертолет включает в себя все дополнительные затраты и сборы:
- доставку по морю или самолетом;
- таможенное оформление;
- НДС;
- подключение систем безопасности, предусмотренных российским регламентом;
- контрольный облет;
- регистрацию в государственных органах.
В следующей таблице представлены цены на новый транспорт с учетом НДС и других сопутствующих платежей. В списке указаны минимальные расценки у дилеров.
Таблица 1. Сколько стоят новые вертолеты. $1 = 66 руб. По информации Heliport Москва и HeliCo Group.
Название | Цена | |
Тыс. $ | Млн руб. | |
Robinson R22 Beta | 421,0 | 27,8 |
Robinson R44 Raven I | 625,0 | 41,2 |
Robinson R66 Turbine | 1 277,0 | 84,3 |
Bell 505 | 1 913,3 | 126,3 |
Airbus Helicopters H130 | 4 358,0 | 287,6 |
Agusta Westland AW119ke | 5 010,8 | 330,7 |
Ми-8 АМТ VIP | 13 200,0 | 871,2 |
Приобрести дорогую технику у дилеров можно в лизинг. При этом выплата растягивается на срок до 7 лет. Окончательная сумма будет на 20–30% выше изначальной стоимости.
Для полетов не обязательно покупать новый вертолет. На рынке доступны и б/у варианты, которые обычно называют «ресурсными». Они стоят дешевле, но оценить степень износа деталей сможет только опытный механик. Кроме того, покупка б/у транспорта приближает момент капитального ремонта, который обойдется почти в половину стоимости машины.
Таблица 2. Сколько стоит б/у транспорт. $1 = 66 руб. По информации Heliport Moscow и HeliCo Group.
Название | Год | Налет, часов | Цена | |
Тыс. $ | Млн руб. | |||
Robinson R44 Raven I | 2015 | 560 | 378,8 | 25,0 |
Robinson R66 Turbine | 2014 | 90 | 950,0 | 62,7 |
Airbus Helicopters H130 | 2014 | 815 | 3 137,8 | 207,1 |
Agusta Westland AW119ke | 2008 | 800 | 1 700,0 | 112,2 |
Из таблицы видно, что год выпуска и налет серьезно влияют на стоимость покупки. 3-летний Robinson R44 обойдется на 40% дешевле нового, а 10-летний Agusta AW119ke — на 64% дешевле.
Отметим, что в первые 10–12 лет машина теряет самую большую часть своей цены, после чего практически перестает дешеветь. Например, на «Авито» можно найти «Робинсон» R22 от частного владельца за 8,5 млн руб. Это на 70% дешевле, чем новая модель. Очень похожее соотношение (64%) мы уже отмечали в случае с гораздо более свежим Agusta AW119ke.
Сколько стоят военные вертолеты
Однозначно сказать, сколько стоит военный вертолет, довольно трудно. Расценки могут сильно изменяться в зависимости от объема поставок и условий контракта, заключенного с конкретным государством. В следующем списке представлены цены на настоящие военные вертолеты в рублях.
Таблица 3. Сколько стоят военные вертолеты. $1 = 66 руб. Источники: Интерфакс, Портал госзакупок, kazanhelicopter.ru
Название | Цена | |
Млн $ | Млн руб. | |
Ансат-У (учебный) | 5,5 | 363,0 |
Ми-8 АМТШ | 8,6 | 567,0 |
Ка-50 «Черная акула» | 16,0 | 1 056,0 |
Ка-52 «Аллигатор» | 20,0 | 1 320,0 |
Сколько стоил вертолет в СССР
В советское время рынок частных вертолетов практически отсутствовал. Гражданские вертолеты поставлялись по распределительной системе, так что сегодня невозможно точно сказать, сколько они стоили.
Та же проблема характерна и для военной авиации СССР: ее стоимость никогда не становилась достоянием общественности. Известно лишь то, что советские машины стоили меньше, чем их американские аналоги.
Динамика цен
Выяснить стоимость вертолетов в прошлые годы поможет ресурс web.archive.org, который сохраняет старые копии сайтов. С его помощью можно найти отрывочные снимки интернет-магазина Heliport Moscow за 2014 и 2015 год. Проще всего отследить динамику цен на Robinson R44 Raven II.
Таблица 4. Как изменялась стоимость Robinson R44 Raven II с 2014 года. Источник: web.archive.org
Год | 2014 | 2015 | 2018 |
Цена, тыс. $ | 732,0 | 750,0 | 735,0 |
В млн руб. | 26,0 | 48,7 | 48,5 |
Эксперты рынка отмечают, что каждый год производители обновляют свои расценки, так что вертолеты начинают стоить дороже. Однако, в 2018 году цена даже снизилась. Это связано с тем, что таможенные пошлины на легкие вертолеты были отменены, и именно в эту категорию попадает «Робинсон» R44.
Цены на настоящие вертолеты в рублях изменялись в основном из-за курсовой разницы. В 2014 году доллар стоил 36 руб., а в 2015 году — уже 65 руб.
В других странах
Стоимость вертолетов в разных странах в первую очередь зависит от величины таможенных пошлин и НДС. Чем они больше, тем выше цена.
Имеет значение и уровень спроса на частную авиацию. В Европе или США продается значительно больше вертолетов, чем в России, и зачастую там они оказываются дешевле. Для сравнения посмотрим, сколько стоит Robinson R44 Raven II в США, Австрии и Великобритании.
Таблица 5. Цены в других странах мира. Источник: avbuyer.com
Страна | Цена, тыс. $ |
Россия | 735 |
США | 598 |
Австрия | 614 |
Великобритания | 620 |
Дешевле всего купить Робинсон можно в США, так как именно в этой стране находится производство. В Австрии и Великобритании вертолет обойдется дороже.
Видео: обзор Robinson R44 от «Большого тест-драйва»
Ведущие шоу «Большой тест-драйв» подробно расспрашивают владельца «Робинсона» о нюансах его эксплуатации и совершают полет над городом.