Сколько денег нужно на покупку и содержание личного автомобиля

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 15 февраля 2019. Время чтения 6 мин.

Стоимость владения рассчитывается для 8 категорий автомобилей: от компактных седанов до больших внедорожников. Машина B-класса потребует от владельца 195 тыс. руб. в год, а внедорожник класса Land Cruiser 200 — 1,17 млн руб. Итоговое значение включает в себя потерю в цене за 3 года и проценты по кредиту. По сравнению с другими странами, расходы на авто в России остаются сравнительно низкими.

Покупая автомобиль, люди редко представляют себе реальную стоимость его эксплуатации. Чаще всего автовладельцы учитывают только затраты на топливо, а самые наблюдательные также включают в этот список цену страховки и транспортный налог. В результате автомобилисты упускают ряд расходов, существенно повышающих общую стоимость эксплуатации.

Чтобы отразить объективную картину, эксперты рассчитывают особый показатель — стоимость владения автомобилем. Она показывает, какую сумму придется потратить среднестатистическому автолюбителю на покупку и обслуживание авто. Компания PwC регулярно публикует отчеты о том, сколько стоит владение автомобилем в России и других странах. Рассмотрим актуальные данные по самым популярным категориям автомобилей.

Формула расчета

Для каждой марки и модели автомобилей стоимость владения будет отличаться. Это происходит как из-за разницы в цене машин, так и из-за различий в расходах на их эксплуатацию. В статистических исследованиях показатели обычно вычисляются не для отдельных моделей, а для целых классов авто.

Аналитики PwC выделяют 8 основных классов автомобилей на российском рынке. В их число входят наиболее популярные и доступные легковушки, а также кроссоверы и внедорожники. В рамках каждой категории эксперты анализируют расходы на покупку и эксплуатацию авто 5 самых популярных моделей.

Рисунок 1. Автомобили, представленные в различных классах

Рисунок 1. Автомобили, представленные в различных классах

Параметры, определяющие стоимость владения, не зависят от класса машины. Итоговые цифры вычисляются на основании 7 показателей:

  1. Потеря в цене. Разница между ценой нового и 3-летнего автомобиля.
  2. Проценты по кредиту. PwC использует самый популярный сценарий: кредит на 3 года с первоначальным взносом 50%.
  3. Затраты на топливо. Величина пробега зависит от класса авто и берется из открытой статистики.
  4. Налоги и сборы, в том числе постановка на учет в ГИБДД.
  5. Страхование ОСАГО и КАСКО.
  6. Плановые ТО.
  7. Прочие расходы. Покупка зимних шин и их замена 2 раза в год, мойка 2 раза в месяц.

Проще говоря, показатель учитывает сумму всех текущих затрат на автомобиль в первые 3 года, а также потерю в цене и проценты по кредиту за этот период. Очевидно, что итоговые цифры зависят не только от класса автомобиля, но и от региона.

Стоимость владения в Москве

PwC рассчитывает показатель стоимости владения для Москвы. Причина здесь не только в особом положении города, но и в полезности результатов. С небольшой поправкой итоговые цифры будут актуальны для большинства регионов Европейской части России и Сибири, а более половины автовладельцев проживает именно на этой территории.

Рисунок 2. Расчет показателя для легковых авто

Рисунок 2. Расчет показателя для легковых авто

Стоимость владения легковым автомобилем в зависимости от класса отличается более чем в 4 раза. Приведем итоговые цифры (в год) для каждой категории авто:

  1. Компактные (Volkswagen Polo): 195,6 тыс. руб.
  2. Гольф (Volkswagen Jetta): 266,9 тыс. руб.
  3. Средний (Volkswagen Passat): 420,7 тыс. руб.
  4. Бизнес (Mercedes E-klasse): 865,9 тыс. руб.

Важное уточнение: если прибавить к этим цифрам затраты на парковку, итоговое значение вырастет на 23–100% в зависимости от класса авто. Так как сценарии использования автомобиля сильно различаются даже в пределах Москвы, в расчете базового показателя цена парковочных мест не учитывается.

Стоимость владения внедорожниками и кроссоверами существенно выше. Если легковушка компакт-класса обойдется владельцу в 195 тыс. руб./год, то для паркетника уровня Volkswagen Tiguan этот показатель составит 351 тыс. руб./год. Основную прибавку дает более высокая начальная цена авто, которая повышает затраты на покупку, проценты по кредиту и КАСКО. Приведем итоговую цифру для каждой из 4 категорий:

  1. Компактные кроссоверы (Volkswagen Tiguan): 351 тыс. руб.
  2. Среднеразмерные кроссоверы (Nissan X-Trail): 468,4 тыс. руб.
  3. Полноразмерный внедорожник до 3 млн руб. (Volkswagen Touareg): 697,4 тыс. руб.
  4. Полноразмерный внедорожник свыше 3 млн руб. (Toyota Land Cruiser 200): 1 177, 2 тыс. руб.
Рисунок 3. Расчет показателя для внедорожников и кроссоверов

Рисунок 3. Расчет показателя для внедорожников и кроссоверов

На Дальнем Востоке и севере России стоимость владения будет выше, так как бензин в этих регионах стоит дороже, а годовой пробег превышает московские цифры. При этом местные автовладельцы могут сэкономить на КАСКО: в регионах страховка обычно обходится дешевле.

Динамика за предыдущие годы

К сожалению, PwC проводит исследования российского авторынка лишь с 2016 года. Автостат и другие российские агентства никогда не рассчитывали стоимость владения машиной по единой методике. Таким образом, в России нет объективных данных по динамике этого показателя.

Последние отчеты PwC показывают довольно неожиданную картину. В сегменте легковых авто с 2016 по 2017 годы расходы автолюбителей почти не изменились. Главная причина — падение процентных ставок по кредитам и КАСКО. Расходы на топливо выросли, но не перекрыли выгоду от снижения других показателей.

Данные по внедорожникам и кроссоверам оказались не столь радужными. Стоимость владения этими видами авто выросла на 7–10%.

Таблица 1. Изменение показателя с 2016 года

Год Класс B Класс C Компактные кроссоверы Внедорожники до 3 млн руб.
2016 198,8 265,6 327,8 630
2017 195,6 266,9 351 697,4

Источник: PwC

Рисунок 4. Изменение показателя в 2016–2017 гг.

Рисунок 4. Изменение показателя в 2016–2017 гг.

Сколько стоит владение авто в других странах

В мире нет единого подхода к расчету стоимости владения машиной. Разные статистические компании вводят собственные правила расчета итоговых показателей, так что сравнивать их между собой было бы некорректно. Чтобы составить сравнительную таблицу, воспользуемся данными 2 организаций, использующих сравнительно близкие методики:

  • LeasePlan (Европа);
  • Американская автомобильная ассоциация (США).

Таблица 2. Расходы на владение автомобилем в разных странах

Страна Стоимость владения, тыс. руб./год
Норвегия 666,6
Финляндия 574,5
США 558,9
Австрия 490,6
Великобритания 490
Германия 469,6
Испания 435,1
Франция 435
Россия 426,1
Польша 405,8

Источники: LeasePlan, AAA

Стоимость владения авто в большинстве стран выше, чем в России. Это связано с более высокими ценами на топливо, страховку и налоги. При этом расходы на авто в Польше оказались ниже, чем в России.

Видео: стоимость владения Ford Focus 3

Автор ролика привел подробный расчет показателя для одной из самых популярных иномарок гольф-класса в России. Приведенную методику удобно использовать для собственных вычислений.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
15 февраля 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!