Как оформить электронную подпись физическому лицу
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 24 ноября 2019. Время чтения 4 мин.
Простую и квалифицированную цифровую подпись можно получить самому и бесплатно: в МФЦ, на Госуслугах или ФНС. Квалифицированную – только в аккредитованном центре, её цена – от 1 000 до 2 000 руб.
Электронная подпись для физических лиц позволяет получать финансовые услуги, работать на государственных порталах, подавать заявление на поступления в учебные заведения и обращаться за другими услугами онлайн.
Виды
Гражданин может использовать 3 типа подписей:
- Простая – даёт возможность идентифицировать пользователя и предоставляет доступ к просмотру ряда интересующей информации, например штрафам ГИБДД; применяется для направления жалоб, писем в разные инстанции, записи к врачу и решения других жизненных проблем.
- Усиленная неквалифицированная – позволяет подписывать документы, не требующие наличия печати: гражданско-правовые договоры, акты выполненных работ, заявки на оказание услуг, отправка деклараций в налоговую.
- Квалифицированная – имеет кодированную защиту, дает возможность работать по юридически значимым сделкам, взаимодействовать с государственными учреждениями и ведомствами.
Оформление
Процедура получения каждой ЭЦП отличается.
Через Госуслуги
Простая цифровая подпись делается на первой стадии регистрации на портале gosuslugi.ru. Пользователь вносит в базу минимальные сведения. Процедура выполняются онлайн.
Алгоритм:
- После нажатия кнопки «Личный кабинет» на экране появляется окно для входа и активная ссылка для начала регистрации.
- На следующей странице вводятся базовые сведения о пользователе: фамилия, имя, номер контактного телефона, адрес электронной почты.
- Программа автоматически формирует базовую цифровую подпись зарегистрировавшегося пользователя. Через несколько секунд она составляет уникальный код и отправляет на указанный номер телефона (в виде смс) или на почту. Полученный код вводят в поле, которое открылось на экране. Эти действия подтверждают согласие на дальнейшую регистрацию.
- Следующим шагом система предлагает ввести паспортные данные, номер СНИЛС.
На этом этапе процесс регистрации завершён.
В МФЦ
Оформление простой электронной подписи в МФЦ осуществляется сотрудником учреждения. Для этого заявитель предоставляет:
- Паспорт.
- СНИЛС.
- Номер телефона, адрес почты.
Услуга оказывается бесплатно.
Чтобы перевести простую в неквалифицированную, пользователь предоставляет сотрудникам центра паспорт и СНИЛС. После проверки информации, введённой ранее, выдают одноразовый код. Он вводится в личный кабинет на Госуслугах. После этого услугами портала можно пользоваться в полном объёме.
Если гражданин обращался в «Мои документы» за цифровой подписью ранее, то регистрация на Госуслугах не требуется. Для самостоятельного входа понадобится только СНИЛС.
На сайте ФНС
Для оформления неквалифицированной ЭПЦ:
- откройте личный кабинет налогоплательщика на налог.ру;
- перейдите в раздел «Жизненные ситуации»;
- кликните по ячейке «Рекомендуем получить электронную подпись»;
- выберите место хранения: на собственном компьютере или в защищённом хранилище налоговой службы.
После отправки запроса начнется процесс генерации подписи.
Сроки формирования – 1 день, госпошлина не взимается.
Также получить НЭП можно в мобильном приложении или личном визите в ФНС.
Усиленная квалифицированная ЦП
УКЦП подразумевает зашифрованную с применением специальной символьной кодировки информацию, идентифицирующую пользователя. Начальной датой, с которой начинается период её действия, считается момент выдачи результата заявителю. При получении фиксируется в реестре сертификатов ключей.
Оформить можно только в удостоверяющем центре, имеющем лицензию на право выдачи. Список учреждений находится на сайте Минкомсвязи.
Скачать перечень аккредитованных удостоверяющих центров. Актуальный на 16.10.2019 г.
Получить квалифицированную ЭЦП можно у оператора электронного правительства субъекта РФ. В этом случае стоимость оформления обойдётся примерно 1 000 – 2 000 руб. (в зависимости от региона и тарифов самого удостоверяющего центра).
Справочно! Цена УКЭЦП для юридических лиц выше.
Чтобы получить квалифицированную ЭП, понадобятся следующие документы:
- Паспорт.
- СНИЛС.
- ИНН.
- Квитанция об оплате.
- Номер мобильного или e-mail.
Информация вносится в базу при регистрации или передаётся сотруднику организации при личном визите. Срок оформления сертификата ключа проверки подписи — 2-3 дня.
Период действия — 1 год. В правительстве рассматривается законопроект о продлении срока работы УКЭП без переоформления до полутора или двух лет.
Использование ЭЦП и открывшаяся возможность обращения в госучреждения через порталы существенно экономит недостающее время и упрощает процедуры.
Материал в тему! Что такое электронный больничный: как это работает
Подробно об оформлении бесплатно на портале НФС смотрите в видеоролике: