Какая нужна электронная подпись для Госуслуг: как ее оформить

Какая нужна электронная подпись для Госуслуг

Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 25 ноября 2019. Время чтения 6 мин.

Существуют 3 электронные подписи — простая, неквалифицированная и квалифицированная. Первый вид ЭЦП позволяет входить на портал Госуслуги и пользоваться сервисами, оформляется непосредственно на сайте путем регистрации. Для подписания документов и заявлений онлайн требуется усиленная ЭЦП с закрытым и свободным ключами доступа — квалифицированная. Она оформляется в аккредитованных удостоверяющих центрах по платному договору с выдачей сертификата.

Сделать электронную подпись для работы на Госуслугах можно самому, или воспользовавшись коммерческим предложений специализированных организаций. Простую ЭЦП используют для идентификации на сайте, а усиленная заменяет собственноручное визирование документации.

Виды для работы с порталом

В России для входа на электронные ресурсы можно пользоваться 3 видами цифровых подписей:

  • простая (ПЭП);
  • усиленная неквалифицированная (УНЭП);
  • усиленная квалифицированная (УКЭП).

Они отличаются юридическим действием, приравниванием к собственноручной подписи и сферами применения.

Какие подходят для Госуслуг

На портале электронного правительства, или ЕСИА, применяют первую и третью. Второй вид неактуален, т. к. разработан для документооборота между юрлицами.

  • ПЭП — это логин и пароль для входа в учетную запись, коды подтверждения, которые поступают в виде СМС-сообщений на мобильный номер. Эти меры безопасности не дают гарантии, что сведения, удостоверенные секретным словом или числом, не будут изменены после отправки.

На заметку! Простая электронная подпись создана для подтверждения действий физического лица и доказательства, что их совершает действительно реальный человек, а не робот. Ее можно получить бесплатно.

 

Фото: Pixabay / pexels

Фото: Pixabay / pexels

  • УКЭП — наиболее достоверный способ визирования компьютерной документации, правила генерации и использования которого указаны в законе № 63-ФЗ. Чтобы создать ее, нужны алгоритмы криптошифрования, включающие открытый (ОК) и закрытый ключи (ЗК).

ЗК знает только владелец и хранит его на компьютере или на внешнем носителе. Код нельзя сообщать никому, поскольку после его ввода подписывается тот или иной документ. ОК шифра доступна всем — адресаты могут через нее убедиться, что подпись на электронном файле подлинная и информация не подвергалась изменениям после высылки.

Такой тип ЭЦП необходим не только для работы с государственными ресурсами, например для оформления ИНН, но и подачи отчетности в налоговую, пенсионный и др., корреспонденции с партнерами. Не требует дополнительных соглашений, тождественен собственноручной подписи владельца.

Инструкция оформления ПЭП онлайн

На «Госуслугах» простая ЭЦП присваивается на первом же шаге освоения портала — при регистрации аккаунта – и имеет 3 вида:

  • упрощенная;
  • стандартная;
  • подтвержденная.

Как сформировать профиль:

  1. Войдите на сайт ru.
  2. Перейдите в раздел регистрации.

Перейдите в раздел регистрации.

  1. Откроется страница для заполнения полей.

Откроется страница для заполнения полей

 

  1. После ввода информации в пустые графы ждите СМС-сообщение с секретным набором цифр для подтверждения — вот и первая ПЭП. Пользователь вводом кода из SMS подтверждает, что действие совершил человек.

Пользователь вводом кода из SMS подтверждает, что действие совершил человек

  1. Нужно придумать пароль с учетом требований.

Нужно придумать пароль с учетом требований

  1. Регистрация завершена. Учетная запись имеет самый низкий статус — упрощенный. Для его повышения нужно заполнить раздел основной информации и подтвердить личность.

Простая ЭЦП может приравниваться к собственноручной подписи, если:

  • такое условие прописано в нормативно-правовом акте;
  • указано в договоренности между сторонами электронного документооборота.

Простая подпись на ЕСИА по пользовательскому соглашению, которое есть на сайте, дает все возможности после заверения аккаунта. Для этого нужно на выбор:

  • заказать письмо с кодом, дождаться его прихода на домашний адрес и ввести шифр на сайте;
  • посетить любой центр обслуживания — в МФЦ, государственные органы — и предъявить паспорт;
  • воспользоваться интернет-банкингом – «Тинькофф», «Сбербанк Онлайн», «Почта банк Онлайн»;
  • применить УКЭП (для тех, кто уже имел его до начала работы с базой ЕСИА).

Как получить квалифицированную

Выдачей усиленных КЭП занимаются удостоверяющие центры, прошедшие аккредитацию в Минкомсвязи. На сайте ведомства есть актуальная информация о таких организациях.

Скачать список удостоверяющих центров с действующей аккредитацией. Актуально на ноябрь 2019 г.

Инструкция по оформлению:

  1. Посетить один из УЦ на свое усмотрение — выбрать можно после изучения информации на официальных сайтах организаций и общения на различных форумах. Убедиться, что избранная фирма есть в перечне действующих УЦ.
  2. С собой взять паспорт и карточку СНИЛС.
  3. Заключить договор, оплатить цену услуги согласно тарифам компании и получить ЭЦП на флешке либо карте.

Стоимость и сроки предоставления отличаются, но в основном процесс занимает не более 1 дня. Например, компания «Тензор» на своем сайте информирует, что выдает ЭЦП в течение часа, а минимальная цена сертификата — 500 руб.

Примечание! При получении подписи убедитесь, что она корректно работает.

Проверка на сайте

Узнать, подлинная ли ЭЦП и действует ли еще ее сертификат, можно на специальных сервисах. На портале ЕСИА для этого предусмотрена услуга. Как ею пользоваться:

  1. Откройте страницу на Госуслугах.

1. Откройте страницу на Госуслугах

  1. Внизу нажмите на кнопку для загрузки.

Внизу нажмите на кнопку для загрузки

  1. Вставьте файл с ЭЦП. Здесь важный момент — есть присоединенные и отсоединенные подписи. В первом случае нужно добавить один, во втором – два документа.
  2. Впишите код с изображения и нажмите «Проверить».
  3. Будет выдан результат.

Будет выдан результат

Остальные программы для использования, контроля и мониторинга УКЭП платные. Самая распространенная среди них – КриптоАРМ. Первые 2 недели предоставляется в тестовом режиме, далее включаются ограничения или оплачивается полная версия.

Программа разрешает применять УКЭП для любых форматов — даже видеороликов, архивов, а также делает экспресс-проверки полученных документов с опциями запроса детальной справки о квалифицированном сертификате.

Имея усиленную КЭП, можно пользоваться всем спектром сайта «Госуслуги» без необходимости собственноручного подписания заявлений и многократных визитов в госорганы. Посещение будет требоваться только для явки за результатом, например для получения загранпаспорта при замене. При этом важно следить за статусом центра — не лишился ли он аккредитации и не аннулировали ли выданный им сертификат.

Емкая информация об электронной подписи представлена в сюжете:

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
1

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Иванов, главный редактор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
25 ноября 2019.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!