Как оформить электронную подпись физическому лицу

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 24 ноября 2019. Время чтения 4 мин.

pixabay

Простую и квалифицированную цифровую подпись можно получить самому и бесплатно: в МФЦ, на Госуслугах или ФНС. Квалифицированную – только в аккредитованном центре, её цена – от 1 000 до 2 000 руб.

Электронная подпись для физических лиц позволяет получать финансовые услуги, работать на государственных порталах, подавать заявление на поступления в учебные заведения и обращаться за другими услугами онлайн.

Виды

Гражданин может использовать 3 типа подписей:

  1. Простая – даёт возможность идентифицировать пользователя и предоставляет доступ к просмотру ряда интересующей информации, например штрафам ГИБДД; применяется для направления жалоб, писем в разные инстанции, записи к врачу и решения других жизненных проблем.
  2. Усиленная неквалифицированная – позволяет подписывать документы, не требующие наличия печати: гражданско-правовые договоры, акты выполненных работ, заявки на оказание услуг, отправка деклараций в налоговую.
  3. Квалифицированная – имеет кодированную защиту, дает возможность работать по юридически значимым сделкам, взаимодействовать с государственными учреждениями и ведомствами.

Оформление

Процедура получения каждой ЭЦП отличается.

Через Госуслуги

Простая цифровая подпись делается на первой стадии регистрации на портале gosuslugi.ru. Пользователь вносит в базу минимальные сведения. Процедура выполняются онлайн.
Алгоритм:

  • После нажатия кнопки «Личный кабинет» на экране появляется окно для входа и активная ссылка для начала регистрации.

1

  • На следующей странице вводятся базовые сведения о пользователе: фамилия, имя, номер контактного телефона, адрес электронной почты.

2

  • Программа автоматически формирует базовую цифровую подпись зарегистрировавшегося пользователя. Через несколько секунд она составляет уникальный код и отправляет на указанный номер телефона (в виде смс) или на почту. Полученный код вводят в поле, которое открылось на экране. Эти действия подтверждают согласие на дальнейшую регистрацию.

3

  • Следующим шагом система предлагает ввести паспортные данные, номер СНИЛС.

На этом этапе процесс регистрации завершён.

В МФЦ

Оформление простой электронной подписи в МФЦ осуществляется сотрудником учреждения. Для этого заявитель предоставляет:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. Номер телефона, адрес почты.

Услуга оказывается бесплатно.

Чтобы перевести простую в неквалифицированную, пользователь предоставляет сотрудникам центра паспорт и СНИЛС. После проверки информации, введённой ранее, выдают одноразовый код. Он вводится в личный кабинет на Госуслугах. После этого услугами портала можно пользоваться в полном объёме.

Если гражданин обращался в «Мои документы» за цифровой подписью ранее, то регистрация на Госуслугах не требуется. Для самостоятельного входа понадобится только СНИЛС.

На сайте ФНС

Для оформления неквалифицированной ЭПЦ:

4

  • кликните по ячейке «Рекомендуем получить электронную подпись»;

5

  • выберите место хранения: на собственном компьютере или в защищённом хранилище налоговой службы.

6

После отправки запроса начнется процесс генерации подписи.

7

Сроки формирования – 1 день, госпошлина не взимается.

Также получить НЭП можно в мобильном приложении или личном визите в ФНС.

8

Усиленная квалифицированная ЦП

УКЦП подразумевает зашифрованную с применением специальной символьной кодировки информацию, идентифицирующую пользователя. Начальной датой, с которой начинается период её действия, считается момент выдачи результата заявителю. При получении фиксируется в реестре сертификатов ключей.

Оформить можно только в удостоверяющем центре, имеющем лицензию на право выдачи. Список учреждений находится на сайте Минкомсвязи.

Скачать перечень аккредитованных удостоверяющих центров. Актуальный на 16.10.2019 г.

Получить квалифицированную ЭЦП можно у оператора электронного правительства субъекта РФ. В этом случае стоимость оформления обойдётся примерно 1 000 – 2 000 руб. (в зависимости от региона и тарифов самого удостоверяющего центра).

Справочно! Цена УКЭЦП для юридических лиц выше.

Чтобы получить квалифицированную ЭП, понадобятся следующие документы:

  1. Паспорт.
  2. СНИЛС.
  3. ИНН.
  4. Квитанция об оплате.
  5. Номер мобильного или e-mail.

Информация вносится в базу при регистрации или передаётся сотруднику организации при личном визите. Срок оформления сертификата ключа проверки подписи — 2-3 дня.

Период действия — 1 год. В правительстве рассматривается законопроект о продлении срока работы УКЭП без переоформления до полутора или двух лет.

Использование ЭЦП и открывшаяся возможность обращения в госучреждения через порталы существенно экономит недостающее время и упрощает процедуры.

Подробно об оформлении бесплатно на портале НФС смотрите в видеоролике:

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
24 ноября 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Обсуждения закрыты для данной страницы

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!