6 способов проверки, был ли автомобиль в аварии
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 9 октября 2019. Время чтения 7 мин.
Перед покупкой машины проверьте её историю на предмет участия в ДТП. Для этого можно воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом ГИБДД или коммерческим «Автокод». Последний оказывает услуги за 349 руб. Есть ещё несколько платных ресурсов, таких как «Автобот» и «Carfax», с ценой за отчёт 490-2 275 руб. Но в электронной системе могут быть ошибки или отсутствие действительной информации. Поэтому необходимо осмотреть машину.
По статистике ГИБДД, каждый день на дорогах страны совершается 350-500 ДТП. И это только официальные сведения. Большая часть аварийных машин восстанавливается в цехах кузовного ремонта или частных гаражах. Как правило, после реставрации собственник спешит избавиться от дефектного автомобиля. На это существует 3 причины: прочность конструкции и качество лакокрасочного покрытия теперь далеки от заводской нормы, а некоторые считают аварийный транспорт «несчастливым». Чтобы не отпугнуть покупателя, продавцы стараются утаить факт ремонта кузова или приоткрывают только уголок правды, например, говорят: «просто подкрашена». Рекомендуем проявить бдительность и самому проверить, была ли машина в ДТП. Для этого существуют 5 доступных инструментов и 7 рекомендаций для осмотра.
Официальные проверки
В эпоху развитой коммуникативной связи существенно упростилось решение многих вопросов. Примитивизация коснулась и гражданско-правовых отношений при покупке автомобиля. Подыскав для себя подходящую машину на электронной площадке или авторынке, достаточно взять VIN-код машины и узнать ее историю. Сведения о судьбе автомобиля хранятся в базах ГИБДД и страховых компаний. Однако, информация заносится с 2015 года, поэтому узнать более раннюю историю сложно. Для проверки можно использовать 5 способов.
Через ГИБДД лично
Отправляемся в МРЭО и пишем заявление на имя начальника отдела с просьбой предоставить сведения о ДТП с автомобилем. В ходатайстве указываем:
- vin-код ТС;
- контакты для обратной связи;
- прикладываем копию общегражданского паспорта (стр. 2, 3 и 5).
Образец заполнения располагается на стенде «Информация» в ГАИ.
Отказать сотрудники полиции не имеют права, так как процедура регулируется законом № 149 ФЗ от 27.07.2006 «Об информации …», где указано, что граждане могут искать и получать сведения из любых источников, если деятельность не противоречит установленным федеральными законами требованиям. Срок рассмотрения заявления ‒ 10-30 дней.
Через ГИБДД онлайн
Для онлайн-проверки автомобиля необходимо зайти на сайт ГАИ (гибдд. рф). В верхней строке найти вкладку «Сервисы». Открываем её и переходим в раздел «Проверка автомобиля». Служба предложит несколько вариантов отчёта: «Розыск», «Регистрация», «ДТП», «Ограничения». Вводим вин-код и выбираем пункт об авариях. Заполняем капчу-тест, подтверждаем намерения, ожидаем несколько секунд.
На экране устройства (телефон, планшет или ПК) появится схема машины с отметками на кузове. Первый пункт ‒ информация о датах и времени ДТП. Затем идёт список сведений с расшифровками:
- тип происшествия: столкновение, опрокидывание;
- регион, где произошла авария;
- характер повреждений: вмятины, заломы, разрывы вырывы, царапины.
Ниже отображаются данные о марке и модели ТС, его дате выпуска. Это помогает удостовериться, что автомобиль тот самый.
Единственный минус такой проверки – это вероятность получить некорректную информацию. Имеются случаи, когда отмеченные на онлайн-схеме повреждения кардинально расходятся с ущербом, указанным в Справке о ДТП. Например, пострадал задний бампер, а в отчёте указаны боковые двери. Или машина съехала в кювет, а на сайте ГИБДД в пункте характер повреждений ‒ «опрокидывание». Поэтому, если автомобиль обнаружен в базе происшествий, попросите у владельца справку об аварии для сверки.
Через страховую компанию
В этом случае необходимо сходить к агентам. Но получится проверить авто на причастность к авариям при условии, что владелец обращался за выплатой. Если он ремонтировал машину на свои деньги, то информация о повреждениях кузова в электронной базе страховщиков отсутствует.
Для обращения понадобится копия полиса или его серия и номер. В обязанности компании не входит предоставление сведений гражданам. Поэтому результат зависит от общительности соискателя или уровня владения даром убеждения.
Автокод
Самый продуктивный инструмент розыска информации об автомобилях — ресурс avtocod.ru. Это коммерческий сайт, поэтому предоставление отчёта платное и стоит 349 руб. Информация отображается на экране и дополнительно пересылается файлом на e-mail. Программа собирает данные из доступных источников, таких как ГИБДД, страховые фирмы, электронные площадки продажи машин. Поэтому в отчёте могут быть фотографии.
Другие сервисы
К 2019 году появилось много ресурсов, которые предлагают информационные услуги по автомобилям и, в частности, об их истории. Вот краткий перечень самых популярных:
- Автобот (avtobot.net) предлагает найти сведения по гос. номеру или vin-коду автомобиля. Услуга платная, стоит 490 руб., за 5 транспортных средств (мин.). Если приобретение машины осуществляется в Москве, то покупатель может пригласить эксперта для диагностики на место. Цена выезда с отчётом составляет 3 000 руб.;
- Carfax (vincarfax.ru) — коммерческий ресурс, предлагающий пользователями заплатить за 1 выписку $ 35 (2 275 руб.). Чтобы получить услугу даром, необходимо на любом автомобильном форуме разместить ссылку на сайт сервиса, написать несколько отзывов;
- Vincar (vincar.ru) пользуется доступом к базе страховщиков и ГИБДД. Сведения ежедневно обновляются. Сайт продаёт подписку, предлагает установить программу «Лиана-S». «Винкар» выпускает терминалы самообслуживания «Лиана-T», где за оплату можно получить полную информацию о машине. В данный период автоматы доступны в Уфе, Перми, Кирове.
Разработка программ, содержание сервисного персонала требуют средств. Поэтому почти все коммерческие онлайн-ресурсы для поиска информации платные.
Осмотр машины
Любой ремонт кузова, даже самый аккуратный, можно распознать. Для этого необходимо взять на вооружение 7 экспертных методов, которые помогут выявить битую машину:
- Осматривайте автомобиль только при дневном освещении. Начните с расстояния нескольких метров. Двери и крылья не должны иметь разных оттенков. На светлых машинах расхождение тонов лучше заметно в тени. Поверхность кузова должна быть ровной, без бликов. Подтёки краски, пылинки в эмали ‒ это дефекты ремонта.
- Неровные зазоры между деталями выдают аварийную машину. В основном расхождение ширины можно встретить между капотом и крыльями, а также на дверях и крышке багажника. Ещё нестандартные зазоры бывают между фарами и бампером, так как владелец покупает китайские запчасти, которые не соответствуют точным размерам оригинальных деталей.
- Осмотрите оптику. Если одна из фар более прозрачная и выглядит новей, значит, её установили недавно. Спросите у владельца, зачем он её менял. Проверить все стёкла, на них должна быть маркировка автозавода-изготовителя, которая находится в нижнем углу. Если её нет, значит, произошла замена.
- Необходимо оглядеть резиновые уплотнители в дверных проёмах и снаружи. Редко кто из владельцев покупает новые после ДТП, так как они слишком дорогие и долго поставляются. Обычно устанавливают старые с деформацией. Некоторые мастера красят машины с резинками, не аккуратно обклеивая их малярным скотчем. Поэтому могут оставаться напыления, окрасы, которые по забывчивости не отмыли.
- Оцените износ протектора шин. В некоторых случаях он свидетельствует о нарушениях геометрии кузова после сильной аварии.
- Осмотрите крепёжные элементы. Строительные саморезы, заклёпки часто применяют в ремонте автомобиля. Ими прикручивают решётку радиатора, бампер, фары. Иногда оригинальные винты теряют после разборки, а взамен ставят новые. Осмотрите гайки, болты на капотных и дверных петлях. Если на поверхности есть следы от ключа, значит, элементы демонтировали.
- Проведите осмотр лючка топливного бака. Его снимают для подбора краски, и, как правило, крепёжные болты имеют следы отворачивания. Некоторые мастера или владельцы забывают отклеить с внутренней стороны бирку с кодом цвета кузова, которую наносят в магазинах. Это выдаёт недавний ремонт.
На заметку. Некоторые машины восстанавливают очень качественно. Поэтому, чтобы измерить толщину лакокрасочного покрытия, эксперты применяют толщиномер. Он показывает, сколько микрон эмали, грунта или шпатлёвки на кузове. Глубина заводского покрытия ‒ 80-150 мкм. Всё, что выше, ‒ это дополнительные слои. Стоимость прибора ‒ 1 400-32 000 руб.
Возможно, мероприятия бумажной и визуальной проверки машины на предмет ДТП окажутся затратными и трудоёмкими. Однако, после покупки подержанного автомобиля станет невозможно предъявить жалобу продавцу. Потому что в договоре есть пункт: «Претензий по техническому состоянию и комплектности не имею». Подписывая, вы соглашаетесь с условиями сделки.
Интересное видео на тему осмотра при покупке: