Откуда Авито знает историю автомобиля
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 4 декабря 2019. Время чтения 5 мин.
Электронная площадка Авито в 2017 году запустила новый сервис по проверке историй машин – Автотека. Робот собирает данные из открытых бесплатных и платных источников: ГИБДД, страховых фирм, ЕАИСТО, Аудатекс и других, формирует сведения в отчёт и предлагает их купить за 129 руб. Многим Автотека нравится, но эксперты не рекомендуют всецело доверять ресурсу.
С 2017 года на электронной площадке Авито заработал новый сервис – Автотека. По задумке разработчиков, с помощью ресурса покупатель сбережёт время и деньги на поиск и привлечение специалистов для осмотра машины. Он не попадётся на уловку мошенников и сможет избежать неприятностей в процессе эксплуатации транспортного средства после приобретения.
Методы, которыми Авито проверяет историю автомобилей, вызывают ряд вопросов. Ведь существуют моменты в эксплуатации, которые нигде не фиксируются, а верить незнакомцу, публикующему объявление, – дело сомнительное. За 2 года работы Автотека накопила много отзывов, как положительных, так и отрицательных. Что думают о программе эксперты и можно ли доверять полученной информации?
Как проводится проверка
Онлайн-площадка объявлений Avito претерпела массу положительных изменений за последние годы и приобрела различные прорывные функции. Одной из сильных инноваций стал сервис Автотека. Он работает, как обычный агрегатор (коллектор), собирающий информацию об автомобиле из открытых источников и баз данных:
- ГИБДД;
- ЕАИСТО (отметки о прохождении техосмотра);
- РОАД (российские автомобильные дилеры);
- НБКИ (проверка на залог);
- Аудатекс (счета и сведения о ремонте);
- страховые компании;
- социальные сети;
- сторонние электронные площадки («Авто. ру», «Юла» и пр.);
- фотобанки.
Некоторые сервисы платные, поэтому Avito покупает годовую подписку, а расходы включает в цену подготовленного отчёта.
Собранные сведения формируются в определённые разделы:
- технические характеристики;
- год выпуска;
- даты регистрационных действий;
- история аварийности;
- величина пробега;
- выдача дубликатов ПТС;
- случаи угона;
- ограничения и другие.
После подготовки отчёта сервис предлагает пользователю оплатить услугу, и тогда все разделы откроются. Копия выписки отправляется файлом на e-mail заказчика.
Стоимость
Программа Автотека платная. Цена: 129 руб. В 2017 г., когда ресурс появился, сумма услуги составляла 99 руб. Внести деньги можно прямо на странице по банковским картам Visa и Mastercard или путём списания средств с баланса мобильного телефона. Расчёты происходят моментально, а информация будет подготовлена в течение 3 минут. Она останется открытой для заказчика на протяжении 1 месяца.
Насколько правдива
Платформа Автотека – полезный инструмент, которым уже воспользовались десятки тысяч российских автовладельцев. Многим покупателям ресурс помог, они не были обмануты. Все данные сервис берёт из открытых источников, на 95% соответствующих действительности.
Конечно, есть недоработки, требующие устранения. Система часто глючит. Например, путает марки и модели машин. Так Ford Mondeo может запросто стать Ford Sierra, а Chevrolet превратиться в Chery.
Мошенники тоже научились обманывать ресурс. Чтобы скрыть достоверную информацию, они вносят в объявление другой VIN-номер от аналогичной машины, с таким же годом выпуска и цветом кузова. Достаточно изменить 2 последние цифры – и автомобиль становится «чистым».
Достоверность вносимых сведений Авито не проверяет и за мифичность никакой ответственности не несёт. Проявление бдительности возлагается на граждан. Редкий покупатель сверяет сведения ПТС с данными в публикации о продаже. Поэтому банальные схемы обмана работают по настоящий день.
Полезная информация! Автоподстава на дороге – как не стать жертвой аферистов
Советы экспертов
Если вам понравился автомобиль, при осмотре сфотографируйте VIN-номер в ячейке лобового стекла и только тогда проверьте историю в Автотеке или на другом ресурсе. Попросите владельца показать ПТС, ведь иногда в программе стоит галочка «Оригинальный паспорт технического средства», а на самом деле выдан дубликат. А ещё в банках данных нет информации о ремонте кузова за счёт владельца, т.е. после ДТП он не обращался за страховой выплатой. Поэтому аварийная машина может проходить по базам как небитая.
Можно ли доверять
В большинстве случаев сведения в Автотеке актуальные, т.е. соответствуют действительности. Но и здесь ключевую роль играет человеческий фактор. Информация берётся из существующих банков данных, поэтому сервис просто дублирует сведения, вносимые: сотрудниками ГИБДД, страховыми агентами, менеджерами техцентров, приставами и другими. Они иногда ошибаются или делают опечатки, например могут случайно прибавить 1-2 лишние цифры к пробегу.
Даже база ГАИ содержит информацию о ДТП, не всегда соответствующую действительности. Есть случаи, когда автомобиль съехал в кювет, а отмечено опрокидывание. Или произошло повреждение переднего бампера, а сотрудник внёс информацию об ущербе водительской двери. Иногда, наоборот, в истории машины было 1-2 аварии, а в базе данных ГИБДД отсутствуют сведения, поэтому портал Автотека их «не видит». Такие случаи фиксировались неоднократно.
От автора. Банк данных аварийных машин ГАИ появился с 2015 года. Если транспортное средство побывало в ДТП ранее, то, скорее всего, информации об этом в сети не будет.
Базы страховых тоже содержат массу некорректной информации. Есть факты инсценировок аварии мошенниками, с многократно увеличенными суммами ущерба и со счетами на ремонт 500-600 тыс. руб. После этого заказ-наряды с заменами множества деталей попадали в «Аудатекс», а на самом деле автомобиль оставался целым. Есть случаи, когда материалы европротокола не передавались в ГАИ, что также искажает актуальность сведений.
Пробег – ещё один параметр, которому не стоит доверять. Информация о километраже берётся из базы ЕАИСТО, с данными о техосмотре. Во-первых, новые машины не проходят ТО в течение 3 лет, и мошенники могут отмотать лишние десятки тысяч км. Во-вторых, в нашей стране развит рынок серых бланков ТО, которые заполняются со слов автовладельцев, а они редко помнят точные цифры на одометре.
Резюме. Можно ли верить Автотеке? Полностью полагаться на интернет-сервис нельзя. Технические сбои, человеческий фактор и мошеннические схемы – могут сформировать отчёт из некорректной информации.
Менеджер по продаже автомобилей с отзывом о сервисе в видео: «Автотека – отзывы/ проверка авто»: