Что делать, если не выплачивают страховку по ОСАГО
Автор: Анна Николаевна, Юрист. Юрист. Гражданско-правовая специализация. Опыт с 2004 год. Дата: 9 декабря 2019. Время чтения 5 мин.
Если страховая компания незаконно отказывает в выплате по ОСАГО, потерпевший должен сначала попытаться решить проблему мирно. Для этого подается претензия. При отсутствии положительного решения обращаются в РСА, ЦБ РФ и к финансовому уполномоченному. И последний способ получить страховое возмещение – исковое заявление в суд.
В идеале при наступлении случая пострадавший обращается в страховую компанию и получает компенсацию. Часто на практике встречается обратный вариант: потерпевший остается без положенных выплат. Когда страховая не платит по ОСАГО, важно понимать причину отказа и следовать алгоритму действий.
Когда отказ законный
Нормативной базой по вопросу страхования авто является ФЗ № 40 от 25.04.2002. По нему компания правомерно может не выплатить возмещение в ряде случаев:
- нет оформленного полиса ОСАГО или он просрочен;
- столкновение произошло со стеной здания, опорой, памятником и подобным;
- обращение за компенсацией морального вреда;
- ущерб нанесли при погрузке;
- требование выплатить пострадавшим пассажирам, когда суммы подлежат перечислению по страхованию рисков перевозчиком;
- ущерб причинили иному транспорту, чем тот, что прописан в полисе.
Внимание! Получив уведомление, водитель должен оценить, справедливо ли ему отказали возмещать ущерб.
Досудебное урегулирование
Когда есть веские основания полагать, что страховая задалась целью сэкономить, переходите к решительным шагам.
Независимая экспертиза
После подачи заявления о компенсации вреда пострадавший должен в течение 5 рабочих дней предоставить автомобиль для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы по специальной методике. Правила ее выполнения утверждены Банком России Положением № 433-П от 19.09.2014. Уполномочен ее вести эксперт-техник, который прошел профессиональную аттестацию и внесен в соответствующий государственный реестр.
Когда пострадавший не может предоставить транспорт для проведения экспертизы по району нахождения страховой, последняя производит необходимые манипуляции по месту расположения авто в течение 5 рабочих дней. Указанное обстоятельство отражается при написании заявления на выплату.
Цель экспертизы – оценить характер и размер повреждений, а также устранить имеющиеся противоречия и сомнения по делу.
Когда страховщик не осуществляет осмотр и экспертизу в установленные сроки, потерпевший имеет право, согласно п. 13 ст. 12 ФЗ № 40, самостоятельно обратиться за ее проведением или оспорить предыдущие результаты. При этом стоимость процедуры в будущем включается в убытки гражданина.
Внимание! Пострадавший не может сам сделать экспертизу, если дата ее проведения была согласована со страховой, но он не предоставил машину.
Претензия страховщику
Следующий шаг – составление и направление претензии.
Четкой формы этого документа нет, но он должен содержать такие сведения:
- кому и от кого направляется;
- изложение фактов (такого-то числа произошло ДТП, обратился с заявлением, но в выплате отказано или ответ до сих пор не получен, а сроки вышли);
- обоснование вреда (например, оценка стоимости восстановительного ремонта);
- требование выплатить сумму ущерба и убытков;
- дата и подпись.
К претензии прикладываем все имеющиеся в подтверждение документы, например, справки, чеки, заключения эксперта и прочее.
Затем ждем 10 дней, в течение которых страховая обязана дать ответ. Если он не получен или опять отказ, переходим к следующему шагу.
Жалоба в РСА
Пожаловаться на страховщиков в указанное учреждение можно:
- лично, посетив подразделение;
- письменно, подготовив обращение и отправив его почтой;
- через интернет на сайте РСА.
Скриншот онлайн-приемной РСА
При последнем варианте выбираем вкладку «Электронная приемная» и нажимаем на кнопку «Обратная связь». Заполняем форму. Здесь же можно прикрепить до 10 файлов с общим размером не больше 10 Мб.
Обращение в ЦБ РФ
Также можно подать претензию в Центробанк. Удобнее всего это сделать на официальном сайте. Для чего выбираем вкладку «Интернет-приемная».
Далее нажимаем на «Подать жалобу». Внизу в группе «Страховые организации» переходим на «Отказ в выплате страхового возмещения».
Затем заполняем предлагаемую форму и отправляем жалобу.
Урегулирование через финансового уполномоченного
До подачи иска в суд потерпевший должен обратиться к финансовому уполномоченному:
- на портале finombudsman.ru;
- письмом на адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., 3.
Путь судебного решения проблемы
Если все шаги пройдены, а результата нет, остается обратиться за защитой в суд. Такое право дает ст. 11 Гражданского кодекса и ст. 35 ФЗ № 4015-I о страховом деле.
Выбираем, кому подсудно дело. Если сумма возмещения не превышает 50 000 руб., то заявление готовим мировому судье. Когда вред больше указанного размера, обращаемся в районный суд.
Рассмотрим несколько примеров из судебной практики.
Пример 1. Ш. обратился с иском к страховой о понуждении провести ремонт, взыскать моральный вред и расходы, мотивируя тем, что компания ему отказала. Требования были частично удовлетворены, сумму на услуги представителя уменьшили и не взыскали штраф как по делу о защите прав потребителя, поскольку в этом случае он не применим.
Пример 2. Гражданин П. обратился к СК «Росгосстрах» и Р. с требованием взыскать причиненный вред и издержки. В иске он сообщил, что страховщики ему отказали, так как у Р. нет полиса ОСАГО. Однако было выявлено, что ответственность все-таки застрахована и отказ признан не мотивированным. В пользу истца взысканы суммы ущерба, неустойки и расходов.
А что делать, если страховая мало выплатила, смотрите в видео: