Как на одном полисе страхования уживутся ОСАГО и КАСКО

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 6 апреля 2020. Время чтения 7 мин.

freepik/macrovector

С 8 марта 2020 г. можно оформить «двойную» страховку. Для этого предусмотрен новый бланк серии «ННН». Действующие полисы старого образца будут использовать до окончания их срока. Но и при заключении нового контракта заставить автовладельца заплатить сразу за ОСАГО и КАСКО никто не сможет. По договору обязательного страхования без добровольного выдадут полис формата «РРР».

Форма бланков полиса ОСАГО и порядок заключения договоров периодически меняются. 2020 год не станет исключением: вскоре автомобилистов ждут очередные новшества. Некоторые из них уже вступили в силу.

Что изменится

30 октября 2019 г. в Минюсте было зарегистрировано Указание Банка России № 5283-У. Документ вносит ряд корректировок в Положение № 431-П, устанавливающее правила обязательного страхования для собственников транспорта.

Нововведения коснутся внешнего вида документов и процедуры их получения. С 8 марта 2020 г. будет действует новый формат полиса ОСАГО. После этого компании начали использовать бланки серий «ННН» и «РРР».

На обратной стороне документов с «ННН» будет отображаться информация о договорах добровольного страхования, в том числе о КАСКО. В остальных случаях сотрудники компаний станут использовать бланки серии «РРР».

То есть появилась возможность оформления двойной страховки: обязательной и добровольной.

«Полис ОСАГО и каско по-прежнему страхуют разные риски, регулируются они по-прежнему разными законами. В этом отношении ничего не меняется. Что, собственно говоря, поменяется? Для потребителя по большому счету ничего, потому что сейчас, заключив договор на основании автокаско, можно не возить с собой полис, а если что, тебя всегда найдут по базе данных, по фамилии, по госномеру и так далее. Мне кажется, что все это сделано в основном для того, чтобы немножко облегчить страховым компаниям то, что на официальном языке называется кросс-продажами, то есть продажи полисов каско вместе с ОСАГО. Наверное, действительно людям будет проще получить и то и другое, если это один документ, а не два разных. По сути, это все».

Глеб Виленский заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП

Изготовление полиграфической продукции останется задачей АО «Гознак». В декабре 2019 г. предприятие уже приступило к ее выпуску.

Внешний вид

Выглядеть полисы будут примерно так же, как и сегодня. Основа сохранит первоначальный формат – А4. Для создания фона лицевой стороны бланка будут применяться розовый, желтый, фиолетовый оттенки. Не изменится и цветовая «растяжка» – прием, используемый для плавного перехода одного тона в другой.

Скрин лицевой части бланка РРР

Скрин лицевой части бланка РРР

Дополнительную степень защиты будет обеспечивать металлизированная лента, проходящая вдоль левого края документа (на ее видимой части можно прочитать надпись «ОСАГО», а при просмотре на свет появляется слово «полис»). На бланках нового образца также сохранится защитный QR-код.

В чем же заключается разница? Измененный формат предусматривает перемещение буквенных кодов «ННН» и «РРР» за символ «№». В результате этого после фразы «Страховой полис» исчезнет слово «серия». В нижнем правом углу документа после «Гознак, МПФ, Москва» будут указаны цифры «2020».

Скрин полиса ННН

Скрин полиса ННН

На оборотной стороне документа в разделе «Примечания» появится ссылка на новые нормативные акты Банка России. Сведения об устаревших документах, утративших силу, из текста исчезнут.

Скрин обратной стороны

Скрин обратной стороны

Действующие бланки серий «ККК» и «МММ» пока можно использовать не только при подписании договоров обязательного страхования. Они подходят и для восстановления утерянных или испорченных документов.

Важно, что автовладельцам, которые оформят страховку до 1 апреля 2020 г., не придется потом менять бланк на новый. Выданные документы сохранят юридическую силу до полного окончания срока, указанного на лицевой стороне.

Образцы бланков серий «РРР» и «ННН» уже есть на официальном сайте РСА.

Условия двойного страхования

Совмещение 2 договоров возможно только, если водитель заключит их с одной и той же компанией. Иначе ему придется оформлять два отдельных полиса.

suriyawutsuriya

Фото: freepik.com/suriyawutsuriya

Если добровольный договор будет заключен одновременно с ОСАГО, он может предусматривать установление франшизы размером до 20% от страховой суммы. Таким образом, автовладельцы получают возможность устранять мелкие повреждения самостоятельно. Это будет влиять на стоимость документа. То есть, тарифы стали более гибкими.

Пример: Согласно договору, франшиза составляет 10 000 руб. При ДТП пострадавшему транспортному средству причинен вред на сумму 9 000 руб. В этом случае компания ничего не возмещает: владелец машины ремонтирует ее за свой счет.

При совмещении договоров сроки добровольного страхования и ОСАГО должны совпадать. При досрочном прекращении обязательного соглашения второе будет расторгаться автоматически. При этом сумму, уплаченную за КАСКО (или другую страховку), возместят пропорционально «неиспользованному» периоду.

Автовладелец может отказаться от данной услуги в любой момент. Если полис еще не начал действовать, премию вернут в полном объеме (Указание Банка России № 3854-У от 2015 года). ОСАГО при этом силу не утратит.

Предпосылки

Обо всех грядущих изменениях стало известно еще в январе. Тогда о планируемых новшествах официально сообщил Игорь Юргенс – действующий президент Российского союза автостраховщиков.

senivpetro

Фото: freepik/senivpetro

Руководитель РСА напомнил, что возможность двустороннего оформления таких документов появилась недавно – по инициативе Дмитрия Медведева. Именно он поручил чиновникам рассмотреть вопрос о включении рисков ОСАГО в КАСКО.

Кстати, первоначально подобное предложение прозвучало из уст депутата Вячеслава Лысакова. Он заявил, что вместо двух полисов разумнее иметь один, который покрывал бы все возможные риски.

Данная мера призвана уменьшить стоимость услуг страховых компаний. Кроме того, совмещение двух договоров будет удобным для автомобилиста. Человек сможет самостоятельно определить способ получения компенсационной выплаты, выбрав наиболее целесообразный для себя вариант.

«Сделать продукт, который максимально приближен по условиям выплаты и порядку действия к полису каско, потому что в результате ДТП человек может нанести вред другому транспортному средству, в этом случае включается полис ОСАГО, который должен защитить его и позволить выплатить пострадавшему эти деньги. А полис каско защищает машину виновника — владельца транспортного средства, то есть получается по этому полису выплата двум сторонам: и самому автовладельцу, который был виновником ДТП, и тому человеку, в чью машину он врезался и которой нанес вред. Чтобы это было синхронизировано по срокам, по порядку предоставления документов, по общему подходу. Собственно говоря, для этого этот полис комбинированный в большей степени и нужен»

Евгений Уфимцев исполнительный директор РСА

Электронные полисы

Для заключения договоров ОСАГО и КАСКО не требуется лично посещать страховую компанию: достаточно воспользоваться сетью «Интернет». Указание Центрального Банка РФ № 5385-У не налагает запрет на проведение процедуры онлайн при совмещении страховок. Таким образом, водители по-прежнему смогут оформлять документы, не выходя из дома.

«Изменения позволят сделать заключение договора каско удобнее для потребителей и страховых компаний. Такая возможность может быть предоставлена страховщиком при покупке как бумажного, так и электронного полиса ОСАГО»

Пресслужба Центробанка

Дополнительные новшества

Указание Банка России № 5283-У также изменяет некоторые формулировки, чтобы конкретизировать круг лиц, участвующих в правоотношениях. Например, наряду с понятием «страхователь» впредь будет использоваться словосочетание «владелец транспортного средства».

Водителей также избавили от необходимости заполнять бланки извещений о ДТП, если произошедшее параллельно фиксируется сотрудниками полиции. Теперь этот документ составляется только в том случае, если закон позволяет обойтись без участия инспекторов ГИБДД при оформлении европротокола.

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
6 апреля 2020.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!