Финансовый кризис 2021 года в России — миф или реальность?
Автор: Андрей Пономарев. Генеральный директор и основатель финансовой платформы Webbankir. Дата: 26 августа 2019. Время чтения 4 мин.
Мнения министра финансов и главы Центробанка по поводу грядущего в 2021 году «долгового взрыва» расходятся. Не подтверждают плачевного состояния потребительского кредитования и статистические данные, согласно которым показатели в России улучшаются и находятся на уровне выше, чем в развитых странах Европы. По причине отсутствия единой методики прогнозов финансового кризиса и расхождения мнений представителей государственных ведомств говорить об ухудшении состояния экономики страны не имеет смысла.
Мнение эксперта – основателя финансовой платформы Webbankir Андрея Пономарева
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, порядка 51% россиян имеют сегодня непогашенные кредиты. Много это или мало?
Позиция официальных лиц
На этот счет есть разные мнения. Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что из-за роста задолженности населения перед банками и МФО в 2021 году Россию ждет финансовый кризис: многие заемщики не смогут перекредитоваться и перестанут выплачивать долги кредитным организациям. Те, в свою очередь, не смогут выдавать новые кредиты. По оценкам министра, это может стоить стране 3% ВВП.
Глава Центрального Банка Эльвира Набиуллина, напротив, не видит повода для паники и утверждает, что ситуация находится под контролем.
«Что касается потребительского кредитования, там нет пузыря сейчас. Мы этого не видим ни по каким показателям», — недавно заявила она.
Так насколько закредитовано население России и будет ли кризис? Чтобы разобраться, обратимся к статистике.
Что говорят цифры?
Весной этого года наблюдался рост задолженности граждан перед банками и МФО. На начало апреля темпы ее роста находились на 5-летнем максимуме — 23,3% к предыдущему году. В необеспеченном кредитовании этот показатель был даже выше — около 25%. Увеличение долгов населения на фоне продолжающегося снижения реальных доходов – не самый благоприятный фактор с точки зрения развития экономики и социальной стабильности.
Но уже с мая 2019 года тренд изменился и темпы роста задолженности начали падать. К примеру, по данным БКИ «Эквифакс», во втором квартале 2019 года россияне взяли около 4 млн займов на сумму 53,7 млрд руб., в то время как в первом — 4,7 млн кредитов на 54,7 млрд руб.
Другие статистические показания также не дают особых поводов для паники. Показатель долговой нагрузки заемщиков в виде отношения их плановых платежей по необеспеченным кредитам к располагаемым доходам домохозяйств в 2018–2019 годах, по данным ЦБ, колеблется в пределах 7,1–8,4%. Это значительно ниже аналогичных показателей в развитых странах и примерно на 30% меньше уровня долговой нагрузки населения в других развивающихся государствах.
Отношение кредитов россиян к величине годового располагаемого дохода также находится на очень низком уровне – всего 28%. Для сравнения, в Венгрии он 43,3%, и это наименьший показатель среди стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Отношение долга домохозяйств к ВВП в России также невелико: по данным ЦБ, на начало июня 2019 года примерно 16%. Согласно статистике ОЭСР, в Чехии этот показатель составляет 32,3% от ВВП, а в Польше — 35,2%. В развитых странах – редко меньше 50%.
Наконец, в России снижается уровень просроченной задолженности. В июле 2019 года ЦБ оценивал его менее 5% от совокупных долгов населения перед банками и МФО. То есть россияне активно используют кредитные инструменты, но также дисциплинированно расплачиваются по счетам.
Это интересно! Могут ли банки простить долги
Выводы
Резюмируя. Сам факт, что два столь уважаемых ведомства, как Минэкономразвития и ЦБ, по-разному оценивают вероятность наступления долгового кризиса, говорит о том, что однозначных методик для предсказания такого события нет. И все же текущая статистика свидетельствует скорее в пользу более оптимистического сценария ЦБ.