Как правильно заполнить заявление о принятии на работу
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 25 ноября 2019. Время чтения 5 мин.
Заявление при устройстве на работу не обязательная форма, чтобы приступить к исполнению функций в согласованной должности. Но его заполнение принесет пользу обеим сторонам — организации легче контролировать процесс утверждения на вакансию кандидатов, а претендент получит доказательство деятельности в фирме на случай конфликтной ситуации в будущем.
Кроме заключения трудового договора (ТД) при оформлении на работу гражданину предлагают заполнить бланк заявления, в котором он просит принять его на определенную должность с деталями будущей служебной деятельности. Этот простой документ многие считают устаревшим и неактуальным, но он может сыграть важную роль при возникновении разногласий между сотрудником и нанимателем.
Нормативная база
Большинство людей при трудоустройстве оформляли заявление о приёме на работу — от кладовщика до президента компании. Но при изучении законодательства обнаруживается интересный факт: при оформлении занятости в частном секторе такой бланк не вправе требовать, поскольку он отсутствует в списке документов, предъявляемых при найме.
В ст.65 ТК РФ сказано, что при заключении трудового контракта представляются:
- паспорт;
- СНИЛС;
- диплом — если соискатель поступает на работу, в которой нужны спец. навыки и знания;
- трудовая книжка (при оформлении впервые не нужна);
- военный билет — для военнообязанных;
- справка об отсутствии судимости, уголовного преследования, а также привлечения за употребление наркотиков и других психотропных веществ без рецепта врача — в некоторых сферах занятости.
Другие документы требуют только в оговоренных законами России случаях. Так, писать заявление все же обязаны определенные категории лиц:
- госслужащие — по ст.26 ФЗ № 79 от 27.07.2004;
- муниципальные служащие — по ст.16. ФЗ № 25 от 2.03.2007.
Справочно! При увольнении работник обязан уведомить руководство путем написания соответствующего заявления
Если отказаться
Претендент на вакансию не только вправе не заполнять бланк, но и обратиться с жалобой на работодателя в трудовую инспекцию или даже в суд: ведь в коммерческом секторе организации не вправе настаивать на заполнении этой формы.
За такое действие работодатель может быть привлечен к санкциям по ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях России:
- ИП и должностные лица — предупреждение или штраф в размере 1 000 — 5 000 руб.;
- юрлица — штраф 30 000 — 50 000 руб.
С другой стороны, зачем портить отношения с руководством еще на начальном этапе, ведь заполнить бланк несложно.
Цели
Несмотря на то, что форма о принятии на службу кажется пережитком прошлого, она все еще выполняет полезные функции:
- Удобный инструмент контроля, если приём нового сотрудника требует согласования различных должностных лиц: на нем делает отметку об одобрении претендента непосредственный руководитель, далее бумагу визируют главы исполнительной власти организации (директор по общим вопросам, гендиректор и т. д.), ставит служебную пометку об исполнении кадровик.
- Источник нормы о необходимости оформления трудовой в случае первичной занятости претендента.
- Если между началом службы и заключением ТД предполагается длительный период (например, испытательный срок), то документ несет психологическую цель — связывает соискателя с работодателем обязательствами, а также фиксирует такие важные сведения, как оклад, график и режим труда, место и время работы.
- Доказательство факта и деталей занятости лица в конкретной компании — есть судебная практика, когда отсутствие заявления стало причиной непризнания трудовых отношений между гражданином и юрлицом.
- Исполнение ст.64 ТК РФ, согласно которой в случае не принятия на должность наниматель обязан предоставить письменный мотивированный отказ.
Примечание! Если заявление составлено в 1 экземпляре, то оно останется в фирме и доказать его существование будет сложно, поэтому рекомендуется готовить 2 экземпляра.
Заполнение
Поскольку в частном секторе не установлена обязанность подавать и право требовать заявление, то и строгой формы не существует.
На заметку! Часто организации для комфорта своего и соискателя разрабатывают собственные бланки, которые не являются унифицированными.
Есть внутренняя форма или нет, стандартное заявление оформляется по такому образцу:
- в правом верхнем углу «шапка» – кому и куда, от кого, контактные данные;
- слово «заявление» в середине листа;
- текст;
- подпись и дата.
Какие сведения указываются:
- имя руководителя и должность;
- название компании;
- ФИО заявителя, контактный телефон; иногда — адрес проживания;
- должность, на которую претендует соискатель; название отдела (подразделения, департамента);
- дата трудоустройства; если соглашение срочное — день окончания служебных обязанностей;
- подпись заявителя и дата.
Также в бланке могут указываться график и режим занятости — полный/неполный, постоянный/гибкий, оклад, ставка.
Что касается сроков оформления, то они не регламентированы, допустима как подача за день до выхода на работу, так и представление бланка за полгода до начала исполнения обязанностей. Частой практикой является одновременное заполнение бланка и заключения ТД — с дублированием информации в обеих бумагах.
Таблица 1. Образцы заявлений для разных ситуаций
Источник: составлено автором
Примечание! Бланк для иностранных граждан ничем не отличается от формы россиянина — указывается идентичная информация, а о наличии гражданства другого государства не указывают.
В видеоролике юрист рассказывает об особенностях оформления документов при принятии на должность: