Школа для всех: принципы инклюзивного образования
Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 21 ноября 2019. Время чтения 5 мин.
Система мер, направленных на внедрение в обычный учебный процесс детей с проблемами и особенностями здоровья, называется инклюзивным образованием. Предполагает: разработку программ с учетом нахождения разных групп вместе, социализацию инвалидов, привлечение к общественным отношениям, раскрытие талантов и способностей
Система инклюзивного образования применяет единые нормы для детей с разными умственными или физическими особенностями в рамках одного учебного заведения.
Это не просто размещение инвалидов в классах, а изменение отношения к ним как индивидуумам. Модель позволяет создать особенную среду, где каждый ребенок приобретает шанс показать таланты, способности.
Справка. Ребенок-инвалид имеет серьезные расстройства. Его жизненные функции существенно ущемлены. До 18 лет, а иногда дольше они получают пособие. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лица без инвалидности. В обоих случаях требуются специальные методы обучения. В том числе применяется интеграция в коллективы обычных классов в школах.
Организация
В рамках инклюзивной системы все подопечные наделяются равными правами, участвуют в мероприятиях. Подход рассчитан на другой угол взгляда на ребенка с особенностями.
Адаптированные школы:
- основывают работу на стандартах толерантного, культурного взаимодействия между всеми участниками процесса;
- выстраивают отношения на основе включения ребят в систему коллективной работы;
- применяют инновационные технологии в учебной и воспитательной деятельности.
Программы, в отличие от методик эксклюзивного образования, составляются с учетом равного подхода ко всем обучающимся, учитываются индивидуальные способности. Каждое образовательное заведение разрабатывает планы, подстраивается под конкретных детей. Это означает, что частный подход – основа программы.
В школах или отдельных классах с применением модели учащиеся могут свободно получать знания в стандартных условиях. Цель – адаптация детей с ограничениями в процесс, налаживание взаимоотношений со сверстниками, педагогами. Программа предусматривает перспективное внедрение инклюзивных групп в окружающую среду, охватывая все категории.
Но система не может быть выстроена при необорудованных устройствами зданиях, этажей, лестниц, подходов и подъездов к школе. Разработка доступных условий для всех учащихся – это первостепенная задача, стоящая перед организаторами процесса.
Читайте также! Появится ли в России первосентябрьский капитал
Характеристика
Международный опыт внедрения инклюзии в образовательные заведения насчитывает более 40 лет.
Пример. В Великобритании организации, которые внедряют программы для адаптации инвалидов, детей из неблагополучных семей, получают от государства финансовое стимулирование. В Норвегии более 20 лет применяется право нахождения инклюзивных особых групп с обычными учащимися. В США работает программа «Инклюжен», по ней дети с проблемами развития и здоровья посещают обычные школы, но получают при этом дополнительную помощь.
В России практика адаптационного подхода апробируется в Московском городском психолого-педагогическом университете.
В рамках программы каждое учреждение на этапе планирования определяет потребности учеников. Рассматриваются индивидуальные особенности по критериям:
- активность;
- реалистичность;
- оценки;
- прочим.
Далее фиксируется место ребенка в процессе:
- в обычном классе с дополнительной помощью;
- часть дня в стандартных условиях, другую – в специальных;
- в центрах с привлечением профессионалов разных отраслей.
В случае необходимости ребятам помогают:
- переводчики языка жестов;
- индивидуальные помощники – тьюторы;
- психологи, социальные педагоги.
Зарубежный опыт позволяет выстроить систему, чтобы убрать барьер и упразднить ощущение неполноценности у детей с инвалидностью и ОВЗ.
Долгосрочные перспективы рассчитаны на вероятность применения оборудованных классов, собак-поводырей.
Дети-инвалиды и с ОВЗ могут свободно обучаться в любом образовательном учреждении страны. Чтобы оформить ребенка в обычную школу:
- выбирают учебное заведение, наиболее удобное для подъезда, подхода, оборудованное устройствами (пандусами, стоянкой);
- получают заключение медицинской комиссии с рекомендациями о возможных формах обучения;
- пишут заявление в управление образования населенного пункта с просьбой предоставить направление;
- заключают договор со школой о пребывании ребенка в классе с инклюзивными формами образования.
Проблемы
Методика имеет позитивы и негативы. Это неизбежный процесс гуманного общества, с другой – школы еще недостаточно готовы к преобразованиям.
Таблица 1. Разные стороны инклюзии
Плюсы | Проблемы |
Социальная направленность государственной политики | Нет единой методики |
Инновационные подходы | Нет подготовленных педагогов, в том числе со спецнавыками |
Равные условия для детей | Сложность организации учебного процесса |
Социализация | Нехватка средств для переоснащения классов, территорий и подходов к школе |
Развитие чувства полноценности и причастности к обществу | Моральная напряженность при недостаточном опыте работы педагога |
Источник: составлено автором
Самое большое преткновение для запуска комбинированных классов — невозможность быстро переобучить, повысить квалификацию педагогов. Сложно на одном занятии одновременно уделить внимание разным по здоровью и психологическим особенностям детям без ущемления какой-либо группы.
Лица с тяжелыми формами инвалидности требуют медицинского обслуживания. При отсутствии переводчиков, тактильных учебников, пандусов между этажами, классами, спортзалами, оборудованных санузлов невозможно говорить о полноценном образовательном процессе.
Важно с детского сада подготавливать детей к сосуществованию с инвалидами, позитивному общению и восприятию как обычных сверстников. Воспитание должно продолжаться и в семьях.
Перспективы
Опираясь на международный опыт, предполагается внедрять методики постепенно, не вызывая отрицательного резонанса у контактных групп. Например, родители детей в обычных классах могут выразить недовольство изменением программы обучения, адаптированной к инклюзии.
Ревизионные команды планируют контролирующие рейды за внедрением программ, выявлением ошибок, работой над ними.
Одна из главных задач — организация общей инфраструктуры, способной поддержать инновацию. Необходимо мониторить городскую доступную среду, исправлять недочеты. В строительные планы заранее включать все инклюзивные элементы.
По данным Росстата в РФ от 9 до 16% по регионам людей имеют инвалидность и ОВЗ. Цель государства — адаптировать население в социальную жизнь. Для этого была разработана программа «Доступная среда». Реализация проекта поддерживается финансированием, в 2019 г. на эти цели направляется порядка 47 млрд руб.
О важности инклюзии в видео: