Школа для всех: принципы инклюзивного образования

Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 21 ноября 2019. Время чтения 5 мин.

Инстаграм @inalmaty.kz

Система мер, направленных на внедрение в обычный учебный процесс детей с проблемами и особенностями здоровья, называется инклюзивным образованием. Предполагает: разработку программ с учетом нахождения разных групп вместе, социализацию инвалидов, привлечение к общественным отношениям, раскрытие талантов и способностей

Система инклюзивного образования применяет единые нормы для детей с разными умственными или физическими особенностями в рамках одного учебного заведения.

Это не просто размещение инвалидов в классах, а изменение отношения к ним как индивидуумам. Модель позволяет создать особенную среду, где каждый ребенок приобретает шанс показать таланты, способности.

Справка. Ребенок-инвалид имеет серьезные расстройства. Его жизненные функции существенно ущемлены. До 18 лет, а иногда дольше они получают пособие. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это лица без инвалидности. В обоих случаях требуются специальные методы обучения. В том числе применяется интеграция в коллективы обычных классов в школах.

Организация

В рамках инклюзивной системы все подопечные наделяются равными правами, участвуют в мероприятиях. Подход рассчитан на другой угол взгляда на ребенка с особенностями.

Адаптированные школы:

  • основывают работу на стандартах толерантного, культурного взаимодействия между всеми участниками процесса;
  • выстраивают отношения на основе включения ребят в систему коллективной работы;
  • применяют инновационные технологии в учебной и воспитательной деятельности.

Программы, в отличие от методик эксклюзивного образования, составляются с учетом равного подхода ко всем обучающимся, учитываются индивидуальные способности. Каждое образовательное заведение разрабатывает планы, подстраивается под конкретных детей. Это означает, что частный подход – основа программы.

В школах или отдельных классах с применением модели учащиеся могут свободно получать знания в стандартных условиях. Цель – адаптация детей с ограничениями в процесс, налаживание взаимоотношений со сверстниками, педагогами. Программа предусматривает перспективное внедрение инклюзивных групп в окружающую среду, охватывая все категории.

Но система не может быть выстроена при необорудованных устройствами зданиях, этажей, лестниц, подходов и подъездов к школе. Разработка доступных условий для всех учащихся – это первостепенная задача, стоящая перед организаторами процесса.

Характеристика

Международный опыт внедрения инклюзии в образовательные заведения насчитывает более 40 лет.

Пример. В Великобритании организации, которые внедряют программы для адаптации инвалидов, детей из неблагополучных семей, получают от государства финансовое стимулирование. В Норвегии более 20 лет применяется право нахождения инклюзивных особых групп с обычными учащимися. В США работает программа «Инклюжен», по ней дети с проблемами развития и здоровья посещают обычные школы, но получают при этом дополнительную помощь.

В России практика адаптационного подхода апробируется в Московском городском психолого-педагогическом университете.

об инклюзивном образовании

Фото: Инстаграм @bolashakcharity

В рамках программы каждое учреждение на этапе планирования определяет потребности учеников. Рассматриваются индивидуальные особенности по критериям:

  • активность;
  • реалистичность;
  • оценки;
  • прочим.

Далее фиксируется место ребенка в процессе:

  • в обычном классе с дополнительной помощью;
  • часть дня в стандартных условиях, другую – в специальных;
  • в центрах с привлечением профессионалов разных отраслей.

В случае необходимости ребятам помогают:

  • переводчики языка жестов;
  • индивидуальные помощники – тьюторы;
  • психологи, социальные педагоги.

Зарубежный опыт позволяет выстроить систему, чтобы убрать барьер и упразднить ощущение неполноценности у детей с инвалидностью и ОВЗ.

Долгосрочные перспективы рассчитаны на вероятность применения оборудованных классов, собак-поводырей.

Дети-инвалиды и с ОВЗ могут свободно обучаться в любом образовательном учреждении страны. Чтобы оформить ребенка в обычную школу:

  • выбирают учебное заведение, наиболее удобное для подъезда, подхода, оборудованное устройствами (пандусами, стоянкой);
  • получают заключение медицинской комиссии с рекомендациями о возможных формах обучения;
  • пишут заявление в управление образования населенного пункта с просьбой предоставить направление;
  • заключают договор со школой о пребывании ребенка в классе с инклюзивными формами образования.

Проблемы

Методика имеет позитивы и негативы. Это неизбежный процесс гуманного общества, с другой – школы еще недостаточно готовы к преобразованиям.

Таблица 1. Разные стороны инклюзии

Плюсы Проблемы
Социальная направленность государственной политики Нет единой методики
Инновационные подходы Нет подготовленных педагогов, в том числе со спецнавыками
Равные условия для детей Сложность организации учебного процесса
Социализация Нехватка средств для переоснащения классов, территорий и подходов к школе
Развитие чувства полноценности и причастности к обществу Моральная напряженность при недостаточном опыте работы педагога

Источник: составлено автором

Самое большое преткновение для запуска комбинированных классов — невозможность быстро переобучить, повысить квалификацию педагогов. Сложно на одном занятии одновременно уделить внимание разным по здоровью и психологическим особенностям детям без ущемления какой-либо группы.

Детишки с ограниченными возможностями

Фото: Инстаграм @kseniya_mishonova

Лица с тяжелыми формами инвалидности требуют медицинского обслуживания. При отсутствии переводчиков, тактильных учебников, пандусов между этажами, классами, спортзалами, оборудованных санузлов невозможно говорить о полноценном образовательном процессе.

Важно с детского сада подготавливать детей к сосуществованию с инвалидами, позитивному общению и восприятию как обычных сверстников. Воспитание должно продолжаться и в семьях.

Перспективы

Опираясь на международный опыт, предполагается внедрять методики постепенно, не вызывая отрицательного резонанса у контактных групп. Например, родители детей в обычных классах могут выразить недовольство изменением программы обучения, адаптированной к инклюзии.

программы обучения

Фото: Mikhail Kapychka/pixel

Ревизионные команды планируют контролирующие рейды за внедрением программ, выявлением ошибок, работой над ними.

Одна из главных задач — организация общей инфраструктуры, способной поддержать инновацию. Необходимо мониторить городскую доступную среду, исправлять недочеты. В строительные планы заранее включать все инклюзивные элементы.

По данным Росстата в РФ от 9 до 16% по регионам людей имеют инвалидность и ОВЗ. Цель государства — адаптировать население в социальную жизнь. Для этого была разработана программа «Доступная среда». Реализация проекта поддерживается финансированием, в 2019 г. на эти цели направляется порядка 47 млрд руб.

О важности инклюзии в видео:

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Наталья Павленко Автор: . Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель финансовых и экономических дисциплин. Педагогический стаж более 20 лет. Автор научных статей и работ по экономике и общественным организациям..
21 ноября 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Обсуждения закрыты для данной страницы

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!