Куда, за что и как можно пожаловаться на детский сад
В детском саду дети совершают первые шаги общения со сверстниками, учатся полезным навыкам, получают начальное образование.
Но иногда между родителями и работниками дошкольных учреждений возникают конфликтные ситуации, связанные с нарушением прав ребенка.
Рассмотрим подробнее, по каким основаниям и куда обратиться с жалобой на детский сад.
Основания
Основаниями для подачи жалобы могут явиться любые нарушения и противоправные действия работников дошкольного учреждения.
Халатность, поборы, оставление ребёнка одного на улице, крики – вот далеко не полный список нарушений.
Основные причины обращений с жалобами на детский сад:
- На воспитателя. Некачественное выполнение обязанностей, халатное отношение, физическое насилие или психологическое давление на ребёнка, применение мер воспитания, не соответствующих стандартам. Нарушение организации воспитательного и обучающего процесса.
- На помощника воспитателя (няню). Халатное отношение к обязанностям, физическое или психическое насилие в отношении воспитанников.
- На руководителя (заведующую). Отказ в предоставлении места в детсад, нарушение требований СанПина, применение образовательной программы, не утверждённой Министерством образования. Нереагирование на жалобы родителей. Нарушение требований по организации условий содержания детей (не ремонтируется помещение и мебель). Незаконный сбор денежных средств. Нарушение существенных условий договора.
- На медицинского работника. Отсутствие контроля за состоянием здоровья воспитанников, неоказание или неквалифицированное оказание первой медицинской помощи, несоблюдение профилактических мер.
- На организацию питания. Несоблюдение санитарных норм. Некачественные продукты, несоблюдение условий приготовления пищи, отсутствие утвержденного меню.
Обратите внимание! Если ребёнок не хочет идти в садик, плачет, когда его там оставляют, нужно незамедлительно разобраться, с чем связано нежелание и страх ребёнка!
Куда жаловаться
Выбор муниципального или государственного органа, в который направляется жалоба, зависит от повода обращения.
Таблица 1. Перечень организаций, рассматривающих жалобы на детсад
Куда жаловаться | Примечание |
Директор (заведующая) МДОУ | Рассматривает все жалобы, связанные с воспитанием и образованием детей, поведением воспитателей и помощников |
Отдел образования (гороно) | В случае отказа или при отсутствии реагирования директора МДОУ |
Глава муниципального образования | Координирует работу муниципальных учреждений |
Департамент образования субъекта | Рассматривает жалобы на качество образования и применение образовательных программ, стандартов |
Министерство образования | Рассматривает обращения о поборах, насилии над воспитанниками, отсутствии соответствующего образования у работников |
Рособрнадзор | Проверяет качество уровня образования |
Прокуратура | В случае нарушения прав и свобод ребенка, при причинении вреда здоровью |
Суд | Нарушение условий договора с МДОУ, причинение ущерба имуществу или здоровью |
Руководство МДОУ
Заведующий МДОУ – главное лицо в детском саду, которое контролирует всё, что в нём происходит, начиная от распределения полученных денежных средств до выбора применения образовательной программы.
Жалобу заведующему следует подавать в случаях нарушения воспитателем или его помощником (нянечкой) должностных обязанностей, на плохое качество питания, различные денежные поборы.
Претензию можно предъявить устно на личном приёме или в письменном виде. На обращение должен быть предоставлен ответ.
Образец жалобы на воспитателя.
Отдел образования
Отдел образования следит за качеством работы в образовательных учреждениях города, на территории которого расположены МДОУ.
Рассматривает жалобы на воспитателей и заведующую дошкольного учреждения, в том числе на неудовлетворительные условия содержания и несоблюдение условий договора.
Жалоба на детский сад на заведующую должна содержать подробную информацию о нарушении требований по условиям содержания детей, с приложением доказательств (фото и видеозаписи).
Департамент образования
В том случае, если заведующая не реагирует на жалобу в отношении противоправных действий воспитателя, при отсутствии качественного обучения нужно обращаться в департамент образования субъекта РФ.
Жалоба будет рассмотрена и в случае отказа в приёме либо незаконном исключении ребёнка из детского сада, а также при нецелевом использовании бюджетных средств (в случае сбора денежных средств на нужды дошкольного учреждения, на которые выделены деньги из бюджета).
Минобразования
Министерство образования является органом исполнительной власти региона, обладает полномочиями в сфере образования.
Рассматривает жалобы при исключении ребенка из детского сада, снятии его из очереди на поступление в детский сад.
Минобразования рассмотрит вашу жалобу в случаях:
- незаконного сбора денежных средств;
- отсутствия у воспитателя профильного образования, дающего ему право заниматься педагогической деятельностью;
- морального и физического насилия над детьми.
Подать жалобу можно по почте заказным письмом, а также обратившись онлайн на сайт Министерства образования и науки, воспользовавшись вкладкой «Обращения граждан».
На сайте указаны все адреса и телефоны департаментов и региональных органов управления образованием.
Прокуратура
В случае противоправных действий (бездействия) работников МДОУ в отношении ребёнка, в том числе причинения вреда его здоровью, грубого нарушения санитарных правил и норм по содержанию детей в детских садах, следует обращаться в прокуратуру.
Орган прокуратуры обязан в течение 30 дней провести проверку по фактам, изложенным в заявлении, и дать письменный ответ.
В случае выявления в действиях воспитателя или администрации детсада признаков административного правонарушения или уголовного преступления, документы направляются прокурором в правоохранительные органы и в суд.
Суд
Обращаться в суд с исковым заявлением на дошкольное учреждение следует в том случае, если органами управления образования было отказано в заявлении, руководством детсада нарушаются договорные обязательства, а также если действиями должностного лица причинен ущерб здоровью ребенка.
Рособрнадзор
Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор в сфере образования в РФ и рассматривает серьезные нарушения в сфере образования, в том числе жалобы на:
- несоответствие содержания и качества образовательных программ стандартам дошкольного образования;
- использование в работе информации, причиняющей вред ребенку (фильмы, фото, книги);
- отсутствие лицензии у детсада.
Подать заявление о нарушении детским садом требований в сфере образования можно на официальном сайте Рособнадзора через электронную приемную http://obrnadzor.gov.ru/ru/open_government/reception/.
Заполнению подлежат все обязательные поля, в которых нужно указать личные сведения и кратко изложить суть нарушения.
Ответ будет направлен в течение 30 дней со дня регистрации обращения.
Роспотребнадзор
Рассматривает нарушения прав потребителей, в том числе при нарушении санитарных правил и качества питания.
Основаниями для проведения проверки станут:
- предоставление некачественного питания (отравление ребенка);
- условия пребывания детей (отсутствие ремонта, необходимых предметов мебели, антисанитария);
- наличие старых или опасных игрушек;
- навязывание дополнительных платных услуг.
По результатам проведения проверки орган Роспотребнадзора выносит предписание об устранении выявленных нарушений и может привлечь виновных лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Обязанности воспитателя
Обязанности воспитателя установлены статьёй 48 Закона об образовании, СанПином 2.4.1.2660, должностной инструкцией и трудовым договором и прописываются в договоре, заключаемом между дошкольным учреждением и родителями.
В обязанности воспитателя входит:
- приём детей в группу (принимает ребенка у родителей и опрашивает о состоянии здоровья);
- организация питания;
- обеспечение строгого выполнения группой режима дня и графика занятий;
- осуществление наблюдения за детьми;
- осуществление помощи в социально-образовательной деятельности;
- осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей развития малышей;
- организация жизнедеятельности группы (должна отвечать возрастным потребностям детей);
- организация досуга детей;
- организация сна;
- организация прогулки (помощь при одевании, проведение игр и физических упражнений на улице);
- обеспечение культурного развития (посещение библиотек, музеев);
- передача детей родителям и законным представителям в конце дня.
Форма и содержание жалобы
Жалоба на детский сад может быть заявлена устно или составлена в письменном виде.
В соответствии с требованиями к письменному обращению, установленными Законом о порядке рассмотрения обращений, жалоба должна быть составлена с учётом конкретной ситуации и содержать:
- наименование государственного или муниципального органа, ФИО руководителя или соответствующего должностного лица;
- сведения о заявителе (телефон, ФИО, домашний адрес, электронную почту);
- сведения о работнике детского сада (имя, занимаемая должность);
- изложение конфликтной ситуации с указанием попытки урегулирования мирным путем;
- указание на нарушение прав ребенка со ссылкой на соответствующие нормы права;
- требования по устранению нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности;
- дата и подпись.
Образец жалобы на детский сад.
Обратите внимание! Перед подачей жалобы в любое из ведомств пообщайтесь с родителями других детей. Коллективная жалоба будет являться весомым аргументом нарушения прав детей.
Дополнительная информация в видео:
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях: