Как успешно пожаловаться в органы опеки: 3 способа подачи жалобы

Пожаловаться в органы опеки можно устно, позвонив в отдел, через Интернет и письменно, подготовив и отправив обращение в адрес учреждения. Причинами для обращения могут стать: жестокое обращение с ребенком, пьянство родителей, постоянная антисанитария в доме.

Маленькие дети – граждане государства. С тем лишь отличием от взрослых, что не могут самостоятельно защищать свои нарушенные права. Одно из основных – воспитание в семье и должное отношение к себе, забота. Если родители или опекуны злоупотребляют своими правами по отношению к ребенку, не  занимаются воспитанием, не обеспечивают надлежащий уход – это поводы жаловаться в органы опеки.

По каким основаниям можно жаловаться в органы опеки

Таблица 1. Причины для обращения

Куда Повод
Отдел опеки и попечительства

 

Обращение граждан (соседей, родственников) и представителей учреждений (детских садов, школ, поликлиник) с жалобами на ненадлежащее выполнение матерью, отцом или опекуном обязанностей по воспитанию и содержанию детей
Полиция Совершение противоправных действий в отношении несовершеннолетнего, требующих немедленного реагирования (например, отец жестоко избивает малыша)
Прокуратура В случае нереагирования органа попечительства на ранее направленную жалобу по поводу неблагополучной семьи, а также обжалование бездействия сотрудников полиции при наличии в их адрес обращения по вопросу несовершеннолетнего

Обязанности и ответственность отдела по надзору за несовершеннолетними

Основными задачами органов попечительства применительно к детям являются:

  1. контроль за учреждениями, в которых содержатся дети, а также за опекунами и попечителями;
  2. обеспечение сохранности имущества ребенка, помещенного в спецучреждение;
  3. защита прав и интересов несовершеннолетних.

О функциях данного органа в следующем ролике:

За незаконные действия или бездействие, причинившие вред, должностные лица учреждения несут ответственность согласно российскому законодательству. Также они обязаны реагировать на сообщения о том, что несовершеннолетний находится в опасности. В противном случае на отдел можно жаловаться в надзирающие органы, например, в управление образования или прокуратуру.

По общему правилу срок для подготовки и направления ответа заявителю составляет 30 суток. Если проблема не решена, бездействие прокуратуры можно обжаловать.

Поводы для написания жалобы

Наиболее распространенные причины для обращения в учреждение по работе с несовершеннолетними следующие:

  • регулярное пребывание родителей (опекунов, попечителей) ребенка в нетрезвом состоянии;
  • ненадлежащий уход за малолетними детьми или ребенком-инвалидом (например, пролежни, педикулез и прочее);
  • голодание несовершеннолетнего (так как родители не приобретают продукты питания, не готовят и не кормят его), одет не по сезону (и летом, и зимой ходит практически одинаково) и тому подобное;
  • мама оставляет малыша без присмотра;
  • постоянная антисанитария помещения, где проживает несовершеннолетний;
  • избиение, истязание детей.
Рис. 1. Изъятие малыша как радикальный способ его спасения.

Рис. 1. Изъятие малыша как радикальный способ его спасения.

Структура письменной жалобы

Таблица 2. Что пишем в обращении

Основная информация Дополнительные сведения
  • Наименование и адрес подразделения органа опеки и попечительства;
  • данные о заявителе;
  • наименование по центру «Жалоба»;
  • текст (кратко и по существу, с указанием сведений о ребенке, чьи права нарушаются, например, адрес пребывания);
  • просьба обратившегося;
  • дата и подпись
Доказательственные материалы, подтверждающие обоснованность жалобы (фотографии, видеосъемка и прочее)

 

Внимание! Дополнительная информация поможет заявителю не попасть в неловкое положение, когда доводы его жалобы вдруг не подтвердятся (пример: представители опеки приехали по сигналу, а у ребенка все нормально, семья положительная, в доме чисто, все необходимое из вещей и продуктов питания имеется).

В качестве образца обращения можно использовать следующий документ.

Скачать образец жалобы в опеку

Можно адресовать жалобу не только в орган попечительства, но одновременно и в другую инстанцию. Например, на имя уполномоченного по правам ребенка. Это ускорит рассмотрение обращения и послужит гарантией, что его внимательно изучат и примут надлежащие меры.

Анонимное обращение

Порой автор обращения не хочет указывать свои данные. Анонимная жалоба в органы опеки будет рассмотрена, если содержит сведения о непосредственной угрозе здоровью или жизни несовершеннолетнего, совершаемом или уже совершенном противоправном деянии. В остальных случаях обращение останется без исследования и ответа.

Что делать, если пришли по лживому доносу

Часто встречаются случаи, когда представители попечительства навещают вполне благополучную семью по чьему-либо звонку или обращению. Причем такой сигнал содержит заведомо недостоверную информацию. Как быть такой семье?

При возникновении такой неприятной ситуации, когда  лица из учреждения уже на пороге дома, нужно помнить несколько пунктов:

  • пришедшие должны представиться, показать документ-основание для визита;
  • настаивать на подписании бумаг они не могут (тем более не заполненных полностью);
  • должностные лица опеки должны вести себя корректно, не хамить и не угрожать;
  • для своей безопасности необходимо снимать происходящий визит на камеру (например, телефона, видеорегистратора);
  • можно пригласить в качестве свидетелей родственников, соседей, знакомых, с которыми у семьи дружеские отношения;
  • при наличии возможности неплохо заручиться поддержкой адвоката;
  • в экстренной ситуации вызвать сотрудников полиции (должностные лица опеки буквально вламываются в жилище, ведут себя некорректно).

Последние варианты особо предпочтительны, если сотрудники опеки уже с порога начинают вести себя хамски, угрожают забрать несовершеннолетнего, не слушают мать (отца, опекуна), повышают голос и прочее.

Способы обращения

Можно выделить 3 способа подачи жалобы:

  1. звонок (в отдел опеки, полицию);
  2. обращение через Интернет (на электронный почтовый ящик органа опеки, на сайт прокуратуры или уполномоченного по правам ребенка);
  3. письменная жалоба в выбранное учреждение.

Рассмотрим их немного обстоятельней.

Позвонить

Высказать необходимую информацию можно, если позвонить непосредственно в отдел опеки и попечительства, который обслуживает район проживания несовершеннолетнего. Либо если есть угроза жизни и здоровью ребенка, нужно совершить звонок в полицию.

Через Интернет

Отправить жалобу с помощью Интернета в отдел опеки можно, зная адрес электронной почты. Подать онлайн-обращение в данные учреждения пока нельзя.

Можно воспользоваться способом подачи онлайн-жалобы в контролирующие органы. Даже если не знаешь, какая конкретно прокуратура обслуживает нужный район. Так, это можно сделать на официальном сайте Генпрокуратуры. К Уполномоченному по правам ребенка в РФ можно обратиться на портале http://deti.gov.ru/.

Рис. 2. Форма обращения на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам несовершеннолетних.

Рис. 2. Форма обращения на сайте Уполномоченного при Президенте РФ по правам несовершеннолетних.

Написать

Письменное обращение адресуется в отдел опеки того района, в котором проживает ребенок. Жалобу можно подать лично через приемную данного учреждения либо направить заказной почтой.

Нормативная основа

Нижеследующий перечень регламентирует основы деятельности органов опеки:

  • Конституция России;
  • Семейный кодекс;
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  • ФЗ № 48 от 24.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве».

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
1 февраля 2019.
О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!