Куда направить жалобу на соцзащиту

Органы соцзащиты работают с незащищенными слоями населения, оказывают услуги по выплате пособий, федеральных и региональных доплат, оформлению льгот, субсидий, компенсаций. Немаловажная составляющая работы ведомства – это социальное обслуживание нуждающихся в помощи, включая уход, приют, реабилитацию и пр. Но и в этом ведомстве встречаются ситуации, когда сотрудники не выполняют свои обязанности, превышают полномочия. Где же тогда искать справедливость, если даже орган, обязанный оказывать помощь, нарушает гражданские права? Нужно жаловаться. Причем оформить претензию можно как на работу или решения отдельного сотрудника, так и на службу в целом.

Основания

Граждане часто не пользуются положенными им льготами, так как не знают о своих правах или не хотят связываться с бумажной волокитой и нерасторопностью, некомпетентностью работников госорганов. Но нужно понимать, что все права и обязанности как органов соцзащиты, так и получателей помощи регламентированы ФЗ № 442 от 28.12.2013 «О социальном обслуживании граждан РФ» и др. федеральными, региональными законами, приказами Минсоцтруда. Любое нарушение этих нормативных актов – повод для досудебного обжалования.

Заявитель может обратиться в вышестоящие контролирующие органы, если в соцзащите:

  1. Нарушили сроки регистрации заявления.
  2. Требуют предоставить дополнительно документы, не предусмотренные правовыми актами.
  3. Незаконно отказали в предоставлении услуги.
  4. Назначили выплату позже положенного срока.
  5. Совершили ошибку при расчетах пособия.
  6. Указали неправильные реквизиты для перевода денег.
  7. Требуют оплату за назначение льготы.
  8. Не проинформировали, ввели в заблуждение по поводу положенных по закону услуг.
  9. Волокита с оформлением привела к чрезмерным финансовым расходам.

Грубость, халатность, игнорирование, неисполнение обязанностей отдельных сотрудников, нарушение графика работы – это тоже повод написать жалобу.

Отдельно нужно остановиться на ситуациях, когда:

  • соцзащита требует вернуть «неправомочно» назначенные выплаты;
  • соцработники злоупотребляют служебным положением.

Оспорить такие решения, действия сложнее, но тоже можно.

Куда обращаться

Большинство вопросов, связанных с работой соцслужбы, решаются на досудебном уровне. Но в некоторых ситуациях приходится привлекать прокуратуру, обращаться в суд.

Таблица 1. Куда жаловаться на соцзащиту

Причина Ведомство Контакты
Действия/бездействия должностных лиц Руководитель управления социальной защиты населения (УСЗН)
Жалоба на УСЗН Региональный департамент Минсоцразвития
Вопрос не решается на региональном уровне Министерство труда и социального развития +7 (495) 870-67-22;

127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21

mintrud.gov.ru/reception/form

Досудебное обжалование Портал госуслуг do.gosuslugi.ru
Нарушения гражданских прав Прокуратура 7 (800) 250-79-78

genproc.gov.ru/contacts

Обжалование решений, возмещение материального, морального ущерба Суд

Кто может обращаться

Услуги соцзащиты чаще всего получают социально незащищенные граждане. Если нарушают их права, обжаловать действия/бездействия отдельных сотрудников или ведомства в целом могут:

  • заинтересованные лица, которые столкнулись с нарушением их прав;
  • представители, в том числе родственники, по доверенности, так как часто речь идет о маломобильных, больных, с ограниченными возможностями людях;
  • опекуны, попечители;
  • адвокат, если дело доходит до разбирательства в прокуратуре, суде.

Иногда привлекают представителей различных фондов, общественных организаций.

Порядок действий

Не спешите сразу писать жалобу в министерство, попробуйте урегулировать проблему на более низком уровне. Возможно, недоразумение получится решить на месте без привлечения вышестоящих и надзорных органов.

Шаг 1. Обращаемся к руководителю УСЗН

Если не получается найти компромисс со штатным сотрудником, обратитесь к его прямому руководителю. Соблюдайте принцип иерархии: сначала жалуйтесь начальнику отдела, потом – руководителю управления соцзащиты.

Когда вопрос не решается или жалоба касается работы конкретного органа соцзащиты, пишите в вышестоящую инстанцию. В крупных городах это Главное управление СЗН. На уровне субъекта ведомство может называться:

  • Департамент социальной защиты;
  • Министерство труда и соцзащиты области/края и т.д.

Как отправить

Обратиться можно лично, письменно, онлайн, через специальную форму. Координаты ведомства размещают на своих сайтах. Узнать номера телефонов, адреса конкретных управлений и департаментов можно через строку поиска на портале госуслуг «Досудебное обжалование».

Как отправить

Здесь же можно сразу оформить жалобу, которая поступит на рассмотрение руководителю.

Как отправить

 

Справка! По состоянию на август 2021 г., не все местные органы соцзащиты подключены к досудебному обжалованию. Если услуга онлайн недоступна, на сайте об этом размещена информация с советом обращаться в территориальное, региональное ведомство лично. 

Если записались на прием к руководителю, все равно составьте жалобу, на которую обязаны дать письменный ответ. Он пригодится, если будете дальше писать в вышестоящие инстанции или обращаться в суд.

Как оформить

В жалобе указывают:

  1. Наименование органа соцзащиты, ФИО должностного лица.
  2. ФИО, контактные данные обратившегося: почтовый и/или e-mail адрес, телефон.
  3. Суть проблемы: обжалуемое решение, действие/бездействие.
  4. Свои доводы, почему не согласны.
  5. Требования: изменить решение, привлечь к ответственности сотрудника и пр.

Заявитель при наличии прикладывает документы, подтверждающие доводы, а также копии переписки, если таковая была. При необходимости можно запросить необходимые бумаги в органах соцзащиты.

Письменное обращение:

  • отправляют почтой заказным письмом с описью вложения;
  • регистрируют в канцелярии с отметкой на втором экземпляре.

Сроки рассмотрения

Жалобы касательно социальной защиты подлежат рассмотрению в течение 15 рабочих дней. Если речь идет об отказе в приеме документов, ответить должны в течение 5 дней с момента регистрации обращения.

Независимо от результатов рассмотрения жалобы, заявителю на следующий день после принятия решения обязаны ответить письменно. Мотивированный ответ направляют на указанный в обращении почтовый или электронный адрес.

Шаг 2. Обращаемся в Министерство

Общественная приемная Минтруда в связи с распространением коронавируса не работает. Поэтому записаться на личный прием не получится. Направить жалобу можно:

  • письменно на адрес: 127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Ильинка д. 21;
  • в электронном виде через форму отправки обращений;
  • факсом на номер +7 (495) 870-67-12.

Письма, отправленные на e-mail, в Минсоцтруда не рассматривают. Не принимают анонимные обращения, с неполным или неточным адресом.

Обращаемся в Министерство

Чтобы отслеживать этапы рассмотрения жалобы, зарегистрируйтесь на сайте Минтруда. Доступ к личному кабинету можно также получить, если авторизированы на портале госуслуг.

Срок рассмотрения обращения, согласно ст. 12 ФЗ № 59 от 02.05.2006, составляет 30 дней. В исключительных случаях его могут продлить на 30 дней, о чем уведомляют заявителя. В обращении можно указать, каким способом направить ответ: почтовым отправлением или электронной почтой.

Шаг 3. Обращаемся в прокуратуру

Любые нарушения гражданских прав – повод жаловаться в прокуратуру. Но основанием может стать не только отказ в оформлении положенной по закону помощи, но и неисполнение должностных обязанностей служащими УСЗН, превышение полномочий, вымогательство денег.

Обращаться нужно в региональное подразделение. Это можно сделать через общественную приемную на головном сайте.

Обращаемся в прокуратуру

Прокуратура на основании жалобы проведет проверку УСЗН. Если речь идет о вымогательстве, причинении вреда жизни и здоровью вследствие незаконно принятых решений, могут открыть уголовное дело с последующей передачей материалов для принятия решения в суд.

Шаг. 4 Подаем иск в суд

Ответчиком по исковому заявлению может выступать конкретное должностное лицо или орган соцзащиты. Причем можно не только обжаловать принятое решение, но и требовать:

  1. Привлечь к ответственности за неисполнение служебных обязанностей, причинение вреда.
  2. Взыскать потраченные средства, например, на поездки в другие города для получения ненужных справок, которые требовали в соцзащите.
  3. Возместить расходы на приобретение льготных лекарств, оплату проезда и пр., которые вовремя не предоставили по разным причинам.
  4. Выплатить моральный ущерб.

Для суда подготовьте все запросы и полученные ответы от органов соцзащиты всех уровней. Желательно привлечь к делу юриста, так как самому судиться с госведомствами сложно. Однако судебная практика показывает, что граждане все чаще добиваются получения положенных им льгот через судебные органы, доходя вплоть до Верховного суда.

Выводы

На волокиту, неправильные решение, бездействие в соцзащите, грубость, некомпетентность сотрудников можно жаловаться. Причем делать этого могут не только заинтересованные лица лично, но и их законные представители, попечители, опекуны.

Обращаться нужно к руководству УСЗН, соблюдая принцип иерархии. Лучше оформлять письменную претензию или воспользоваться формой онлайн-обращения, направить жалобу через госуслуги.

Если на уровне УСЗН или департамента субъекта вопрос не решается, пишите в Минсоцтруда, обращайтесь в прокуратуру или подавайте иск в суд.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!