Куда жаловаться на плохое лечение коронавируса
В России на начало мая 2021 года переболели коронавирусом 4,45 млн человек. За время пандемии уже пройден пик нагрузки на систему здравоохранения, отработаны алгоритмы лечения, подобраны эффективные препараты. Эпидемиологическая обстановка в стране стабилизируется, но это не делает вирус менее опасным. Неудивительно, что пациентов, заразившихся Covid, беспокоит, а правильно ли их лечат. И если жаловаться на плохое лечение коронавируса, то куда, чтобы получить оперативный ответ, а не через 30 дней, как во всех государственных ведомствах?
Основания
Под качеством медицинской помощи закон № 323 от 21.11.11 «Об основах охраны здоровья» подразумевает своевременное оказание медпомощи и правильность выбранного метода лечения. Пациенты получают услугу при подозрении или подтверждении Covid бесплатно по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). Но гарантировать достижения результата (полного выздоровления без последствий) в силу сложности заболевания и специфики отрасли здравоохранения никто не может. Однако это не повод закрывать глаза на явные нарушения протоколов.
На любом этапе диагностирования, лечения коронавируса пациент может жаловаться и добиваться оказания качественной медицинской услуги.
Несвоевременное оказание помощи
По действующим нормативам бригада скорой помощи должна приехать в течение:
- 20 минут при наличии угрозы для жизни пациента;
- 2 часов для оказания неотложной помощи.
При вызове врача на дом он обязан посетить больного в течение 24 часов. При нарушении этих сроков можно смело жаловаться.
Отказ в оказании помощи
Ситуация, когда скорая не приезжает совсем, хотя вызов был принят, или отказывается выезжать на адрес, нередка. Если бездействие работников скорой привело к ухудшению состояния больного, то их можно привлечь к уголовной ответственности по ст. 124 УК РФ «Неоказание помощи больному».
Неправильно поставленный диагноз
Относительно Covid жалобы чаще всего связаны с отказом врача дать направление на бесплатное тестирование.
На горячей линии портала «Известия» подтвердили, что при наличии симптомов заболевания взять анализы для теста на коронавирус обязаны. Но в Минздраве подчеркнули, что именно лечащий врач определяет, есть ли показания к забору проб. В обязательном порядке тест проводят для:
- прибывших из других стран;
- контактирующих с больными или потенциально зараженными;
- людей старше 65 лет с симптомами ОРВИ;
- перед плановыми операциями при наличии медицинских показаний.
При ОРВИ без выраженных признаков Ковида тест врачи могут не назначать.
Неправильный метод лечения
Пациенты часто жалуются, что их не направляют на КТ, не подключают к ИВЛ, не госпитализируют в больницу. Если права нарушают, граждане могут привлекать к решению проблемы не только руководителя больницы, но и другие ведомства вплоть до Минздрава.
Но нужно понимать, что врач для принятия решения учитывает результаты анализов, динамику заболевания, наличие факторов риска и только после этого назначает лечение, даёт направление на КТ или госпитализацию.
Слишком дорогие лекарства, не выдают рецепт на бесплатные медикаменты
Пациенты в стационарах, а также те, кто проходит лечение амбулаторно, могут бесплатно получить медикаменты от коронавируса.
Препараты выдают врачи при посещении больного на дому или в КТ-центрах. Список льготных медикаментов утвержден Минздравом, то есть выписать другие препараты доктор не сможет. Кроме этого, некоторые медикаменты можно использовать исключительно в стационаре.
С учетом степени тяжести заболевания и наличия осложнений врач после осмотра пациента может рекомендовать прием других лекарств, которые не относятся к противовирусным.
Куда обращаться
Бесплатную медицинскую помощь гражданам гарантирует п. 1 ст. 41 Конституции РФ. Порядок и условия оказания медуслуг регламентируют:
- ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
- ФЗ № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- Приказ Минздрава РФ № 520н от 15.07.2016 «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».
Относительно коронавируса Минздравом разработаны отдельные методические рекомендации, которыми установлены правила маршрутизации, алгоритмы лечения, выписки. В них постоянно вносят изменения, на май 2021 г. действует 9 версия. Основными надзорными органами в области здравоохранения являются Минздрав, Росздравнадзор. Но для быстрого решения вопросов работают другие каналы.
Таблица 1. Куда жаловаться на плохое лечение коронавируса
Причина | Ведомство | Контакты |
Любые вопросы, требующие оперативного вмешательства | Горячие линии | 8-800-200-01-12 112 |
Работа «скорой» | Диспетчер, начальник станции | |
Действия/бездействия врача | Главврач больницы, поликлиники | |
Несоблюдение прав застрахованных лиц, имеющих полис ОМС | Страховая компания | |
Фонд обязательного медицинского страхования | ffoms.gov.ru/for-citizens/feedback/ | |
Любые нарушения в сфере здравоохранения | Минздрав | 8-800-200-02-00 (495) 870-45-09 |
Росздравнадзор | 8 (800) 550-99-03 | |
Нарушения санитарных норм, прав потребителя, правил по предупреждению распространения вируса | Роспотребнадзор | 8-800-555 49 43 8(4942)42-34-01 |
Вопросы тестирования | 8-800-100-50-14 | |
Причинение вреда здоровью | Прокуратура | 7 (800) 250-79-78 genproc.gov.ru/contacts |
Халатность, врачебные ошибки, возмещение морального ущерба | Суд |
Порядок действий
Согласно ст. 12 ФЗ №59 от 02.05.2006, государственные и местные органы власти, ведомства могут рассматривать любую жалобу до 30 дней и при необходимости продлевать этот период еще на 30 дней. Но в случаях с коронавирусом такая тактика могла привести к плачевным исходам. Поэтому срочно были разработаны алгоритмы оперативного реагирования на жалобы граждан.
Но не нужно забывать, что любое недоразумение можно решить путем простого общения. Спросите своего врача, почему он не выписал лекарства или не назначил тест. Когда не едет скорая, позвоните повторно диспетчеру, возможно, он сможет сам быстро решить вопрос. Но если диалога не получилось, жалуйтесь на врача или скорую.
Шаг 1. Обратитесь к руководству
Если помощь не оказывают, назначают неправильное лечение, навязывают платные услуги, обращайтесь к непосредственному начальству медицинского учреждения или станции скорой помощи.
Режим работы и контакты главврача, зав. отделения должны размещать на информационных стендах в больницах, поликлиниках. Некоторые учреждения имеют свои сайты с формами для обратной связи, через которые можно направить жалобу.
Шаг 2. Звоните на горячую линию
Иногда общение с медперсоналом не дает результатов, а состояние пациента ухудшается. Чтобы граждане могли оперативно получить любую помощь в лечении коронавируса, работают колл-центры, куда можно обратиться круглосуточно.
Всероссийские горячие линии:
- единый номер: 112;
- федеральный: 8-800-2000-112;
- Роспотребнадзора: 8-800-555-49-43;
- Росздравнадзора: 8-800-550-99-03;
- Департамента здравоохранения: (495) 870-45-09.
В РПН отдельно предусмотрены телефоны для решения вопросов по тестированию:
- 8-800-100-50-14;
- 8-495-586-12-01;
- 8-495-586-12-23.
Кроме этого, в каждом регионе работают свои горячие линии по коронавирусу. Полный перечень номеров по каждому субъекту опубликован на сайте стопкоронавирус.рф.
Шаг 3. Привлеките страховую компанию
Если нарушены права в части предоставления услуг по обязательному медицинскому страхованию, обращайтесь к страховщику. Название компании написано на полисе ОМС. Телефоны и координаты всех страховых медицинских организаций опубликованы на сайте ФОМС.
Компания обязана проверить, почему застрахованное лицо не получает качественное лечение, бесплатные лекарства. Если разбирательство в дальнейшем дойдет до суда, выводы страховой будут дополнительным доказательством.
Шаг 4. Жалуйтесь в надзорные органы
Напомним, все контролирующие ведомства имеют горячие линии. Если проблему нужно устранить быстро, лучше звонить именно туда. Но существуют и другие формы обращений:
- письменно почтой заказным отправлением;
- устно или письменно на личном приеме;
- удаленно через форму для обращений на сайте.
В любом случае отправлять жалобу нужно сначала в региональное подразделение. Федеральные органы перенаправляют обращения на места, что приводит к потере времени. Если после этого шага ответ не получили или он неудовлетворительный, можно писать в высшую инстанцию.
Рекомендация! Во все органы лучше подавать письменную жалобу в 2 экземплярах. Один останется по месту обращения, второй с отметкой станет подтверждением на случай дальнейших разбирательств.
В Росздравнадзор
Департаменты или Министерства, Комитеты, Управления по здравоохранению субъекта РФ обязаны рассматривать вопросы организации оказания медпомощи и обеспечения лекарствами населения. Координаты всех территориальных органов можно найти в верхнем левом углу сайта РЗН.
Непосредственно в Росздравнадзоре принимают обращения от граждан в части качества медуслуг, несоответствия данных ОМС и реально полученной помощи.
Отправить жалобу можно через онлайн-форму на сайте. Если пациент хочет инициировать проверку учреждения, ему придется пройти авторизацию в ЕСИА.
В Роспотребнадзор
РПН регулирует вопросы, связанные с контролем распространения вируса. Поэтому в его компетенции, прежде всего, проблемы с тестированием. Сюда же можно обратиться, если больного выписывают из больницы без отрицательного теста.
Кроме этого, РПН урегулирует споры в области прав потребителя. Медицинская помощь, по сути, является услугой, даже если ее оказывают бесплатно. Поэтому жаловаться на некачественное лечение можно в региональное управление Роспотребнадзора. Адреса всех подразделений размещены на главном сайте.
Шаг 5. Обращайтесь в прокуратуру, суд
Если надзорные органы не принимают меры, обращаются в прокуратуру. На некачественный сервис сюда жаловаться не имеет смысла. Привлечь врача к уголовной ответственности или взыскать с него возмещение можно только через суд.
В обоих случаях придется подтвердить, что проведена претензионная работа. Для этого недостаточно сказать, что звонили на горячую линию, необходимы официальные ответы ведомств или запросы с отметкой о получении.
Но к таким способам поиска справедливости обращаются постфактум. Помочь в лечении коронавируса они не смогут.
Вывод
COVID-19 – опасная инфекция, в прекращении распространения которой заинтересованы ведомства и учреждения всех уровней. Поэтому на жалобы на некачественное лечение реагируют обычно быстро. Но для оперативного решения вопросов больному или его родственникам лучше обращаться напрямую в больницу, на горячие линии или привлекать страховую компанию.
На жалобу по стандартной процедуре в любой надзорный орган ответ можно ждать до 30 дней, что для больных коронавирусом слишком долго.
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях: