Куда можно пожаловаться на бездействие врача
Куда обратиться с жалобой на поликлинику, если вам отказали в медицинской помощи или из-за халатного отношения врачей пострадали родственники?
Обращаясь за помощью в поликлинику или больницу, граждане надеются на профессиональную помощь врачей. К сожалению, от врачебной ошибки, невнимательности и халатности медицинских работников никто не застрахован.
Рассмотрим подробнее, куда и на что жаловаться при бездействии врачей.
Основания подачи жалобы
Самые распространенные причины обращения с жалобой на врачей:
- отказ медицинских работников в принятии и осмотре пациента;
- неквалифицированные действия по назначению лечения, которые повлекли тяжелые последствия для здоровья;
- неоказание первой медицинской помощи;
- отказ в возмещении затрат по медицинскому полису;
- разглашение врачебной тайны и персональных сведений о пациенте;
- несвоевременное оказание или неоказание медицинской помощи;
- случаи мошенничества с картой пациента, справками, подделка результатов анализов;
- вымогательство;
- отказ в получении информации о состоянии здоровья, предоставлении медицинских заключений;
- неверный диагноз;
- нарушение санитарных норм (отсутствие уборки, обеззараживания оборудования);
- отсутствие уважительного отношения к пациенту (хамское поведение).
Куда обращаться
Куда жаловаться на врача | Примечание |
Администрация больницы (поликлиники) | Жалоба подается главврачу, может привлечь работника к дисциплинарной ответственности |
Прокуратура | Рассматривает обращения граждан о нарушении их прав и свобод действиями (бездействием) должностных лиц |
Региональный департамент здравоохранения | Осуществляет надзор за медицинскими учреждениями в регионе |
Министерство здравоохранения | Осуществляет надзор за медицинскими учреждениями |
Страховая компания | В случае требования оплаты за услуги, предусмотренные полисом |
Суд | Взыскание материального ущерба здоровью и морального вреда |
Полиция | Рассматривает заявления в случае умышленного причинения вреда здоровью |
Роспотребнадзор | При предоставлении некачественной медицинской услуги |
Главный врач
Жалобу на неправомерные и противоправные действия медицинского персонала можно направить по почте заказным письмом или передать лично секретарю.
К жалобе необходимо приложить все выписки из истории болезни, справки, заключение медэкспертов и врачебных комиссий, фотографии. Обязательно следует указать конкретные требования.
Главврач может назначить комиссию для установления качества оказанных медицинских услуг, выявления недостатков в назначенном лечении, проверки доводов о некомпетентности врача.
Срок рассмотрения жалобы обычно составляет 30 дней.
Образец жалобы на врача поликлиники.
Прокуратура
Прокуратура рассматривает обращения граждан, связанные с нарушением их прав и свобод.
Обратиться с заявлением в прокуратуру можно:
- онлайн через официальный сайт через интернет приемную;
- лично, предварительно записавшись на приём;
- направив обращение по почте заказным письмом.
В жалобе необходимо указать, какие права были нарушены действиями (бездействием) врачей, когда и где произошло нарушение прав, требования и подтверждение законности требований (справки, фото, заключения).
Прокурор проведет проверку доводов, указанных в жалобе, и по результатам проверки вынесет постановление о привлечении виновных должностных лиц к административной или уголовной ответственности, передаче дела в суд либо откажет в удовлетворении требований в связи с отсутствием вины медицинского работника.
Образец жалобы на врача в прокуратуру.
Суд
Пациент, чьи права были нарушены, имеет право на судебную защиту.
В судебном порядке с виновника и с медицинского учреждения может быть взыскан моральный вред и ущерб, причиненный здоровью гражданина.
При этом следует учитывать, что при нанесении вреда здоровью установлению судом подлежат обстоятельства, чем было вызвано ухудшение здоровья: несчастным случаем, некачественной и неквалифицированной медицинской помощью, в том числе при назначении лечения, или естественным развитием заболевания (травмы).
В качестве доказательств суду могут быть представлены:
- история болезни;
- медицинские справки;
- заключение медицинского эксперта;
- выписка МСЭ;
- показания свидетелей;
- фото и видеозаписи.
Важно! Иски о некачественных медицинских услугах рассматриваются в рамках законодательства о защите прав потребителей.
Страховая компания
В случае, если медицинское учреждение требует оплатить услуги, которые являются бесплатными, предоставляемыми на основании страхового полиса, об указанных требованиях следует сообщить страховой компании.
Необходимость обращения в страховую компанию может возникнуть и в случае отказа в предоставлении услуг по имеющемуся страховому полису, а также при наличии претензий к качеству оказанной медпомощи.
Для разрешения спорной ситуации достаточно позвонить по горячей линии страховой компании.
Страховая компания должна провести экспертизу и определить наличие (отсутствие) правонарушения.
В случае отказа страховщика в рассмотрении жалобы, его бездействие можно обжаловать в ТФОМС.
Полиция
В случае неоказания помощи, а также умышленного причинения вреда здоровью необходимо обратиться в территориальный орган МВД.
Перед тем, как написать жалобу на врача в полицию, следует точно быть уверенным в том, что врач умышленно нанёс вред здоровью.
Правоохранительные органы могут привлечь виновное лицо к административной ответственности при оскорблении, угрозах и вымогательстве.
Роспотребнадзор
Роспотребнадзор принимает к рассмотрению жалобы на оказание некачественных услуг, независимо от того, являются такие услуги платными или нет.
В рамках закона о защите прав потребителей и пределах своей компетенции контролирующий орган на основании поступившего обращения проводит проверку и в случае установления вины и состава административного правонарушения привлекает виновника к административной ответственности.
Порядок обращения и рассмотрения жалобы в Минздраве
Приказом Минздрава № 493 н от 28.07.2015 утверждена инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в министерстве.
Основания для обращения в Министерство здравоохранения РФ:
- не реагирование главным врачом медицинского учреждения на заявление о нарушении прав и интересов пациентов;
- когда неквалифицированная помощь или бездействие врача повлекли тяжёлые последствия для здоровья пациента;
- в случае мошенничества врача с медицинскими документами;
- отказ администрации больницы (поликлиники) принять необходимые меры по факту правонарушения;
- вымогательство денежных средств.
Подать жалобу можно:
- лично через приёмную в двух экземплярах, один из которых с отметкой о дате получения и подписью принявшего лица возвращается заявителю;
- направив письмо с заказным уведомлением;
- обратившись с заявлением онлайн на официальном сайте Минздрава https://www.rosminzdrav.ru/reception/appeals/new;
- по телефону горячей линии.
Жалоба должна содержать ссылки на нарушенные нормы права, положения договора об оказании медицинских услуг, а также разумные требования о принятии соответствующих мер по исправлению конфликтной ситуации.
Не допускается указание грубых выражений, угроз и нецензурных слов, такие заявления не подлежат рассмотрению.
Поданные обращения рассматриваются специально созданным Отделом по рассмотрению обращений граждан в 30-дневный срок.
Если ответ не может быть дан без разглашения сведений о государственной или иной тайне, об этом сообщается заявителю.
Важно! Не даётся ответ на обращение, в котором отсутствует фамилия и адрес заявителя!
Обязанности врача
Обязанности врача установлены должностной инструкцией и статьёй 73 Закона об основах охраны здоровья граждан.
Основными обязанностями врачей являются:
- оказание медицинской помощи согласно квалификации;
- соблюдение врачебной тайны;
- совершенствование профессиональных знаний и навыков;
- назначение лекарств в установленном порядке;
- сообщать уполномоченному органу информацию о побочных действиях и возможных реакциях на лекарственные препараты.
Обязанности лечащего врача установлены в статье 70 Закона об основах охраны здоровья.
Ответственность врача
В случае подтверждения доводов, указанных в жалобе, и установлении вины врач может быть привлечен к ответственности:
Таблица 2. Ответственность врачей
Вид ответственности | Основание для привлечения | Норма |
Дисциплинарная | За нарушение трудовой дисциплины | |
Административная | Оказание услуг ненадлежащего качества | Ст. 14.4 КоАП РФ |
Побои | Ст. 6.1.1 КоАП РФ | |
Нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия | Ст. 6.3 КоАП РФ | |
Уголовная | Неоказание помощи больному | Ст. 124 УК РФ |
Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности | Ст. 118 УК РФ | |
Причинение смерти по неосторожности | Ст. 109 УК РФ | |
Халатность | Ст. 293 УК РФ | |
Гражданская | Компенсация морального вреда | Ст. 151 ГК РФ |
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина | Ст. 1084 ГК РФ |
Дополнительная информация в видео:
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях: