Жалоба на участкового, как обжаловать бездействие
Одним из главных критериев оценки деятельности полиции в целом и участковых в частности является общественное мнение. Высокое доверие населения говорит об эффективности работы сотрудников МВД, и наоборот. Порой со случившейся бедой гражданин обращается именно к участковому, надеясь получить помощь. Но так бывает далеко не всегда. И вместо реального оказания поддержки и выполнения возложенных законом функций защиты, обратившегося начинают гонять по инстанциям, просят прийти завтра, через неделю, месяц и прочее. А время идет… Человек начинает думать о том, куда жаловаться на бездействие участкового.
Регламентирующие работу участкового документы
Основным документом, регламентирующим общие вопросы деятельности участкового как сотрудника полиции, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011 г. «О полиции». Согласно ему, он обязан:
- не только знать, но и соблюдать российские законы и подзаконные акты;
- исполнять обязанности в соответствии с должностной инструкцией;
- при несении службы соблюдать интересы и права граждан, организаций, общественных объединений;
- оказывать первую помощь пострадавшим (от административных правонарушений, преступлений, несчастных случаев, находящимся в беспомощном состоянии и тому подобное);
- выполнять законные распоряжения и приказы руководства;
- служебные вопросы разрешать с непосредственным руководителем либо вышестоящим, уведомив своего начальника;
- при сообщении ему гражданином сведений о преступлении, правонарушении, несчастном случае либо самостоятельном выявлении данных фактов предпринять все необходимые меры к спасению человека или людей, предотвращению или пресечению противоправных действий, задержанию виновных и сообщить об этом в полицию;
- при прохождении службы не нарушать внутренний распорядок организации;
- для надлежащего исполнения обязанностей поддерживать соответствующий уровень квалификации;
- не разглашать информацию, которая стала ему известна при несении службы.
Непосредственно обязанности участкового прописаны в другом нормативно-правовом акте – Приказе МВД России № 1166 от 31.12.2012 г. «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». К ним относятся:
- правильное применение в работе форм и методов правонарушений и преступлений, порядка производства и процессуального оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях;
- знание территории обслуживаемого административного участка;
- обеспечение безопасности граждан;
- знание мест хранения огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, местоположение аптек и других помещений хранения и оборота наркотических и психотропных веществ, иных хранилищ предметов или веществ, оборот которых в РФ ограничен либо запрещен;
- принятие сведений о правонарушениях, преступлениях и происшествиях с дальнейшей их передачей оперативному дежурному и записью информации в книге учета приема граждан, их заявлений и сообщений;
- исполнение в пределах компетенции решения суда, письменных поручений следователя, дознавателя;
- проведение проверки сообщений о преступлении, правонарушении и принятие соответствующих мер (например, составление постановления по статье КоАП РФ или передача материала о преступлении в дознание или следствие для решения вопроса о возбуждении уголовного дела);
- доведение до сведения заявителей хода рассмотрения заявлений, сообщений о преступлении, правонарушении, происшествии, по которым ведет проверку;
- осуществление иных полномочий, возложенных нормативными правовыми актами.
Конкретные обязанности участкового уполномоченного закрепляются в его должностной инструкции (регламенте).
Жалоба на бездействие участкового полиции
Довольно часто в жизни имеются примеры, когда участковый к исполнению своей работы относится пассивно, обращения граждан должным образом не рассматривает либо вообще бездействует, а бывает, что даже допускает хамство по отношению к обратившемуся. В таких случаях необходимо подавать жалобу на бездействие участкового или его некомпетентность либо неправомерные методы работы, недостойное поведение.
Поводы для обращения
Поводов пожаловаться на участкового может быть много, в зависимости от ситуации. Наиболее частые из них следующие:
- написано заявление, время прошло, а ответа нет, какие действия по нему предприняты, не ясно;
- ответ получен, но содержит формальную отписку, а сам вопрос не решен;
- несмотря на неоднократные обращения к участковому, ситуация не изменилась (например, сосед продолжает ночью включать громкую музыку).
Данный список можно продолжать, так как у каждого заявителя есть своя причина для обращения.
Как оформить жалобу
Обращение, независимо от места подачи, должно содержать следующие сведения:
- Наименование и адрес органа, куда подается.
- Наименование и данные (фамилия, имя, отчество) должностного лица, чье бездействие обжалуется.
- Информация о заявителе (личные данные, адрес и телефон).
- Если подается представителем, то указываются и его данные, а также данные доверенности с приложением ее копии.
- Суть жалобы (кратко и без эмоций) и о чем просит обратившийся.
- Подтверждающие документы (при наличии, прикладываются в копиях; если имеются, например, в материалах какого-либо дела, то заявитель пишет просьбу запросить их).
Заканчивается жалоба проставлением даты и личной подписи заявителя (либо доверенного лица с указанием сведений о доверенности).
Как подать
Существуют следующие формы подачи:
Таблица 1. Формы подачи жалобы. Источник: МВД. РФ
Устно | Письменно | В электронном виде |
при звонке на телефоны «горячей линии» | путем направления жалобы посредством почтовой связи либо ее подача на личном приеме или через канцелярию органа, через многофункциональный центр | посредством сети «Интернет», доступно на официальных сайтах МВД (вкладка «Онлайн-сервисы») и прокуратуры (раздел «Интернет-приемная»); жалоба подается онлайн, без личного посещения правоохранительных и контролирующих органов |
Важно! Для того, чтобы обращение максимально быстро и качественно было решено по существу, его лучше направить одновременно в несколько инстанций, например начальнику участкового и в прокуратуру. При решении вопроса одну из них (ту, которая еще не рассмотрена, и не дан ответ) можно будет отозвать.
Рассмотрят ли анонимное обращение
Если в жалобе, поданной анонимно, будет информация о совершенном, готовящемся или совершаемом незаконном деянии участкового (например, он вымогает у заявителя взятку или уже получил деньги взамен на обещание помочь в решении какого-то вопроса, мотивируя это тем, что бесплатно работать не будет), ее рассмотрят обязательно. Отсутствие в данном случае личных данных заявителя не является препятствием к проверке указанных сведений. Естественно, что ответ на такое обращение заявитель не получит.
Внимание! При подаче жалобы в электронной форме заявителю предлагается заполнить поля с информацией о нем. Соответственно, направить обращение анонимно не получится.
Куда можно жаловаться на участкового и образец обращения
Жалоба на участкового может быть подана в:
- МВД (непосредственному начальнику, вышестоящему руководителю либо в территориальное министерство);
- прокуратуру (районную, городскую или субъекта РФ, Генеральную прокуратуру);
- суд по месту несения службы участковым.
Первые две формы образуют административный порядок обжалования бездействия или действий сотрудника полиции.
Обычно обращение пишется по шаблону, куда вставляются необходимые данные. Также нужный бланк заявителю предложат заполнить на личном приеме в прокуратуре.
Совет! При подаче обращения себе необходимо оставить его второй экземпляр с отметкой органа, куда оно передано, о получении.
Приведенный образец жалобы на участкового полиции подойдет для подготовки и направления обращения в МВД или прокуратуру.
Скачать образец жалобы на участкового.
Срок рассмотрения
По общему правилу обращение должны рассмотреть в тридцатидневный срок со дня ее регистрации. Данный период может быть продлен еще на 30 дней в исключительных случаях (когда надо запросить какие-либо материалы, проверить информацию и прочее). Об увеличении срока рассмотрения в обязательном порядке уведомляется заявитель.
Обращение, в котором обжалуется решение суда, возвращается направившему его лицу в течение 7 дней со дня регистрации. В такой же срок возвращается нечитаемая жалоба или та, по которой нельзя определить суть обращения.
Когда жалобу вернут без рассмотрения
Отказ в рассмотрении поступившего обращения заявитель получит, если:
- ранее вопрос уже был решен и, соответственно, закрыт, ответ по нему дан;
- обжалуется судебное решение (жалоба возвращается с разъяснением надлежащего порядка подачи);
- в жалобе имеются нецензурные выражения, угрозы в адрес должностного лица и членов его семьи;
- по одному и тому же вопросу много раз подается одинаковая жалоба (может быть принято решение о прекращении переписки с заявителем);
- если по тексту нельзя понять суть обращения;
- жалобу нельзя прочесть (написана неразборчивым почерком).
В последних двух случаях заявитель может подать жалобу повторно, после устранения недостатков.
Особенности обжалования бездействия участкового в суде
Для обжалования неправомерных действий или бездействия полицейского, которым является участковый, в суде необходимо подготовить административное исковое заявление. Пишется оно лично гражданином, чьи права и интересы нарушены, либо готовится общественным объединением, Уполномоченным по правам человека в РФ или в субъекте, прокурором в интересах иных лиц. Форма заявления должна соответствовать требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ.
Срок для подачи иска – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении прав, интересов и свобод. Если данный период пропущен, то это не является основанием отказа в принятии иска. Восстановление срока, а также определение уважительности пропуска относится к компетенции суда.
По результатам рассмотрения административного иска суд выносит решение об удовлетворении жалобы в части или полностью либо отказывает в ее удовлетворении.
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях: