Как правильно подготовить и успешно подать жалобу в налоговую инспекцию: 3 варианта оспаривания
С ФНС сталкивался практически каждый гражданин и юридическое лицо. Получение вычета, уплата сборов и взносов, оформление свидетельства ИНН – вот неполный перечень вопросов, подконтрольных данному учреждению. Не всегда работа органа идеальна. Возникшие недоразумения и проблемы в данной сфере поможет разрешить жалоба в налоговую инспекцию.
Когда можно подать жалобу в налоговую инспекцию и куда жаловаться на сам орган
Таблица 1. Поводы для обращения с претензией
Инстанция | Основание |
Фискальное учреждение (местные отделения, вышестоящие региональные отделы, УФНС, ФНС России)
| Сообщение о неправомерной деятельности физического или юридического лица в области налогообложения (например, неуплата налогов, сокрытие доходов); обжалование результатов проверки; отказ возвратить переплату или ошибочно зачисленную сумму; неправильное начисление сборов, пеней; необоснованное наложение штрафа; отказ в предоставлении вычета, в выдаче выписки из ЕГРЮЛ; обжалование действий (решений) фискального органа и прочее |
Прокуратура | Жалоба на действия (бездействие), решения сотрудников фискальных органов |
Суд | Если работники ФНС не реагируют на поданное обращение, либо когда претензия не разрешается контролирующим органом (дает право на обжалование бездействия сотрудников прокуратуры) |
Основные функции ФНС
Круг вопросов, решаемых фискальной службой:
- контроль исполнения законодательства в сфере налогообложения;
- обеспечение своевременного и правильного начисления и внесения налогов (транспортного, имущественного, земельного), сборов, взносов;
- учет плательщиков (в том числе выдача, замена свидетельств ИНН);
- предоставление вычетов (например, вычет на лечение зубов, имущественный);
- взыскание недоимок по налогам, сборам, взносам, пеням, в том числе путем обращения в судебные органы;
- валютный надзор и иные.
Когда фискальный орган недобросовестно выполняет возложенные на него функции, возникают основания для подачи претензии.
Немного о ФНС в следующем видео:
Причины для подачи обращения
Основаниями для жалобы в налоговую службу могут послужить:
- некомпетентность или грубость сотрудников (например, инспектора);
- необоснованно начислены налоги, пени, наложен штраф;
- отказ возвратить переплату;
- неправомерное решение (например, заключение комиссии после проверки);
- задержка перечислений (например, по имущественному вычету);
- бездействие фискального органа;
- нарушение законодательства физическим или юридическим лицом.
Претензия к ФНС
Возникают вопросы и к работе данного органа и его сотрудников. Жаловаться на налоговую инспекцию приходится в таких случаях:
- хамство сотрудника фискального органа;
- отказ перечислить излишне выплаченную по налогам, взносам и сборам сумму;
- непоступление ответа на ранее направленную в ФНС претензию;
- превышение должностных полномочий;
- неправомерное начисление сумм к выплате и прочее.
Внимание! Некоторые действия сотрудников могут подпадать под уголовную ответственность. Например, вымогательство денег за «хороший» результат проверки. Нужно помнить, что наказание может получить не только инспектор-оборотень, но и лицо, давшее взятку, если не сообщит о неправомерном поведении работника фискального учреждения в правоохранительные органы.
Куда можно написать жалобу на налоговую инспекцию
Гражданин или юридическое лицо может обжаловать действия или решения сотрудников ФНС:
- вышестоящему руководству (например, на инспектора межрайонной инспекции претензия подается в УФНС региона);
- в прокуратуру;
- в суд.
Обращение можно направить заказной почтой. В первых двух случаях есть возможность подготовить и отправить онлайн-претензию.
Содержание жалобы
Таблица 2. Что пишем в обращении
Жалоба в ФНС | Жалоба на фискальное учреждение |
Наименование и адрес получателя | |
Сведения о заявителе (кроме анкетных данных и адреса, для граждан иногда целесообразно указать ИНН, для организаций – КПП, ОГРН, при действии через представителя – информация о нем и реквизиты доверенности) | |
Заголовок (например, жалоба в налоговую инспекцию по неуплате начисленных налогов гр-ном Корейко М. М.) | |
Текст обращения (краткое изложение обстоятельств, побудивших к написанию претензии) | |
Требование заявителя | |
Приложение имеющихся документов, аудио или видеозаписей | |
Дата составления | |
Подпись заявителя или его доверенного лица |
Внимание! Жалоба на фискальный орган, чьи решения или действия оспариваются, подается через него.
Образцом заявления может послужить приведенный ниже шаблон.
Анонимное обращение
Согласно закону о работе с обращениями граждан при их подаче требуется указывать обязательный минимум, в том числе фамилию и имя. Если этого не сделать, претензия может остаться без ответа.
Подать анонимную жалобу в налоговую инспекцию онлайн не получится. Это связано с тем, что при заполнении шаблона нужно указать обязательную информацию, к которой относятся анкетные данные. Произвести отправку формы на сайте без их внесения нельзя.
Способы подачи претензии
Пожаловаться можно:
- позвонив на горячую линию;
- через Интернет (на официальных сайтах учреждений);
- подготовив и отправив письменное обращение или оставив его на личном приеме.
Исследуем варианты обращения.
Звонок
Официальный номер телефона горячей линии ФНС РФ 8-800 222 22 22. Позвонить на него можно с любого аппарата (стационарного, мобильного) абсолютно бесплатно.
Интернет: подаем онлайн
Подать жалобу в налоговую инспекцию либо на само фискальное учреждение через Интернет можно на официальном сайте https://www.nalog.ru. Выбрав вкладку «Контакты», нужно затем нажать на «Обращения и жалобы». Далее выбрать «Обращения граждан. Обратиться с вопросом, заявлением, предложением, подать жалобу».
Также можно воспользоваться порталом «Госуслуг», где внизу главной страницы выбрать вкладку «Досудебное обжалование».
Письменная претензия
Напечатанное или написанное от руки обращение можно отнести в учреждение лично и оставить в приемной под роспись. Либо отправить заказным письмом. Также оставить претензию можно на личном приеме в выбранном ведомстве.
Материал в тему: Куда жаловаться, если на почте потеряли заказное отправление.
Правовая база
Работа фискальных органов регламентируется:
- Конституцией РФ;
- НК;
- Постановлением Правительства № 506 от 30.09.2004 г., утверждающим Положение о ФНС.
Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:
Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях: