Имеют ли право банки фотографировать клиентов

Оказывается, банки фотографируют заемщиков и вкладчиков не только из соображений внутренней безопасности. Такая идентификация помогает выявлять доходы, полученные преступным путем. Но где уверенность, что фото клиента не будет использовано в корыстных интересах?

Не всем посетителям финансовых учреждений до конца понятно, зачем банки фотографируют клиентов. С заёмщиками всё ясно, но эта же процедура повторяется и для вкладчиков. В банках парируют: есть законные основания для проведения такой идентификации.

Законодательное основание

Требования к клиентам регламентируются не только внутренними инструкциями банковских учреждений – ещё в 2001 году начал действовать закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В последние годы в него вносились существенные дополнения.

Интересно, а каким образом осуществляется безопасность онлайн-вкладов?

А так проводят удаленную идентификацию:

Существуют процедуры углубленной (полный сбор данных о месте проживания и работы клиента, его контактов, финансовом положении и так далее) и упрощенной идентификации. Фотографирование относится как раз ко второму варианту.

Кстати, прямо в самом законе нигде не прописано, что необходимо сфотографировать обратившегося. Учреждения просто перестраховываются. Мера объясняется желанием обезопасить будущие операции человека.

Рис. 1. Каждый день через банковского сотрудника проходит десятки незнакомых людей

Рис. 1. Каждый день через банковского сотрудника проходит десятки незнакомых людей

Конечно, потребитель услуги может отказаться фотографироваться. Но в этом случае и банк имеет полное право дать отказ по обращению.

Какие есть обоснования

Правильность фотографирования банки обосновывают борьбой с мошенниками. Например, в случае, когда клиент оформляет кредит на чужой паспорт. Так как человеческий фактор никто не отменял, и финансовый специалист банально может ошибиться.

Конечно, в каждом кредитно-финансовом учреждении функционируют камеры видеонаблюдения. Однако они не всегда могут обеспечить четкую картинку, поэтому предпочтительнее идентифицировать человека со снимка. В том числе и сверить при необходимости с личностью, снимающей деньги с банкомата.

Рис. 2. Во многих банках переходят к биометрическому сбору данных

Рис. 2. Во многих банках переходят к биометрическому сбору данных

Есть ещё один момент, выгодный уже для потребителей, – при большой филиальной сети клиент может проводить транзакции в любом офисе. Специалист просто сравнит его личность с фотографией перед тем, как выдать денежные средства.

Зачем знать собственный код субъекта кредитной истории?

Юридические тонкости хранения изображения

В статье 152.1 ГК РФ прописано хранение изображения гражданина. Законодательный документ не разрешает использование фотографий вкладчиков и заемщиков. Исключение – согласие владельца, а после его смерти – разрешение родных и близких.

Однако банк может парировать просмотр в «государственных, общественных или иных публичных интересах». Под иные как раз могут попасть случаи с мошенничеством.

Актуальность меры

Кредитно-финансовая сфера – благодатная почва для роста мошенничества. Сегодня необязательно личное присутствие гражданина, чтобы по копии паспорта оформить на него кредит. Поэтому фотография – гарантия для учреждения, что определенный человек брал данный кредит и ставил подпись в договоре.

Кредитные учреждения хотят сохранить уверенность в своих вкладчиках. Это связано ещё и с постоянно растущими санкциями. Увеличиваются и требования Центрального банка РФ, даже при небольших сделках.

Вместе с требованиями увеличиваются и возможности – например, депозиты для пенсионеров.

Правила ЦБ по внутреннему контролю подразумевают дополнение визуальной информации по клиенту – людей обязуют объяснять происхождение своих средств. Чаще всего это касается переводов на крупные суммы.

По сути дела, это ликвидация тех путей в законах, которыми могут воспользоваться люди, занимающиеся нелегальным бизнесом. Однако под подозрение могут попасть и обычные граждане.

Рис. 3. Банк хочет знать всю "подноготную" людей, с чьими деньгами он работает

Рис. 3. Банк хочет знать всю “подноготную” людей, с чьими деньгами он работает

Сами банки объясняют правила внутреннего контроля требованиями регулятора. Ведь неисполнение положенных предписаний может стать реальной причиной отзыва лицензии учреждения. В последнем случае уже самим клиентам будет трудно вернуть вклад.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Елена Владимировна Новикова Автор: . Эксперт Елена Владимировна Новикова. Образование высшее (отделение журналистики филологического факультета КарГу имени Е.А. Букетова: 1997-2003 гг.).
7 марта 2019.
О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!