Эксперт объясняет, почему в России бензин дороже, чем в Казахстане

Автор: Елена Владимировна Новикова. Копирайтер, журналист, маркетолог. Высшее образование, КарГу имени Е.А. Букетова.. Дата: 1 апреля 2020. Время чтения 7 мин.

azskmg.kz

Один литр бензина марки А-95 стоит в Казахстане 28,74 руб. Разница с РФ очевидна. Она оправдана не только размером акцизов, но и модернизированным в Республике нефтеперерабатывающим производством. Кроме этого, производители обязаны поставлять до 50% сырья на внутренний рынок практически по себестоимости.

Цена за баррель нефти влияет на экономику многих государств. Однако при анализе этого воздействия в соседних странах выясняется любопытная деталь: в Казахстане бензин дешевле, чем в России. Интересны прогнозы на стоимость топлива в РК в обозримом будущем.

Общее понимание вопроса

Владельцы транспортных средств уже привыкли, что цены на бензин в РФ растут постоянно. Правительство каждый раз приводит различные правдоподобные причины для такой тенденции. Однако стоит проехать пару километров до ближайшей заправки от казахстанско-российской границы по территории РК, как аргументы «разбиваются» о цифры с ценником топлива.

россияне искренне недоумевают по поводу такой разницы в стоимости топлива.

Фото: россияне искренне недоумевают по поводу такой разницы в стоимости топлива. Источник: pbs.twimg.com

Негодование наших граждан объяснимо: у соседа за копейки продается отечественный бензин. Более того, подобной продукт можно купить в казахстанских «дочках» компании РФ «Газпромнефть». И ведь в эту цену уже заложена экспортная пошлина.

Чтобы предотвратить массовые перевозки углеводородов из Казахстана в Россию, в августе 2019 г. Министерство энергетики соседней страны установило ограничения. Действует лимит на вывоз – не более 20 литров в канистре на человека.

Цены 2020 года на бензин в РК

Прослеживается такая политика в отношении топливного продукта.

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

График 1. Сравнение популярных марок ГСМ в российской валюте.

Справочно! Для расчетов применен курс тенге к рублю на 19 марта 2020 г. – 5,6:1.

Разница с РФ является довольно ощутимой.

Таблица 1. Сравнение средних цен бензина в РК и России

Марка продукта В Казахстане, руб. В РФ, руб.
А-76/80 15,47
АИ-92 25,34 42,52
АИ-95 28,74 45,93
АИ-98 36,95 52,02

Источники: Яндекс Район, Росстат за период 5–19 марта 2020 г.

Основной составляющей розничной стоимости топлива является акциз. Этот пункт закладывается на государственном уровне. Разница за тонну в ценах на 2020 г. у обеих стран очень ощутима.

В России акциз представлен так:

  • за автомобильный бензин, не соответствующий классу 5, – 13 100 руб., соответствующий – 12 752 руб.;
  • 8 835 руб. – за дизельное топливо (ДТ).

В то время как в Казахстане ставка на акциз рассчитывается без классового деления. Здесь берутся следующие цифры для конкретных видов реализации по тонне топлива.

Таблица 2. Акцизы на продажу бензина и ДТ в РК за 2020 г. внутри страны

Цель реализации Бензин Дизельное топливо
декабрь-июнь июль-ноябрь
Оптовая производителями своего продукта 4 363 96,4 1 660
Розничная производителями собственного продукта 4 452 107 1 671
Розничная физическими и юрлицами 89,2 10,7

Источник: uchet.kz

Отдельно стоит сказать о ставках для импорта «автоеды»:

  • 4 363 руб. – для бензина;
  • 96,4 руб. – для дизтоплива.

По данным ОПЕК, РФ занимает второе место на планете по добыче нефти, а Казахстан – только 15, то очевидным становится странный диссонанс.

Так отличается ценовая политика на горючее в странах СНГ.

Таблица 3. Средняя стоимость литра АИ-92

Государство Цена за л, руб.
Казахстан 25,34
Кыргызстан 38,5
Россия 42–47,17
Украина 68,41

Источник: nur.kz, по данным на 11 марта 2020 г.

Вы знали, что в Казахстане и Кыргызстане бензин дешевле, чем в России?
Да, и это меня возмущает
Не знал, но не удивлен

Правдивы ли «обвинения»

До 2018 г. доля бензина Российской Федерации в общем объеме казахстанского ГСМ составляла только 30%. После проведенной в 2019 г. модернизации трех главных нефтеперерабатывающих заводов появились излишки. Такие данные привел «КазМунайГаз», который заявил, что сегодня в РК производится бензина на 24% больше реальных рыночных потребностей.

«Раньше мы зависели от России. Если помните, в 2016 году, когда цена упала на нефть, критика была, почему цена на нефть падает, а бензин в цене вырос. Тогда мы зависели от России: закупали часть бензина, авиакеросин, зимнее дизтопливо. А сейчас Казахстан полностью обеспечил внутренний рынок, и, соответственно, цены, по логике, должны держаться на одном уровне»

Нурлан Жумагулов, Генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстан

Рейтинг сайта globalpetrolprices.com подтверждает: цены у нашего южного соседа, действительно, являются одними из самых низких в мире. Страна занимает 10 место по стоимости топлива для автомобилей. Её обгоняют: Венесуэла, Ливия, Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Иран, Катар и Бруней.

Если пересчитать на мировые масштабы: в Республике он стоит 0,39 $ за литр. Для сравнения, средняя цена этого топлива на планете составляет 0,97 $ за л.

Объяснение казахстанской стороны

Законодательство РК обязывает нефтедобывающие организации поставлять продукт, в том числе, и на внутренний рынок. Этот объем составляет 30–50% от всего добываемого сырья. Поставка в самой стране покрывает только транспортные нужды.

«В среднем на внутреннем рынке государства цена нефти оказывается в 2-3 раза ниже экспортных. Так в РК субсидируется политика горюче-смазочных материалов».

Нурлан Жумагулов, генеральный директор Союза нефтесервисных компаний Казахстана (KazService). Источник: informburo.kz

Причина стабильности цен на ГСМ в том, что средняя отпускная стоимость нефти на внутреннем рынке государства не поднимается выше 25–30 $ за баррель. А это уже ниже мировых стандартов. Вот почему внутренний рынок ГСМ РК может пока не бояться существенных изменений.

Возможность будущего снижения стоимости

Аналитики считают, что, несмотря на меняющиеся рыночные условия, такие цены сохранятся в течение всего 2020 г. Они не должны отображаться на себестоимости продуктовой корзины.

даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России.

Фото: даже при незначительном повышении цен в разных областях РК бензин всё равно стоит дешевле, чем в России. Источник: livejournal @ hyarahani

Нефтеперерабатывающие заводы Республики не участвуют в дальнейшей судьбе своего производного. Они работают по так называемой давальческой схеме.

Суть заключается в следующем: поставщик нефти (давальщик) приобретает сырье для его отправки заводам. НПЗ изготавливают соответствующие продукты из материалов. Интересно, что продукция даже на этом этапе остается собственностью давальщика. Он же в последующем самостоятельно реализует все получаемые в результате переработки продукты.

После наращивания собственного производства можно заявлять о тенденции к снижению цены – прогнозы в ролике канала Мир 24:

Ближайшие прогнозы

Эксперты поделились на Tengrinews.kz: по идее, НПЗ в состоянии самостоятельно выходить на оптовые и розничные рынки, занимаясь покупкой и реализацией нефти.

НПЗ

Фото: НПЗ. Источник: сайт «Новости энергетики»

Поэтому среди заинтересованных лиц уже не раз озвучивались мысли о создании Единого оператора. В задачи этого регулятора будет входить переработка и реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке.

Подобное решение помогло бы в оптимизации бизнес-процессов и последующем снижении цен на горюче-смазочные материалы. Ещё один положительный момент от этой идеи – уменьшение долговой нагрузки на нефтеперерабатывающие заводы. На сегодняшний день они все закредитованы в связи с модернизацией производства.

«Если сейчас нефть будет стоить 100 $ за баррель, недропользователи также будут поставлять нефть на внутренний рынок по себестоимости – 25-30 $. Если мировая цена на нефть опускается ниже 25 $в, то экспортные таможенные пошлины обнулятся. То есть сейчас, когда компании экспортируют нефть, они уплачивают экспортные таможенные пошлины в зависимости от цены на нефть. Есть механизм, если цена ниже 25 $, то по нулевой ставке они вывозят нефть. НПЗ сами имеют обязательства перед кредиторами. Соответственно, если девальвация произойдет, то они будут увеличивать стоимость. Если тенге подешевеет, допустим, на 10 %, то цена на бензин увеличится на меньший процент»

Нурлан Жумагулов

Пока однозначно ясно одно: к 2025 г. должен заработать общий рынок по нефти и нефтепродуктам. Это явление будет происходить в рамках ЕАЭС, что повлияет на уравнение цен на горюче-смазочные материалы между странами-участницами. Если прибавить ещё к этому и повышение стоимости процессинга (переработки нефти для давальцев) и выкуп заемных средств, то становится неизбежным будущее повышение цен на бензин и в РК.

А пока цифры на табло АЗС в Казахстане являются не прихотью производителей или продавцов этого топлива. Под их формирование попадают много факторов, среди которых – стоимость сырья, налоговые отчисления, ценовой порог конкурентов и спрос потребителей. Но последние не очень страдают от них.

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
0

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Елена Владимировна Новикова Автор: . Эксперт Елена Владимировна Новикова. Образование высшее (отделение журналистики филологического факультета КарГу имени Е.А. Букетова: 1997-2003 гг.).
1 апреля 2020.

Вступайте в в наш канал на Яндекс Мессенджер

Подписывайтесь на Телеграм канал @yakapitalist

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!