Как меняется стоимость автомобиля с годами: какие машины «стареют» быстрее

Какие автомобили меньше всего теряют в цене с годами

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 30 января 2021. Время чтения 9 мин.

В среднем машины дешевеют на 10–12% сразу после выезда из салона, на 15% – в первый год и до 50% – за десятилетие. Но динамика удешевления для разных моделей может отличаться. Все зависит от класса, популярности, состояния авто. Известны случаи, когда с годами стоимость оставалась практически без изменений или даже росла.

Автомобиль – это не дорогой коньяк, чья цена со временем способна расти. Особенно это характерно для машин, которые нещадно эксплуатируют. Ухудшается внешний вид, изнашиваются основные узлы, а технологии устаревают. В результате роскошное купе из салона за сотню тысяч долларов уже через десять лет может превратиться в неликвид.

Или не совсем? Ведь стоимость автомобиля с годами меняется по-разному, и некоторые ходовые модели даже спустя десятилетия ценятся высоко. Какие параметры влияют на «консервацию» суммы, которую готовы выложить покупатели? Есть ли транспортные средства (ТС), дорожающие со временем?

6 основных фактов

Если хотите купить машину и в будущем продать её с минимальными потерями, учтите следующее:

  1. Быстрее всего дешевеет премиальный сегмент: уже через год разница составляет 20–30%.
  2. Наибольшая потеря цены происходит на протяжении 30–36 месяцев владения автомобилем.
  3. Отдельные модели (Chevrolet Spark, Renault Sandero, Toyota Corolla, Volkswagen Passat) подвержены обесцениванию в наименьшей степени.
  4. Чем выше ликвидность ТС, тем медленнее процесс потери стоимости.
  5. Резкое снижение происходит после окончания гарантийного периода: 36–54 месяца в зависимости от модели.
  6. «Культовые» автомобили в хорошем состоянии сохраняют стоимость в течение длительного периода.

Зависимость от класса

Чем дороже автомобиль, тем быстрее он теряет в цене. Есть также зависимость от периода эксплуатации. Активнее всего падение стоимости наблюдается в течение 3 лет со дня продажи. Речь идёт о среднерыночных ценах, экстремальные значения не учитываются.

azerbaijan-stockers

Фото: freepik.com/azerbaijan-stockers

Международная аудиторская группа PricewaterhouseCoopers (PwC) в 2017 г. провела исследование и представила следующие результаты, говорящие, что в первую трёхлетку эксплуатации теряют:

  1. Машины B/C/D-класса (средний, компактный, гольф) – 29–35% стоимости.
  2. Полноразмерные внедорожники и средние кроссоверы до 3 млн руб. – 37–42%.
  3. Премиальные SUV дороже 3 млн руб. и Е-класс – 43–49%.

К сожалению, с 2017 г. масштабных исследований в этой сфере на российском рынке не проводилось. Зато есть множество другой информации, которая поможет выбрать ликвидный автомобиль.

Как дешевеет машина

Аналитики выделяют несколько периодов: сразу после покупки, спустя 1 и 3 года эксплуатации и через десятилетие. Как правило, цена резко падает непосредственно при выезде из салона. Потеря тем выше, чем дороже и реже автомобиль встречается на рынке. Есть исключения: лимитированные партии, эксклюзивные решения, но это не характерно для России.

Динамика обесценивания

Как только машина покинула шоу-рум, она тут же теряет в стоимости. В зависимости от сегмента рынка, падение может составить 10–30%.

senivpetro

Фото: freepik.com/senivpetro

Медленнее всего дешевеют бюджетники, а порой и набирают в цене. К примеру, в 2016 г. Lada Vesta стоила около 450 тыс. руб. А спустя 18 месяцев её продавали даже дороже. Но это – частный случай: новая модель, изменение восприятия бренда. А как дела обстоят на практике, посмотрим на примере.

Скрин с сайта cars.bmw.ru

Скрин с сайта cars.bmw.ru

После выезда из салона 15 тыс

После выезда из салона 15 тыс. км можно считать обкаткой, однако цена резко уменьшается.

Через 12 месяцев эксплуатации

Через 12 месяцев эксплуатации: изменения незначительны.

Спустя 3 года

Спустя 3 года: падение ощутимо.

Итак, выводы PwC актуальны и в нынешнее время. Новый BMW X3 20i потеряет:

  • 11,5% – после выезда из салона;
  • около 15% – в первые 12 месяцев.

Причём цена салона – реальная, а та, что на сайте объявлений, – предполагаемая. При оформлении сделки она снизится ещё больше. А по прошествии 3 лет наш премиум потеряет 1,13 млн руб., или около 30%.

Схема по годам

Но BMW X3 – верх рынка, а что происходит с самыми популярными машинами? Для примера взяли VW Polo Sedan, Kia Rio, Hyundai Solaris и Toyota RAV4, чтобы сравнить динамику за 6 лет.

Toyota RAV4

Фото: Toyota RAV4. Источник: toyota.ru

Мы не брали аварийные автомобили и машины, предлагаемые по неадекватно низкой цене, только средние значения.

Таблица 1. Снижение стоимости по годам, тыс. руб.

Марка и модель Новый 2020 2019 2018 2017 2016 2015
VW Polo Sedan Trendline (и аналоги) 800 790 770 700 650 615 600
Kia Rio Classic (III-IV до рестайлинга) 742-824 800-840 780 740 700 660 640
Hyundai Solaris I-II Active Plus, Comfort 801 780 780 730 660 480 460
Toyota RAV4 IV-V Стандарт 1904 1900 1790 1650 1500 1350 1200

Источник: auto.ru, сайты дилеров брендов

Итак, бюджетники дешевеют медленно, хотя всё зависит от конкретной модели. Если VW Polo Sedan потеряет за 5 лет всего 20% цены, то Hyundai Solaris ‒ около 40%. В бизнес-классе и премиальном сегменте потери куда более ощутимы, что демонстрирует пример Toyota RAV4.

В среднем динамика выглядит так:

  • после выезда из салона – минус 10%;
  • каждый последующий год эксплуатации – минус 5–10% от остаточной цены.

Поэтому выгоднее всего продавать машину спустя не более 3 лет с момента покупки. В этот период на рынок оказывает сильное влияние пробег и цели эксплуатации.

Есть и совсем печальные истории, когда машина обесценивается стремительнее. Новый внедорожник Great Wall Wingle 7 стоит около 1,7 млн руб. Красивый, стильный, доступный автомобиль.

Hover H3.

Фото: Hover H3. Источник: auto.ru

Однако его предшественник Hover H3, 2014 г. в., цена которого была сопоставима с японцами и корейцами (около 1,2 млн руб.), сейчас продаётся за скромные 400–500 тыс. руб.

Как падает цена на вторичном рынке

С салоном всё понятно: за первые годы эксплуатации, независимо от пробега, снижения стоимости на 10-50% не избежать. А что дальше? Так ли быстро дешевеет машина на вторичке? Особенность России – в существовании крупных таможенных пошлин на ввоз автомобилей. Везти к нам подержанные машины старше 3 лет из Европы, США и Китая крайне не выгодно.

В первые три года минимально подвержены обесцениванию японцы и корейцы: Suzuki, Toyota, Mitsubishi. Старые автомобили, достигая определённой черты, ценятся в зависимости от состояния. Есть несколько негласных лидеров «рейтинга стабильности»: VW Passat B4 и B5, Peugeot 406, Ford Mondeo III и другие. В зависимости от состояния, их цена может быть такой же, как и много лет назад.

Стоимость VW Passat

Стоимость VW Passat. Источник: auto.ru

Есть и другая сторона медали – неликвидные экземпляры, которые проблематично продать даже за небольшие деньги и с малым пробегом. Это, например, Chery Tiggo, коих было реализовано много, но из-за невысокой надёжности они стоят дешевле старичков – «культовых» моделей.

Стоимость Chery Tiggo

Стоимость Chery Tiggo. Источник: auto.ru

По общему правилу машина в течение 10-летия теряет как минимум половину цены, а затем процесс замедляется. Дальнейшее уменьшение – около 10% за 12 месяцев от остаточных значений. Но на рыночную цену в этот период влияет не столько возраст и пробег, сколько общее состояние.

Рейтинг популярных автомобилей

На российском рынке есть свои хиты, которые спустя несколько лет эксплуатации сохраняют стоимость. Это связано не столько с высокой надёжностью, сколько с постепенным повышением цен салонами. Подумать только: в 2014-2015 гг. их не хотели покупать, а сейчас готовы брать за куда более внушительные деньги.

Таблица 2. Рейтинг автомобилей с самой высокой потерей рыночной стоимости за первую трёхлетку эксплуатации

Класс Марка/модель Сохранение изначальной цены (%)
Субкомпактный Chevrolet Spark 80
В-класс Renault Sandero 91
Гольф-класс Toyota Corolla 83
Бизнес-класс Volkswagen Passat 82,3
Компактный SUV Lada 4×4 85
C-класс Kia Sportage 80
Среднеразмерный внедорожник Toyota Highlander 84
E-SUV Volkswagen Touareg 81,4
Премиальный SUV Range Rover Evoque 82

Источник: Автостат

Но есть и антилидеры по удешевлению: это Mercedes-Benz S-Class, Audi A8, BMW 7-Series, которые могут потерять половину суммы в долларах, и «китайцы», провалившиеся в продажах (Дунфэн, Zotye и прочие).

Удешевление определяют различные факторы:

  • ликвидность модели;
  • дороговизна содержания;
  • пробег и общее техническое состояние;
  • аварийное прошлое;
  • популярность новых машин такой же марки/модели.

Большинство бюджетников оснащены механическими коробками передач, но встречаются и «автоматы». Для старых машин АКПП – очевидный минус, который снижает ликвидность модели, тянет вниз цены. Но новые автомобили с «автоматами» и «роботами» стоят дороже.

Какие машины быстро продаются на вторичке, независимо от возраста

В России любят немецкий и корейский автопром, и многие модели имеют статус легендарных. Это уже упомянутый VW Passat B5, Audi 100, Citroen C4, Mercedes W220. Что касается свежих автомобилей, на вторичном рынке отлично продаются бюджетники, если они не обладают таксомоторным прошлым и не участвовали в каршеринге.

Kia Rio IV Рестайлинг

Фото: Kia Rio IV Рестайлинг. Источник: auto.ru

По данным Автостата, хорошо уходит Kia Rio и Хёнде Солярис – в среднем за 23–24 дня, чуть медленнее – Polo Sedan. Быстрее всего находил следующего владельца Nissan Terrano – чуть больше, чем за 2 недели. Однако считать средние данные не вполне правильно: кто-то может передумать с продажей, а кто-то – терять потенциального покупателя из-за неумения торговать.

Как будут меняться цены в 2021 году

Намечается масштабный кризис, вызванный коронавирусом и политическими потрясениями. А значит, стоимость новых и подержанных машин будет снижаться в долларовом эквиваленте. Можно вспомнить 2016 г., когда из-за резкой девальвации рубля реальная цена автомобилей из салонов упала на 30–40%. Вслед за ним потянулся вторичный рынок.

Казалось, что за 2017–2020 гг. производители наверстали потери. Некоторые модели на вторичке выросли до «докризисных» значений. Но грядущий год всё вернёт на круги своя. Это однозначно привлекательное время для покупки новой машины и не самое хорошее – для продажи старой.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
1

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Лариса Автор: . Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
30 января 2021.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!