Количество аэропортов в России в 2019 году
Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 5 декабря 2019. Время чтения 6 мин.
В 1991 г. в России насчитывалось 1450 аэропортов. Сегодня их количество меньше в шесть раз, всего 241. Страна, имеющая крупнейшую территорию в мировом рейтинге, не вошла даже в топ-20 государств по числу воздушных гаваней. Это вполне объяснимо при разрыве в 56 раз с США.
Территория России столь огромна, что охватывает 9 часовых зон. Немыслимо без авиации обеспечить хотя бы удовлетворительное транспортное сообщение. Сегодня 233 российских города из более тысячи имеют собственные воздушные гавани, в 8-ми даже не по одной. В одном только Московском регионе их функционирует пять. Положение незавидное, особенно если учесть, что в 1991 г. аэропортов в России было 1 450. Не прошло и трех десятков лет, как более тысячи из них исчезли с карты РФ.
Структура авиасообщения
К моменту распада СССР на его территории воздушные перевозки осуществлял единственно «Аэрофлот».
Рынок внес свои коррективы, и монополист буквально раздробился. Теперь авиапредприятия, которые раньше обслуживали грузо- и пассажиропотоки, разделились на отдельные компании:
- авиаперевозчики,
- аэропорты.
Остались и такие, которые сохранили структуру неизменной. К тому же большая их часть перешла в частную собственность.
В новой стране «Аэрофлот – российские авиалинии» стал одним из нескольких сотен авиаперевозчиков, хоть и самым крупным, обладающим статусом национального.
Организацию авиасообщения в стране регулируют:
- Национальная авиационная ассоциация (НААР) представляет интересы отечественных авиаторов за границей, занимается регистрацией воздушных судов и портов.
- Министерство транспорта РФ, вырабатывает политику в этой сфере, утверждает нормативные акты.
- Росавиация координирует работу авиапредприятий в части материального обеспечения.
- Ространснадзор осуществляет контроль исполнения нормативных актов, выдачу лицензий на отдельные виды деятельности, занимается регистрацией прав и объектов.
В современной России
По состоянию на 01.01.2019 «Госреестр гражданских аэродромов и вертодромов РФ» содержит записи о 241 единице летной инфраструктуры.
Таблица 1. Распределение аэропортов по Межрегиональным территориальным управлениям Росавиации на 10.09.2019 г.
Управления | Кол-во |
Всего в РФ | 241 |
В том числе по МТУ | |
Архангельское | 5 |
Северо-Западное | 10 |
Коми | 7 |
Восточно-Сибирское | 13 |
Тюменское | 21 |
Саха (Якутское) | 32 |
Приволжское | 22 |
Западно-Сибирское | 10 |
Красноярское | 23 |
Камчатское | 13 |
Центральное | 21 |
Северо-Восточное | 14 |
Уральское | 4 |
Южное | 20 |
Дальневосточное | 23 |
Аэродромы центрального подчинения | 3 |
Источник: Госреестр
Крупнейшие
В России функционируют воздушные гавани международного масштаба:
- Шереметьево (Москва). Он единственный в стране, который обслуживает регулярные трансатлантические рейсы. Крупнейший по площади и объему пассажиропотока (4 терминала и до 35 млн чел. в год) в стране и в первой десятке в Европе.
- Домодедово (Москва). Ежегодный пассажиропоток до 28 млн чел. позволяет назвать его вторым в России и войти в двадцатку крупнейших европейских авиаузлов.
- Внуково (Москва). №3 в РФ. Более 18 млн чел в год, 3 комплекса, огромный грузовой терминал.
- Пулково (Санкт-Петербург). №4 в России. Более 18 млн чел. в год, но чуть меньше внуковского.
- Толмачево (Новосибирск). Крупнейший в Сибири. Здесь базируются совместно гражданская авиация и военные самолёты ВВС России. Почти 6 млн пасс. в год.
- Аэропорт им. В.И. Севастьянова (Сочи). Крупнейший в Южном Федеральном округе. Воздушные ворота в Абхазию. С пассажирооборотом в более 6 млн чел.
- Кольцово (Екатеринбург). Оставался много лет пятым в стране, уступив сочинскому после Олимпиады. Более 6 млн чел. в год.
Интересная статистка! По данным Росавиации, в России эксплуатируются 1764 борта. Средний возраст авиапарка ‒ 16,9 лет.
Первые отечественные воздушные ворота
С аэродрома 2-го ремзавода Главвоздухофлота в Канавино был выполнен первый пассажирский рейс в Москву. Это событие случилось в далеком 1922 г. С этого времени начинается история нижегородского аэропорта. Сегодня он остается действующей воздушной гаванью, старейшей в стране. Из Стригино улетают во Вьетнам, Индию, ОАЭ, Тайланд и пр. – всего более 20 направлений.
Почему-то гораздо чаще говорят о возрасте другого аэропорта – подмосковного Быково. Его открытие состоялось в 1933 г. С осени 2010 г. перестал принимать суда гражданской авиации. Весной 2011 г. начался его демонтаж. С того времени он не значится и в Госреестре. Сегодня крупным авиаузлом стал Жуковский, что находится совсем недалеко от Быково.
Воздушных гаваней все меньше
Сегодня никто не может дать вразумительного ответа, как получилось, что более 1 200 аэропортов по всей стране оказались закрытыми за неполные три десятилетия. И этот процесс продолжается. Сегодня их в 6 раз меньше, чем было в 1991 г. В стране сокращается объём внутренних воздушных перевозок, разрываются транспортные связи Сибири, Дальнего Востока и Севера.
Из-за упущенной выгоды в перевозках гражданская авиация страны ежегодно теряет доходы в размере 360 млн руб., а казна недополучает налогов на сумму 24 млн руб. И главное – обрублены межрегиональные связи. Жители Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока ежегодно не получают услуг воздушной перевозки в своих регионах («Совершенно Секретно»).
В Госреестре растет только число гаваней, открытых для выполнения международных полетов. По состоянию на 10.09.2019 г. их числится 79. Это в 4 раза больше, чем в 1992.
На планете
По материалам АиФ, в рейтинге стран мира по числу аэропортов безусловное лидерство у США — 13 513. Второе место занимает Бразилия — 4 093, третье Мексика — 1 714. Россия – крупнейшая в мире по территории – не попала даже в первую двадцатку. А ведь аэропорты в таких расстояниях нужны больше, чем в любой другой стране мира.
Да и в первую сотню рейтинга аэропортов мира, по материалам сайта airlines-inform, попали из России только Шереметьево (на 50 месте) и Домодедово (на 65).
О том, что может ожидать отечественное авиасообщение, писала Комсомольская правда:
«Примерно у 80 аэродромов из тех, что пока работают, покрытие такое, что, если ничего не делать, их в ближайшие три-четыре года надо будет закрывать. И у нас останется порядка 150 аэропортов и аэродромов на всю огромную страну – в основном в крупных городах» (В. Горбачев, гендиректор ассоциации «Аэропорт»).
Росавиация сообщает, что на реконструкцию российских 65 объектов инфраструктуры в 2019-2024 гг. потребуется 166 млрд руб. из федерального бюджета.
Комментарии 1
Аэропорты в этом списке не внесены в государственный реестр гражданских аэродромов и вертодромов РФ, однако, в настоящее время могут использоваться менее 30 дней в течение календарного года: либо для авиационных работ, либо чартерных пассажирских рейсов. Это неполный список, который, возможно, никогда не будет удовлетворять определённым стандартам полноты. Вы можете дополнить его из авторитетных источников .