В Росавиации посчитали, сколько в России самолетов

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 23 июня 2019. Время чтения 6 мин.

По данным Росавиации, в России эксплуатируются 1764 борта. Средний возраст авиапарка ‒ 16,9 лет. Оценка числа военных летательных аппаратов в России от Global Firepower – 4078 единиц. Авиационная промышленность планирует наращивать объемы выпуска своей продукции

Россия столь огромна, что каждую минуту в ее небе находятся десятки летательных аппаратов. Круг задач, решаемых авиацией, огромен. Это и пассажиро- и грузоперевозки, это защита воздушных рубежей Родины. Это пожарные самолеты авиации МЧС для обеспечения экстренного реагирования на ЧС. Общее количество самолетов в России оценить почти нереально. Но определенно известно, что из почти 1,8 тыс. единиц гражданского флота аппаратов зарубежного изготовления ‒ 63%. Зато именно они обеспечивают 93% всего пассажирооборота в стране, т.е. российские авиалайнеры и вертолеты практически не перевозят пассажиров.

Гражданская авиация

По оценке Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), по состоянию на 31.12.2016 мировой парк пассажирских самолетов оценивался в количестве 26,5 тыс., на долю России приходится 3,7% от его численности. С увеличением пассажиропотока растет и потребность в новых авиалайнерах. К 2036 году в авиапарке РФ должно быть не менее 1,17 тыс. новых летательных аппаратов.

По данным Росавиации, в настоящее время эксплуатируются 1764 борта. Из них: 852 магистральных, 807 региональных и 105 грузовых самолетов. Более половины их иностранного производства.

«В 1990 году в стране насчитывалось 14 000 летательных аппаратов в системе гражданской авиации, и ни одного из них – западного производства» (О. Смирнов Общественный совет Ространснадзора)

По оценкам, средний возраст авиационной техники в стране ‒ 16,9 лет. Самым старым из них более 30.

Таблица 1. Авиапарк крупнейших авиакомпаний РФ на начало 2019 г.

№ п/п Название компании Количество лайнеров Средний возраст, лет
1 Аэрофлот 253 4,3
2 S7 Airlines 95 10,3
3 Россия 63 13,1
4 Победа 23 3,7
5 Уральские авиалинии 47 14.2
6 UTair 65 16.9
7 Аврора 21 13.8
8 Ямал 37 11
9 Nordwind Airlines 24 >12
10 Red Wings Airlines 12 16,4

Источник: Сайт авиакомпаний России и мира

Около 30 пассажирских лайнеров в год производит Авиапром России. Надо сказать, что процесс производства развивался неравномерно.

Рис. 1. Производство пассажирских самолетов в период 1989-2017 гг., штук

Рис. 1. Производство пассажирских самолетов в период 1989-2017 гг., штук

Суммарно на отечественных авиазаводах в 2018 г. построены 38 авиалайнеров гражданского, двойного и транспортного назначения.

Сегодня Россия производит:

  1. Sukhoi Superjet 100 (Суперджет). Вмещает 120 пассажиров (зависит от модели). Предназначен для использования на малозагруженных авиалиниях протяженностью до 3000 км (базовая комплектация) и до 4500 км (LR – комплектация с увеличенной дальностью полета).
  2. МС-21. Проходят испытания модели: МС-21-200 (от 132 до 165 мест) и МС-21-300 (от 163 до 211 мест). В проекте ещё МС-21-400 (до 250 мест).
  3. Ил-114-300. Модернизированная версия турбовинтового самолета Ил-11 для эксплуатации на местных воздушных линиях. Пока ведутся опытно-конструкторские работы. Есть и новинка среди пассажирских моделей. Это Ил-114. Турбовинтовой самолет с двумя двигателями. Он вмещает 64 пассажира, а летает на расстояние — до 1500 км. Его разрабатывают на замену Ан-24.
  4. Ил-96-300 ‒ широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолет по проекту 1988 года. Может взять на борт до 300 пассажиров. Существует готовая модификация Ил-96-400М с удлинённым фюзеляжем, увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями, вмещает до 435 пассажиров.
  5. CR929 ‒ широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет нового поколения. Реализуется в рамках совместного с Китайской корпорации гражданского авиастроения (СОМАС) проекта ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Первый полет ожидается в 2023 году.
Рис. 2. Пассажирские самолеты

Рис. 2. Пассажирские самолеты

Отечественный авиапром последних лет не может обеспечить потребности авиакомпаний. Поэтому и уступил внутренний рынок зарубежным производителям – на российском рынке появились Боинги (Boeing) и Аэробусы (Airbus).

По данным НИИ гражданской авиации, активные закупки авиалайнеров Россия осуществляет с 2003 года, когда были приобретены 13 бортов. Спустя пять лет, это число выросло до 87 в год. Всего за 2000–2008 годы в российские авиакомпании со все возрастающим ежегодным темпом было поставлено около 280 магистральных пассажирских самолетов иностранного производства

Из купленных за последние пять лет российскими авиакомпаниями почти 600 бортов только 50 российских.

Военная авиация

О количественных параметрах авиации на вооружении РФ Министерство обороны не распространяется. Придется обратиться к статистике Global Firepower.

Таблица 2. Изменение числа самолетов в России в ВВС

Годы Штук
2013 3000
2014 3083
2015 3429
2016 3082
2017 3794
2018 3914
2019 4078

Источник: Global Firepower

По данным другого неофициального источника, речь может идти не более чем о 3 600 единицах летательных аппаратов, эксплуатируемых армией, и около 1 000 – на хранении.

Рис. 3. «Стрижи» и «Витязи» в одном небе

Рис. 3. «Стрижи» и «Витязи» в одном небе

Зато на вопрос о видовой структуре арсенала ВВС РФ Минобороны отвечает охотно. Итак, в настоящее время на вооружении российской армии имеются такие военно-воздушные суда:

  • Су-30 М2 и Су-30 СМ;
  • Су-24 и Су-35;
  • МиГ-29 СМТ;
  • Ил-76 Мд-90 А;
  • Як-130.

Есть и новинки:

  • Су-57, истребитель 5 поколения, на замену Су-27;
  • А-100 «Премьер», самолет дальнего радионавигационного обнаружения, на смену устаревшим А50 и А50У.

Есть еще Ан-124, тяжелый военно-транспортный самолет. Он больше знаком под названием «Руслан». На сегодняшний день он самый большой в мире из серийных военно-транспортных бортов.

Уже начаты работы по созданию нового, который придет на смену проверенному, но устаревшему «Руслану». Серийное производство «Ермака» или ПТС ‒ перспективный транспортный самолет начнется в 2024 году.

Узнайте, сколько на вооружении в России танков, и как менялось их количество.

В ФЦП «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», утвержденную еще в 2013 г., внесены предложения по приведению параметров финансового обеспечения программы в соответствие с государственным бюджетом на 2019 и до 2021 гг.

Бюджетное финансирование должно вырасти:

  • на 19,6 млрд руб. в 2019 г. (всего 59,93 млрд руб.);
  • на 46,2 млрд руб. в 2020 г. (всего 86,81 млрд руб.);
  • на 43,3 млрд руб. в 2021 г. (всего 83,85 млрд руб.).

«Мы должны выйти на производство 120-140 самолетов к 2025 году. Это все гражданские авиалайнеры, включая Sukhoi Superjet, МС-21». Юрий Слюсарь, президент ОАК

О лучших истребителях в военной авиации в видеосюжете:

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Демидова Марина Автор: . 30 лет опыта в государственной статистике. Математик, экономист. Образование: Петрозаводский государственный университет.
23 июня 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!