Эксперты посчитали, сколько в России грузовых автомобилей

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 4 мая 2019. Время чтения 5 мин.

По официальным данным, в России на начало 2018 года 6,4 млн грузовиков, прошедших госрегистрацию в органах МВД, из них 3,9 млн в личной собственности граждан. Аналитическое агентство насчитывает немногим меньше, 3,8 млн экз. на начало 2019 года

С самого изобретения автомобиля произошло разделение его предназначения: легковые – для перевозки людей, грузовые – для транспортировки грузов. Сегодняшнее время невозможно представить без грузовых машин. Именно они перевозят львиную долю всех тяжестей. Они доставят груз в те места, куда не проложены рельсы, где нет больших рек и аэродромов. Сегодня многие уже оценили необходимость грузовика в домашнем хозяйстве. Если в Советской России 1970-х в личной собственности советских граждан их не было вовсе, в 1985-м обладателей грузовых авто насчитывалось только 2 тыс. чел., сегодня их – миллионы. Поговорим о том, сколько в России грузовых автомобилей, как менялся их парк.

Важно! Узнайте все о КАСКО.

Росстат о количестве грузовых авто

К 1991 году, когда одна страна исчезла, а на ее месте поднялось молодое Российское государство, насчитывалось 2 779 тыс. грузовиков. Целых 60 тыс. из них были во владении граждан. 

Рис. 1. Наличие грузовых автомобилей, тыс. шт. на конец года

Рис. 1. Наличие грузовых автомобилей, тыс. шт. на конец года

К 2010-му парк автомобилей для грузоперевозок России разросся до 5,5 млн единиц, по сравнению с уровнем 1991 года он вырос практически вдвое. Зато количество единиц транспорта в личной собственности изменилось с единичных экземпляров до почти трех миллионов.

К началу 2018-го автопарк грузового транспорта разросся еще на 18,5% и превысил уровень 1991 года в 2,3 раза. Наши сограждане владели к этому времени 3,9 млн грузовиков.

Рис. 2. Парк грузовых автомобилей в РФ, млн шт. на конец года

Рис. 2. Парк грузовых автомобилей в РФ, млн шт. на конец года

Структура грузового автомобильного парка России

Оценить состояние парка грузовиков в РФ мы имеем возможность по данным аналитического агентства «АВТОСТАТ». Их на начало 2019 года насчитывалось 3,8 млн штук. При этом в расчет берется среднетоннажная (CV) и крупнотоннажная (HCV) техника. Почти 86% парка – грузовики HCV.

Рис. 3. КаМАЗы – самые популярные грузовики России

Рис. 3. КаМАЗы – самые популярные грузовики России

На протяжении последних пяти лет количество машин до нынешнего года оставалось неизменно на уровне 3,7 млн единиц и лишь на 1 января 2019 выросло до 3,8 млн. Зато доля иномарок в структуре грузового автомобильного транспорта выросла по сравнению с 2010 годом существенно, с 10 до 31%.

Таблица 1. Изменение парка грузовиков по маркам по состоянию на начало года

Грузовые автомобили 2010 2015 2016 2017 2018 2019
Всего, млн штук 3,4 3,73 3,7 3,7 3,7 3,8
В %            
Отечественных марок:            
КаМАЗ 21,9 22,2 22,6 23,1 23,9 17,1
ГАЗ 24,8 21,4 21,2 20,9 20,4 11,7
ЗИЛ 19,3 15,7 15,5 15,0 14,5 5,6
МАЗ 7,6 7,8 7,9 7,8 7,8 5,5
Урал 5,4 4,7 4,7 4,7 4,8 2,9
Иномарок:            
Volvo 1,6 2,2 2,3 2,3 2,5 2,5
MAN 1,3 2,1 2,2 2,2 2,3 2,4
Scania 1,1 1,8 1,8 1,9 2,0 2,1

Источник: Автостат

К самым популярным маркам грузовиков неизменно относятся машины отечественного автопрома: КаМАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, правда, доля их постоянно снижается.

Рис. 4. Изменение доли самых популярных отечественных марок грузовиков, в %

Рис. 4. Изменение доли самых популярных отечественных марок грузовиков, в %

Пока еще медленно, но в структуре парка продукция российского автопрома вытесняется иномарками. К самым популярным можно отнести Volvo (с доли в 1,6% в 2010 до 2,5% в 2018).

Рис. 5. Изменение доли самых популярных иностранных марок грузовиков, в %

Рис. 5. Изменение доли самых популярных иностранных марок грузовиков, в %

Среди российских регионов самым крупным парком грузовых машин неизменно располагают столица, Московская область и Краснодарский край.

Таблица 2. Грузовой парк регионов РФ, тыс. автомобилей

Регион РФ 01.01.18
Москва 167,8
Подмосковье 151,3
Краснодарский край 139,3
Ростовская область 113,5
Иркутская область 112,4
Татарстан 109,1
ХМАО 104,9
Новосибирская область 101,7
Оренбургская область 92,6
Красноярский край 91,0

Источник: Автостат

На эти десять регионов приходится 31,9% всех грузовиков страны.

Рис. 6. Региональная структура грузового автопарка РФ, в %

Рис. 6. Региональная структура грузового автопарка РФ, в %

 

Это интересно! Как оплачивается труд дальнобойщиков в России? Оправдывает ли доход высокий риск?

Прогнозы

Согласно стратегии развития автомобильного транспорта РФ, разработанной ОАО «НИИАТ», развитие крупных транспортных организаций обеспечит к 2020 году снижение среднего возраста парка до 9, а к 2030 году – до 7-8 лет. На сегодняшний день 65% машин старше 15 лет, а средний возраст парка на начало 2018 года составлял 20 лет.

Уже в 2019 на российских дорогах появятся беспилотники «КамАЗ».

«Начиная с 2019 года, планируется старт пилотной эксплуатации автономных транспортных средств «КамАЗ» на дорогах общего пользования в городе Набережные Челны и на закрытых территориях» (Ростех)

О самом дорогом грузовике – гиганте отечественного автопрома в видеосюжете:

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Демидова Марина Автор: . 30 лет опыта в государственной статистике. Математик, экономист. Образование: Петрозаводский государственный университет.
4 мая 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!