Продавец запчастей отказался менять брак, но я добился справедливости: история Игоря из Владивостока
Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 8 мая 2019. Время чтения 4 мин.
История Игоря из Владивостока, который купил бракованную деталь на авто. Продавец отказался заменить брак, но мужчина нашел способ наказать магазин. После жалобы налоговая совершила контрольную закупку и наложила штраф.
Здравствуйте. Меня зовут Игорь, и я живу в городе Владивостоке. Наш город ‒ один из самых автомобильных в России, поэтому у нас очень развиты сферы автосервиса и торговли автозапчастями, в том числе бывшими в употреблении (б/у). О неудачной покупке подержанной запчасти я и расскажу.
История покупки
Самым известным авторынком у нас является «Зеленый угол». Там в основном торгуют автомобилями и запчастями к ним, привезенными непосредственно из Японии. Туда я направился, чтобы купить японскую б/у деталь на свое авто.
Во Владивостоке уже давно устоялось мнение о том, что самая подержанная деталь японского производства в любом случае лучше новой российской или китайской. Поэтому для нас это нормально – покупать б/у запчасти из Японии.
Приобретал я рычаг подвески. Специфика данной детали в том, что без специального оборудования нельзя провести точную диагностику запчасти, а внешний осмотр не дает возможности заметить неисправность. Стоимость покупки составила 800 руб., но подтверждающего оплату документа мне не выдали. Да я, если честно, и не просил его.
Когда в автосервисе стали проверять рычаг на специальном стенде, выяснилось, что он с трещиной. Данный недостаток полностью исключает дальнейшее использование запчасти. Поэтому я вернулся в магазин, чтобы поменять его или чтобы мне вернули деньги.
Однако продавец отказался идти мне навстречу, тем самым грубо нарушив мои права потребителя. В частности, мне было сказано, что если деталь б/у, то магазин ответственности за ее неисправность не несет. Такое утверждение не соответствует действующему законодательству. Допустим, моя покупка не так уж и дорого стоит. А если бы цена запчасти была в несколько тысяч? Вопрос риторический. Но даже в моем случае я не собирался прощать продавцу такое наглое поведение.
Что можно предпринять в подобных случаях
Сразу же после неприятного разговора я обратился к знакомому юристу. Он мне разъяснил, что, конечно, можно подать на обидчика в суд. Но для этого необходимо делать экспертизу, а это стоит денег. Также работа юриста не бесплатна. Таким образом, судебных издержек в разы больше, чем стоимость спорной покупки. С одной стороны, их можно истребовать с проигравшего дело. С другой стороны, не факт, что суд сочтет сумму издержек соразмерной цене детали и удовлетворит их в полном объеме.
В такой ситуации целесообразнее написать жалобы в надзорные органы. Организационно-правовая форма магазина – ООО, а для юридических лиц штрафы всегда составляют достаточно весомые суммы. В любом случае это будет неприятно.
Направление жалоб
Жалобы на продавцов можно писать во многие органы: это и санитарно-эпидемиологический надзор, и пожарный, и налоговый контроль, и Роспотребнадзор.
Мы составили две жалобы:
- В Роспотребнадзор мы пожаловались на то, что в нарушение прав покупателей продавец не предоставил последнему всю необходимую информацию о своих товарах и условиях их продажи.
- В налоговую службу была предоставлена информация о том, что магазин не выдает никаких документов в подтверждение покупки и не использует кассовый аппарат.
Читайте подробно, Как подать претензию в Роспотребнадзор.
По результатам рассмотрения наших жалоб были получены такие ответы, кстати, в положенные сроки (не более 30 дней):
- Роспотребнадзор – орган, который специально создан для осуществления защиты прав потребителей, просто отписался. Свой ответ чиновники обосновали тем, что данный спор носит гражданско-правовой характер, и решать его надо в суде. А то, что продавец не предоставил полную информацию, так это и не нарушение вовсе. Административным законодательством оно не предусмотрено, поэтому проверять магазин оснований нет.
- А вот налоговая служба не поленилась и выехала на место для контрольной покупки. По итогу наша информация подтвердилась, и на магазин был выписан штраф. Согласно административному законодательству, санкция за подобное нарушение не может быть менее 30 000 рублей для юридического лица.
Итак, даже если не получается пойти в суд, продавца-нарушителя можно наказать проверками и штрафами от контролирующих органов.