Сколько в России собирают штрафов камеры

Сколько в России собирают штрафов камеры

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 30 марта 2021. Время чтения 7 мин.

Количество штрафов, которые вынесло ГИБДД в 2020 г. с камер, выросло на 19,2% и составило 145,5 млн. В денежном выражении это то 94,1 млрд руб., прирост – 13%. Впервые лидером стала Московская обл., здесь выписали более 29,9 млн постановлений, 95,89% от общего количества по региону. Чукотка – единственный субъект, где нет камер, поэтому и число штрафов здесь минимальное – всего 7 100 и не одного с фото или видеофиксацией.

С каждым годом количество штрафов, собранных в России с камер, увеличивается. Так, в 2019 г. прирост составил 16%, а в 2020 г. – 19,2%. Почему так происходит: водители стали больше нарушать, увеличилось количество техники, улучшилось качество фиксации?

Штрафная экономика

Автовладельцы за 2020 г. нарушили правила дорожного движения, по данным ГИБДД, 167 млн раз. Это на 15% больше, чем в 2019 г. Из этого числа 87%, или 145,5 млн, постановлений вынесены на основании фиксации с камер. Год назад соотношение составляло 85,93%, то есть 122,1 штрафов из 142,1. Прирост в абсолютном выражении наблюдают на протяжении последних 5 лет.

График 1. Динамика кол-ва штрафов в 2016–2020 гг., млн. Составлено автором по данным ГИБДД

График 1. Динамика кол-ва штрафов в 2016–2020 гг., млн. Составлено автором по данным ГИБДД

Как видим, ежегодно растет число фиксаций с камер, за 5 лет оно увеличилось в 2,39 раза. Если бы водителей штрафовали только инспекторы, то количество нарушений выглядело бы следующим образом:

  • 2016 г. – 26,1 млн;
  • 2017 г. – 25,5 млн;
  • 2018 г. – 25,4 млн;
  • 2019 г. – 20 млн;
  • 2020 г. – 21,5 млн.
График 2. Постановления, выписанные инспекторами в 2016–2020 гг., млн

График 2. Постановления, выписанные инспекторами в 2016–2020 гг., млн

Получается, что общий рост на 91,7% обеспечили именно камеры, так как обычным способом водителей наказывали на 17,6% меньше.

В пресс-службе ОКО (ассоциация разработчиков и операторов систем фиксации нарушений) видят причину такого роста в:

  • улучшении качества и возможностей технологий;
  • совершенствовании алгоритмов распознавания;
  • появлении более современных систем фотовидеофиксации;
  • применении нейросетевых технологий.

«С каждым годом мы получаем все меньше бракованного фотоматериала, а значит, в ГИБДД поступает больше материалов для рассмотрения. Повышается эффективность распознавания номерных знаков. На многих камерах включили работу в двух направлениях — встречном и попутном. Все эти факторы, естественно, приводят к увеличению количества зафиксированных нарушений. Следовательно, речь не о том, что водители стали больше нарушать, просто современные технологии способствовали более эффективному выявлению нарушений»

ОКО

Региональный разрез

Но влияет ли количество установленной техники на статистику нарушений? К сожалению, ГИБДД не предоставляет информацию по каждому региону относительно стационарных и передвижных объектов фиксации. Но точно известно, что Москва, где работает больше всего камер – 2 600 единиц, в 2020 г. не стала лидером по числу «писем счастья», впервые уступив этот статус Подмосковью.

«Столичные водители давно привыкли, что на каждом углу камера. Многие ставят круиз-контроль на 60–70 км/ч и едут постоянно в таком режиме, чтобы не смотреть постоянно на спидометр»

Петр Шкуматов, координатор движения «Синие ведерки»

Таблица 1. Топ-5 регионов в 2020 г. по кол-ву штрафов с камер

Субъект Всего В том числе с камер Сумма, руб.
раз %
Московская обл. 30 541 744 29 287 958 95,9 18 907 902
Москва 30 297 705 28 544 131 94,2 23 008 691
Татарстан 7 348 853 6 357 421 86,5 4 727 087
Краснодарский край 6 338 281 5 524 449 87,2 4 064 613
Самарская область 4 355 450 3 932 445 90,3 3 393 984

Источник: ГИБДД

Петр Шкуматов причину выхода Подмосковья в лидеры видит в:

  • нелогичности определенных ограничений, которые больше похожи на ловушки;
  • появлении новых камер, особенно рядом с временными знаками.

В подмосковном Минтрансе на запрос «Коммерсанта» ответили, что парк объектов фиксации до 1 250 единиц вырос еще в 2019 г., и в местах их установки на 23,7% снизилось количество ДТП. А увеличение наказаний связано с поведенческими факторами – во время самоизоляции дороги опустели, и водители стали чаще нарушать. За 2020 г. по Московской обл. 92,3% протоколов составили за превышение скорости.

Таблица 2. Топ-5 субъектов с минимальным числом штрафов с камер в 2020 г.

Регион Всего В т.ч. с камер Сумма, руб.
раз %
Мордовия 155 429 79 640 51,2 117 196
Магаданская область 91 657 73 874 80,6 71 112
Амурская область 168 969 20 049 11,9 159 754
Ненецкий автономный округ 17 741 12 647 71,3 16 722
Чукотка 7 181 0 7 922

Источник: ГИБДД

Минимальное кол-во постановлений вынесено нарушителям на Чукотке – 7 181 шт. на рекордно малую сумму 7 922 руб. Именно этот регион единственный, где не установлено ни одной камеры.

Как штрафовали

Больше всего в 2020 г. традиционно фиксировали нарушения обоими способами за превышение скорости – 85%, или 124 млн раз. В пятерку также вошли несоблюдение требований:

  • разметки, знаков;
  • запрещающих сигналов регулировщика, светофора;
  • к расположению авто на дороге, обгону, разъезду;
  • к исправности машины.
График 3. Топ нарушений в 2020 г.

График 3. Топ нарушений в 2020 г.

ГИБДД не учитывают в статистике штрафы по Москве за неоплаченные парковки и стоянку на газоне и пр.

Миллиарды за нарушения

Сколько же денег такое кол-во протоколов принесло в бюджет? ГИБДД приводит цифры, которые фигурируют именно в начисленных штрафах. И снова наблюдаем стремительное увеличение.

В 2020 г. выписали постановлений на рекордную сумму 117 млрд руб. «Коммерсант» сообщает, что этих денег хватит компенсировать половину стоимости Крымского моста. За год рост составил 10%. Доля с камер – 80,4%, или 94,1 млрд руб. В 2019 г. было на 11,4 млрд руб., или 12,1%, меньше.

График 3. Суммы штрафов в 2016–2020 гг., млрд руб.

График 4. Суммы штрафов в 2016–2020 гг., млрд руб.

За 5 лет рост составил:

  • всего – 27,26%;
  • с камер – 208,52%;
  • остальные – -(минус) 47,84%.

Интересная тенденция наметилась относительно сумм с постановлений, выписанных непосредственно инспекторами.

График 4. Размер штрафов с протоколов ГИБДД

График 5. Размер штрафов с протоколов ГИБДД

Перспективы

То, что объем денег, собираемых при помощи фото- и видеофиксации, ежегодно растет на 10-60%, вполне логично, так как количество установленных технический объектов постоянно увеличивается.

Владимир Кузьмин, заместитель главы ГИБДД РФ, в интервью «МВД-Медиа» в декабре 2020 г. рассказал, что в России работает 15 000 стационарных комплексов для автоматической фиксации нарушений ПДД, еще 3 600 – переносных объектов.

«Действительно, на дорогах из года в год всё меньше сотрудников ГИБДД. С 1 января 2018-го в подразделениях Гоавтоинспекции сокращено свыше 12 тыс. сотрудников. Решение отчасти вызвано повышением уровня развития Системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения и снижением аварийности на территории Российской Федерации.
Одному импонирует человек с жезлом, другого, напротив, раздражает. А нужен ли он – это вопрос целесообразности»

Владимир Кузьмин

Руководитель подчеркивает, что камеры фото- и видеофиксации нужны, чтобы снизить аварийность, а не заработать деньги. Такая техника помогла ликвидировать более 1,5 тыс. аварийно-опасных участков. В места, где повышен риск ДТП, перемещено 308 стационарных комплексов. Дополнительно в 2021 г. ГИБДД планирует новейшими камерами оснастить патрульные машины.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
1
Средне
0
Да
2

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Лариса Автор: . Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
30 марта 2021.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!