Сколько в России электромобилей
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 2 февраля 2020. Время чтения 7 мин.
Российские автовладельцы стали чаще покупать электрокары. Только за 9 месяцев 2019 г. численность таких машин увеличилась почти на 74%, с 3 600 до 6 250 шт. Самое большое количество «электричек» по итогам 2018 г. в Приморском крае – 735 шт. – и Москве – 405 шт. Пока рынок насыщается за счёт подержанных иномарок. Наиболее популярен Nissan Leaf – 5 060 шт. Намного реже покупают новые Теслы и Ягуары.
По свежим исследованиям авторынка, которые проводил «Автостат», на 1 сентября 2019 г. в России зарегистрировано 6 250 электромобилей. На начало года числилось 3 600 ед., что на 2 650 меньше. Заметный спрос на экологический тип транспорта начался двумя годами ранее. Причём автолюбители не боятся брать подержанные машины, отдают им наибольшее предпочтение. Связано это с тем, что новые электрокары из Азии, Великобритании и Америки довольно дорогие. Даже отечественная Lada Ellada, выпущенная ограниченной серией, была многим не по карману.
Количество в настоящее время
Общая численность легковых автомобилей в РФ на 01.07.2019 г., по информации «Автостата», немногим более 44,1 млн единиц. Из этого количества только 0,14% составляют парк электромобилей. Такой показатель смотрится разительно слабо на фоне развитых стран Европы и Азии.
По данным агентства EV-Volumes, сейчас на дорогах Старого Света колесит 1,4 млн электрокаров. Почти 1/3 из них приходится на Норвегию. Население США, как и россияне, пока отдаёт предпочтение транспорту с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Поэтому концерн Илона Маска работает на экспорт. Сейчас ему составляют жёсткую конкуренцию производители из Великобритании и Японии.
Справочно. В августе 2019 г. компания «Тесла» построила в Китае завод Gigafactory 3, где будет производить аккумуляторы и автомобили Tesla Model 3,Y, общим объёмом 250 тыс. в год. В первой половине 2020 г. начнётся строительство Gigafactory 4 на территории Германии, все договорённости уже соблюдены, о чём 22 декабря 2019 г. сообщили российские СМИ со ссылкой на немецкие и американские издания.
Новые
В России мало официальных дилеров предлагают населению электромобили. Единственный салон, где машины есть в наличии, – это Moscow Tesla Club. Остальные марки можно купить у представителей Jaguar, Renault и Nissan, если оформить индивидуальный заказ на поставку. Отечественный производитель АвтоВАЗ расстался с идей выпускать «электрички» 6 лет назад.
Таблица 1. Продажи новых электромобилей в РФ за январь-сентябрь 2019 г.
Марка | Единиц |
Jaguar I-Pace | 106 |
Nissan Leaf | 102 |
Tesla Model 3/S/X | 48 |
Renault Twizy | 5 |
Итого | 261 |
Источник: «Автостат»
«Британцы» и «японцы» более интересны россиянам из-за относительно невысокой стоимости. Сейчас новых машин на «батарейке» насчитывают не более 10% из общего числа по всей РФ – приблизительно 400-500 ед.
Справочно. На конец 2019 года самым доступным по цене новым электрокаром был Nissan Leaf. Его стоимость в Японии и США от 29 900 $ (1,9 млн руб.). Среди самых дорогих – Tesla Model S: от 7,7 млн руб. в России, и от 90 115 $ (5,76 млн руб.) в Америке.
До января 2019 г. лидирующую позицию в строчках салонных продаж занимала Лада. Её приобрело 96 пользователей. Но машину выпустили ограниченной серией, всего 100 шт. в период 2012–2013 гг. Поэтому Ellada неизбежно уступила лидерство иностранным конкурентам.
Рекомендованная розничная цена отечественного электромобиля на платформе «Калины» начиналась от 1,25 млн руб. На 2012 г. сумма 40 тыс. $ была беспрецедентно высокой. Последние 40 машин дилеры распродали по себестоимости – 960 тыс. руб.
Подержанные
Мировой рынок электрокаров стремительно обновляется. Упавшие в цене «бэушки» продаются на аукционах, где их покупают менее состоятельные владельцы. «Автостат» опубликовал статистику общего количества зарегистрированных в МРЭО б/у машин, ввезённых из-за границы:
- Nissan Leaf – 5 060 шт.;
- Tesla (Model 3, S и X) – 322 шт.;
- Mitsubishi I-MIEV – 308 шт.;
- LADA Ellada – 96 шт.;
- BMW i3 – 40 шт.
Итого: 5 826 тыс. шт.
В списке «бэушек» лидирует японская марка. Нетрудно догадаться, что Ниссаны и Митсубиши привозят кораблями в порты Дальнего Востока, как и бензиновые версии. Они также проходят «растаможку», после чего их можно поставить на учёт в ГИБДД.
Справочно. Для владельцев электромобилей существуют льготы. В ряде регионов действуют скидки на транспортный налог. Например, в Санкт-Петербурге за электромобиль мощностью менее 150 л.с. платить ничего не надо. А в ряде крупных городов, включая Москву, водители «электричек» освобождены не только от налога, но и от платы за парковку.
Территориальный срез
Если вы бывали за Уралом, то наверняка обратили внимание на большое количество машин с правым рулём – это «японки». Аналогичная ситуация с автомобилями на электротяге. Самая большая их концентрация тоже здесь. По количеству зарегистрированных машин на январь 2019 г. регионы расположились в следующем порядке:
- Приморский край – 735 шт.
- Москва – 405 шт.
- Хабаровский край – 308 шт.
- Иркутская обл. – 299 шт.
- Краснодарский край – 289 шт.
- Амурская обл. – 147 шт.
- Подмосковье – 141 шт.
- Санкт-Петербург – 106 шт.
Единичные экземпляры эксплуатируются в других субъектах РФ. Возможно, вскоре лидером станет Самарская обл., где предполагается запуск серийного производства небольших электрокаров.
Справочно. В декабре 2019 г. частная компания Zetta из Тольятти планирует выпустить 10 экспериментальных машин на электротяге. С 2020 г. намечается серийное производство, которое впоследствии вырастет до 15 тыс. автомобилей в год. Ориентировочная стоимость «Зетты» будет составлять 450 тыс. руб.
Российский электромобиль Zetta запустят в производство в начале 2020 года??цена Zetta в базовой комплектации составит 450 тысяч рублей. pic.twitter.com/DNcp462C3a
— VALENA RUS (@BAYDAK10) November 23, 2019
Предпочтения
Сейчас по-настоящему народная марка – Nissan Leaf. Ее доля в числе всех зарегистрированных электромобилей в России – 80%. Почему такой высокий интерес именно к «Лиафу»? Это связано с доступной ценой – за 8-летнюю машину просят всего от 450 тыс. руб.
Купить подержанный Leaf сможет большинство россиян. В то время как стоимость новой «электрички» исчисляется несколькими миллионами рублей. Например, у официальных дилеров в РФ средние цены на бюджетные модели:
- BMW i3 – от 3,8 млн руб.;
- Tesla Model 3 – от 4,4 млн руб.
За границей стоимость ниже. Рекомендованная цена баварской «3-ки» в Германии – 38 тыс. € (2,6 млн руб.). Но ввозить в Россию из ФРГ невыгодно, потому что предстоит заплатить таможенные сборы и пошлины, а также установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Такие издержки составят нем менее 40% от суммы покупки.
Справочно. Первый электромобиль в России появился в 2009 г. Его собрали в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Техника работала на энергии от солнечной батареи, поэтому конструкторы назвали машину «СЭМ».
В 1984 году Новгородский политехнический институт разработал электромобиль. Правда весь грузовой отсек был забит аккумуляторами, проехал всего 100 км со скоростью 10 км в час, но обогнал Маска pic.twitter.com/CSNL6AKJbI
— Александр Удальцов (@caiiiaU) January 3, 2020
Как изменилось количество за последние 5 лет
Российские автовладельцы вынуждены обращать внимание на машины с альтернативными силовыми установками из-за подорожания бензина и дизтоплива. По данным Росстата, за последние 10 лет АИ-95 подорожал на 89,5% – до 45,66 руб. в сентябре 2019 г. с 24,1 руб. в сентябре 2009 г. Аналогичная ситуация с другими видами топлива.
Кто-то предпочитает автомобиль на газе, но в стране мало пропановых и метановых заправок. А электроэнергия есть практически везде. Поэтому транспорт на «батарейках» становится более интересен.
В мире
Электрическая мобильность растёт быстрыми темпами. По итогам 2018 г. международный парк электромобилей превысил 5,1 млн шт., что на 2 млн больше, чем в 2017 г. Продажи выросли почти вдвое.
Назван самый популярный электромобиль в мире за 2019 год pic.twitter.com/QnNrvCjZX2
— Андрей Амелин (@golf_vr_6) January 5, 2020
По статистике аналитического портала iea.org, Китай остаётся крупнейшим потребителем. За ним следуют ЕС и Северная Америка:
- КНР – 2,3 млн шт.
- Европа – 1,4 млн шт.
- США – 1,1 млн шт.
Норвегия – мировой лидер по темпам перехода на электротягу. На рынке стран Европейского континента она занимает долю – 46%. По приблизительным оценкам по норвежским дорогам колесят электрические:
- автобусы и грузовики – 210 тыс. ед.;
- легковые машины – 250 тыс. ед.
Предполагается, что к 2025 г. здесь полностью пересядут на экологически чистый транспорт. А Франция и Великобритания с 2040 г. собираются ввести запрет на продажу техники с двигателем внутреннего сгорания.
Далее видео по теме от канала «РБК»: «Электрокары в России. Владельцы рассказывают о своих авто».