Сколько в России электромобилей

В России посчитали количество электромобилей

Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 2 февраля 2020. Время чтения 7 мин.

Российские автовладельцы стали чаще покупать электрокары. Только за 9 месяцев 2019 г. численность таких машин увеличилась почти на 74%, с 3 600 до 6 250 шт. Самое большое количество «электричек» по итогам 2018 г. в Приморском крае – 735 шт. – и Москве – 405 шт. Пока рынок насыщается за счёт подержанных иномарок. Наиболее популярен Nissan Leaf – 5 060 шт. Намного реже покупают новые Теслы и Ягуары.

По свежим исследованиям авторынка, которые проводил «Автостат», на 1 сентября 2019 г. в России зарегистрировано 6 250 электромобилей. На начало года числилось 3 600 ед., что на 2 650 меньше. Заметный спрос на экологический тип транспорта начался двумя годами ранее. Причём автолюбители не боятся брать подержанные машины, отдают им наибольшее предпочтение. Связано это с тем, что новые электрокары из Азии, Великобритании и Америки довольно дорогие. Даже отечественная Lada Ellada, выпущенная ограниченной серией, была многим не по карману.

Количество в настоящее время

Общая численность легковых автомобилей в РФ на 01.07.2019 г., по информации «Автостата», немногим более 44,1 млн единиц. Из этого количества только 0,14% составляют парк электромобилей. Такой показатель смотрится разительно слабо на фоне развитых стран Европы и Азии.

По данным агентства EV-Volumes, сейчас на дорогах Старого Света колесит 1,4 млн электрокаров. Почти 1/3 из них приходится на Норвегию. Население США, как и россияне, пока отдаёт предпочтение транспорту с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Поэтому концерн Илона Маска работает на экспорт. Сейчас ему составляют жёсткую конкуренцию производители из Великобритании и Японии.

Tesla Model S

Фото: Tesla Model S. Источник: tesla.com

Справочно. В августе 2019 г. компания «Тесла» построила в Китае завод Gigafactory 3, где будет производить аккумуляторы и автомобили Tesla Model 3,Y, общим объёмом 250 тыс. в год. В первой половине 2020 г. начнётся строительство Gigafactory 4 на территории Германии, все договорённости уже соблюдены, о чём 22 декабря 2019 г. сообщили российские СМИ со ссылкой на немецкие и американские издания.

Новые

В России мало официальных дилеров предлагают населению электромобили. Единственный салон, где машины есть в наличии, – это Moscow Tesla Club. Остальные марки можно купить у представителей Jaguar, Renault и Nissan, если оформить индивидуальный заказ на поставку. Отечественный производитель АвтоВАЗ расстался с идей выпускать «электрички» 6 лет назад.

Таблица 1. Продажи новых электромобилей в РФ за январь-сентябрь 2019 г.

Марка Единиц
Jaguar I-Pace 106
Nissan Leaf 102
Tesla Model 3/S/X 48
Renault Twizy 5
Итого 261

 Источник: «Автостат»

«Британцы» и «японцы» более интересны россиянам из-за относительно невысокой стоимости. Сейчас новых машин на «батарейке» насчитывают не более 10% из общего числа по всей РФ – приблизительно 400-500 ед.

Справочно. На конец 2019 года самым доступным по цене новым электрокаром был Nissan Leaf. Его стоимость в Японии и США от 29 900 $ (1,9 млн руб.). Среди самых дорогих – Tesla Model S: от 7,7 млн руб. в России, и от 90 115 $ (5,76 млн руб.) в Америке.

До января 2019 г. лидирующую позицию в строчках салонных продаж занимала Лада. Её приобрело 96 пользователей. Но машину выпустили ограниченной серией, всего 100 шт. в период 2012–2013 гг. Поэтому Ellada неизбежно уступила лидерство иностранным конкурентам.

Рекомендованная розничная цена отечественного электромобиля на платформе «Калины» начиналась от 1,25 млн руб. На 2012 г. сумма 40 тыс. $ была беспрецедентно высокой. Последние 40 машин дилеры распродали по себестоимости – 960 тыс. руб.

Ellada

Фото: Ellada. Источник: сайт «За рулём»

Подержанные

Мировой рынок электрокаров стремительно обновляется. Упавшие в цене «бэушки» продаются на аукционах, где их покупают менее состоятельные владельцы. «Автостат» опубликовал статистику общего количества зарегистрированных в МРЭО б/у машин, ввезённых из-за границы:

  • Nissan Leaf – 5 060 шт.;
  • Tesla (Model 3, S и X) – 322 шт.;
  • Mitsubishi I-MIEV – 308 шт.;
  • LADA Ellada – 96 шт.;
  • BMW i3 – 40 шт.

Итого: 5 826 тыс. шт.

В списке «бэушек» лидирует японская марка. Нетрудно догадаться, что Ниссаны и Митсубиши привозят кораблями в порты Дальнего Востока, как и бензиновые версии. Они также проходят «растаможку», после чего их можно поставить на учёт в ГИБДД.

Справочно. Для владельцев электромобилей существуют льготы. В ряде регионов действуют скидки на транспортный налог. Например, в Санкт-Петербурге за электромобиль мощностью менее 150 л.с. платить ничего не надо. А в ряде крупных городов, включая Москву, водители «электричек» освобождены не только от налога, но и от платы за парковку.

Территориальный срез

Если вы бывали за Уралом, то наверняка обратили внимание на большое количество машин с правым рулём – это «японки». Аналогичная ситуация с автомобилями на электротяге. Самая большая их концентрация тоже здесь. По количеству зарегистрированных машин на январь 2019 г. регионы расположились в следующем порядке:

  1. Приморский край – 735 шт.
  2. Москва – 405 шт.
  3. Хабаровский край – 308 шт.
  4. Иркутская обл. – 299 шт.
  5. Краснодарский край – 289 шт.
  6. Амурская обл. – 147 шт.
  7. Подмосковье – 141 шт.
  8. Санкт-Петербург – 106 шт.

Единичные экземпляры эксплуатируются в других субъектах РФ. Возможно, вскоре лидером станет Самарская обл., где предполагается запуск серийного производства небольших электрокаров.

Справочно. В декабре 2019 г. частная компания Zetta из Тольятти планирует выпустить 10 экспериментальных машин на электротяге. С 2020 г. намечается серийное производство, которое впоследствии вырастет до 15 тыс. автомобилей в год. Ориентировочная стоимость «Зетты» будет составлять 450 тыс. руб.

Предпочтения

Сейчас по-настоящему народная марка – Nissan Leaf. Ее доля в числе всех зарегистрированных электромобилей в России – 80%. Почему такой высокий интерес именно к «Лиафу»? Это связано с доступной ценой – за 8-летнюю машину просят всего от 450 тыс. руб.

Скриншот Авито

Скриншот Авито

Купить подержанный Leaf сможет большинство россиян. В то время как стоимость новой «электрички» исчисляется несколькими миллионами рублей. Например, у официальных дилеров в РФ средние цены на бюджетные модели:

  • BMW i3 – от 3,8 млн руб.;
  • Tesla Model 3 – от 4,4 млн руб.

За границей стоимость ниже. Рекомендованная цена баварской «3-ки» в Германии – 38 тыс. € (2,6 млн руб.). Но ввозить в Россию из ФРГ невыгодно, потому что предстоит заплатить таможенные сборы и пошлины, а также установить систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Такие издержки составят нем менее 40% от суммы покупки.

Справочно. Первый электромобиль в России появился в 2009 г. Его собрали в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Техника работала на энергии от солнечной батареи, поэтому конструкторы назвали машину «СЭМ».

Как изменилось количество за последние 5 лет

Российские автовладельцы вынуждены обращать внимание на машины с альтернативными силовыми установками из-за подорожания бензина и дизтоплива. По данным Росстата, за последние 10 лет АИ-95 подорожал на 89,5% – до 45,66 руб. в сентябре 2019 г. с 24,1 руб. в сентябре 2009 г. Аналогичная ситуация с другими видами топлива.

Кто-то предпочитает автомобиль на газе, но в стране мало пропановых и метановых заправок. А электроэнергия есть практически везде. Поэтому транспорт на «батарейках» становится более интересен.

Динамика числа электромобилей в России, 2015–2019 г., шт

Динамика числа электромобилей в России, 2015–2019 г., шт. Источник: Составлено автором по данным ежегодных публикаций агентства «Автостат»

Как Вы считаете, почему число электромобилей в России намного меньше, чем в других странах мира?
Высокая стоимость машины
Отсутствие полноценного обслуживания

В мире

Электрическая мобильность растёт быстрыми темпами. По итогам 2018 г. международный парк электромобилей превысил 5,1 млн шт., что на 2 млн больше, чем в 2017 г. Продажи выросли почти вдвое.

По статистике аналитического портала iea.org, Китай остаётся крупнейшим потребителем. За ним следуют ЕС и Северная Америка:

  1. КНР – 2,3 млн шт.
  2. Европа – 1,4 млн шт.
  3. США – 1,1 млн шт.

Норвегия – мировой лидер по темпам перехода на электротягу. На рынке стран Европейского континента она занимает долю – 46%. По приблизительным оценкам по норвежским дорогам колесят электрические:

  • автобусы и грузовики – 210 тыс. ед.;
  • легковые машины – 250 тыс. ед.

Предполагается, что к 2025 г. здесь полностью пересядут на экологически чистый транспорт. А Франция и Великобритания с 2040 г. собираются ввести запрет на продажу техники с двигателем внутреннего сгорания.

Далее видео по теме от канала «РБК»: «Электрокары в России. Владельцы рассказывают о своих авто».

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
2
Средне
0
Да
2

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Роман Зорин Автор: . Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl.
2 февраля 2020.

Похожие записи

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!