Актеры в СССР получали больше 5 000 сов. руб. за главную роль

Автор: Матушевская Лариса. Экономист. Опыт работы на руководящих должностях в производственной сфере. Дата: 15 июня 2019. Время чтения 7 мин.

Актерам в Союзе, которые являлись работниками киностудий, начисляли заработную плату от 60 до 450 сов. руб. Размер оклада зависел от категории работника и занятости в съемках. Простой между постановками оплачивался по пониженным ставкам. Исполнителям главных и основных ролей назначались вознаграждения в повышенном размере – 1 000–2 000 сов. руб. с надбавкой до 10%, в зависимости от идейности и формата фильма. Востребованные актеры в СССР за постановку могли получить до 5 000 руб.

Актеры советского кино даже не могли мечтать о миллионных гонорарах и роялти от проката. Однозначно они не работали ради идеи, их труд оплачивался государством. Но по сравнению с заработками голливудских звезд тех времен, постановочные вознаграждения кинознаменитостей Союза меркнут. С другой стороны, в условиях уравниловки доходы востребованных исполнителей главных ролей на порядок превышали среднюю зарплату в стране. Неудивительно, что в кинематограф многие шли не только ради искусства и славы – даже актеры второго плана в СССР получали неплохие гонорары.

Экономика советского кино

Правила плановой экономики прекрасно совмещались в Союзе с принципами рыночных отношений. Несмотря на требование о согласовании плана съемок и оплаты труда, работали киностудии на самоокупаемости. Госкино получало кредитное финансирование из Госбанка СССР в размере около 100 млн руб. Эта сумма дальше распределялась между отдельными студиями и картинами.

То есть, выделенных средств должно было хватить и на декорации, костюмы, постановочные расходы, и на оплату труда сценаристов, режиссеров, обслуживающего персонала, а также актеров первого и второго плана, массовки. Отснятый фильм после одобрения продавался Госкинопрокату. Кассовые сборы шли на возврат государственного кредита и финансирование новых проектов.

Рис. 1. Съемки фильма «Три тополя на Плющихе» в 1968 году

Рис. 1. Съемки фильма «Три тополя на Плющихе» в 1968 году

Казалось бы, чем больше денег собрал фильм, тем выше должны быть доходы съемочной группы. Но не тут-то было, актеры получали в СССР гарантированные штатным расписанием оклады, и речи о премировании за популярность картины или отчислений процентов от показа не шло. Но если ставки были ограничены законодательно, откуда тогда появились легенды о баснословных заработках сценаристов и актеров в Союзе?

В 1961 году Советом Министров СССР было издано постановление, направленное на «…повышение материальной заинтересованности работников кино и киностудий в создании фильмов высокого идейно-художественного уровня и улучшение организации производства кинофильмов». Именно этим документом все снимаемые ленты, в том числе художественные, документальные, мультипликационные, короткометражные, делились на 3 категории в зависимости от идейной ценности, а не потенциальной популярности или доходности.

От уровня «полезности» картины и зависили постановочные вознаграждения. Кроме этого, артисты получали гарантированную оплату за простои. То есть, актеры, трудоустроенные в определенной киностудии, могли на протяжении нескольких лет не сниматься, а заработную плату получать.

Размер оплаты труда советских актеров

В 1973 году Госкино был издан «Сборник нормативных актов и ведомственных указаний», в котором и были прописаны должностные оклады всех сотрудников киностудий, в том числе и артистов.

Рис. 2. Сборник, изданный Госкино

Рис. 2. Сборник, изданный Госкино

Указанные в нем ставки были введены в 1961 г. и действовали до распада Союза.

Таблица 1. Должностные оклады работников в системе кинематографии

Группа Требования Оценка работы Во время съемок, руб. На время простоя между постановками, руб.
Высшая категория
1 группа Яркое дарование;

Главные роли;

Выдающиеся образы

Народное признание 450 300
2 группа Яркое дарование;

Главные роли;

Значительные образы

Отлично 350 230
Первая категория
1 группа Высокая квалификация;

Главные и основные роли;

Более 8 фильмов;

Продублировано – 150 ролей

Отлично

Хорошо

250 160
2 группа Высокая квалификация;

Основные роли;

Более 5 фильмов;

Озвучили 100 героев

200 145
Вторая категория
1 группа Отличное или хорошее мастерство;

Вторые и эпизодические роли;

Дубляж – 50 героев

Отлично

Хорошо

180 120
2 группа Хорошее мастерство;

Вторые и эпизодические роли;

Озвучили 30 героев

Хорошо 150 100
Третья категория
1 группа Эпизодические роли 120 90
2 группа Выпускники актерских вузов 100 80
Вспомогательный состав
Массовка;

Исполнители шумов при озвучке

65; 70; 80

Источник: Постановление Совета Министров №196

Установленные оклады за работу между постановками действовали до 3 месяцев. Если актер не был востребован дольше, ставка снижалась на 25%.

Для исполнителей главных и основных ролей устанавливались разовые постановочные вознаграждения. В зависимости от идейно-художественной ценности им выплачивали премии за съемку в кинофильме:

  • 1 группы – 2 000 руб.;
  • 2 группы – 1 500 руб.;
  • 3 группы – 1 000 руб.

Широкоэкранные, панорамные, широкоформатные и со стереофоническим звучанием ленты оплачивались дороже. Вознаграждение увеличивалось на 10%.

Однако не все актеры были постоянными сотрудниками киностудий. Некоторые трудились в театрах, а в кино подрабатывали. Точно также сотрудники студий могли играть в спектаклях и получать дополнительную заработную плату.

Оплата труда работников театра оплачивалась в размере:

  • Выдающиеся деятели искусства, «Народные артисты СССР» – 300–350 руб.;
  • «Народные артисты», «Заслуженные деятели искусств», «Заслуженные артисты» республик, артисты академических театров –250–300 руб.

Выплаты рассчитывались для совместителей по фактически отработанному времени.

Рис. 3. Съемки кинофильма «Собачье сердце» в 1988 году

Рис. 3. Съемки кинофильма «Собачье сердце» в 1988 году

Как видим, доход артиста в СССР мог складываться из различных сумм и зависел от уровня мастерства, наличия званий, востребованности и пр. Но даже новички с актерским образованием на вторых и эпизодических ролях при не самом низком уровне мастерства могли зарабатывать до 180 руб. без подработок. А это уровень зарплаты выше средней по стране. Если же сюда прибавить дальнейший рост, доплаты за звания, вознаграждения за основные роли, выходят довольно приличные суммы.

Вознаграждения известных артистов

Чтобы окончательно разобраться, какие были доходы у актеров в СССР, рассмотрим вознаграждения звезд за съемки в популярных фильмах.

Таблица 2. Оплата за съемки

Год Название фильма Актер Вознаграждение, сов. руб.
1956 «Карнавальная ночь» Людмила Гурченко 3 250
1966 «Кавказская пленница» Александр Демьяненко 5 520
Юрий Никулин 4 238
Георгий Вицин 3 389,84
Евгений Моргунов 1 979,5
Наталья Варлей 1 219,24
Фрунзик Мкртчян 939
1968 «Бриллиантовая рука» Юрий Никулин 5 188
Анатолий Папанов 2 288
Андрей Миронов 1 920
Нина Мордюкова 1 531
Светлана Светличная 346
1973 «Семнадцать мгновений весны» Вячеслав Тихонов 5 500
Евгений Евстигнеев 3 025
Леонид Броневой 3 000

Источник: Комсомольская правда

Суммы гонораров исполнителей главных ролей самых кассовых фильмов в СССР впечатляющие. Ведь, например, в 1967 г. автомобиль «Волга» стоил 5 602 руб. А новый «Москвич» можно было купить за 4 511 руб. При средней заработной плате на тот период 100 руб. копить среднестатистическому гражданину на авто нужно было 4–6 лет без учета прочих затрат.

Но нужно учитывать, что вознаграждение включает как постановочную премию, так и заработную плату за весь период съемок.

Рис. 4. За кадром съемки «Бриллиантовой руки», 1968 г.

Рис. 4. За кадром съемки «Бриллиантовой руки», 1968 г.

Например, Юрий Никулин за главную роль в фильме «Бриллиантовая рука» получил баснословную по тем временам сумму – 5 188 руб. Лента снималась с 25 апреля 1968 г. и вышла в прокат в апреле 1969 г. 29 октября 1968 г. были отсняты последние эпизоды, до середины ноября шел монтаж и озвучка. То есть, главные актеры были задействованы в постановке на протяжении 6,5 месяцев.

Кинофильму комиссией была присвоена первая группа по оплате. Значит, Никулин получил 2 200 руб. премии с надбавкой за исполнение роли. Получается, что зарплата актера составила:

5 188 – 2 200 = 2 988 руб.

Если ее разделить на весь период съемок, то получается, что в месяц главный герой зарабатывал ориентировочно:

2 988/6,5 = 460 сов. руб.

Оплата соответствует окладу 1 группы высшей категории. Однозначно, зарплата для 1968 г. довольно высока, но не баснословная. Учитывая курс советского рубля на май 2019 года 100 руб.= 54,58 $ и изменения курса доллара, установленного Госбанком с 1968 по 1991 гг., можно посчитать, что доход Никулина сегодня был бы 33 705 руб.

Как видим, оклад даже востребованного артиста был на порядок ниже средней зарплаты в России сегодня. А в целом за ленту с учетом премии эпохальный актер получил бы 380 тыс. рос. руб., или 5 860 $.

Еще плачевнее выглядит картина, если сравнивать доходы советских звезд с их западными коллегами тех времен:

  • за роль Клеопатры Элизабет Тейлор в начале 60-х заработала 1 млн $;
  • Джули Эндрюс в 1970 г. за участие в ленте «Дорогая Лили» получил 1,1 млн $;
  • за исполнение роли отца Супермена Марлон Брандо в конце 70-х заработал 3,7 млн $.

И самое главное, все отснятые в СССР киноленты принадлежали государству. Поэтому никаких роялти с показов в дальнейшем ни один актер не получал.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Лариса Автор: . Образование: Высшее экономическое, специализация – менеджмент в производственной сфере (Краматорский экономико-гуманитарный институт).
15 июня 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!