Зачем нужен Росфинмониторинг, что входит в его задачи

Зачем нужен Росфинмониторинг, что входит в его задачи

Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 24 июля 2019. Время чтения 5 мин.

Росфинмониторинг занимается борьбой с незаконными финансовыми оборотами, денежными вливаниями в террористическую и направленную на изготовление оружия сферу, оценкой угроз нацбезопасности, ведением реестра финорганизаций, ревизией, наложением административной ответственности на виновных

Росфинмониторинг – федеральный орган, противодействующий отмыванию нелегальных доходов, финансированию террористических и милитаристических организаций, занимающийся политикой  и координацией ревизионной деятельности других госорганов. Структура также оценивает угрозы нацбезопасности в разрезе сделок с финансами или иным имуществом.

Таблица 1. Основная информация о ведомстве

Название Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
Основная задача Выявляет факты отмывания нелегальных доходов, финансирования террористов, проверками, оценкой угроз национальной безопасности.
Глава службы Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Чиханчин Юрий Анатольевич.
Кому подчиняется Президент РФ.
Сайт http://www.fedsfm.ru/

Служба подчиняется Президенту РФ, руководствуясь Положением от 13.06.2012 № 808, создает территориальные, взаимодействует с прочими федеральными, региональными и местными органами.

Рис. 1. Федеральное ведомство

Рис. 1. Федеральное ведомство

Историческая справка. Указом Президента в 2001 г. создан Комитет РФ по финмониторингу (КФМ). Основной задачей было повышение статуса России в международном пространстве (государство было в отрицательном рейтинге ФАТФ ‒ межправительственной организации по противодействию отмыванию преступных доходов). 

Благодаря КФМ к концу 2002 года страна повысила уровень доверия к себе, а в  2003 году вошла в состав ФАТФ. В 2004 году ведомство преобразовано в современную службу.

Основные функции

Росфинмониторинг осуществляет полномочия:

  • борьба с легализацией преступных доходов и вложением средств в терроризм;
  • выдает предписания организациям и ИП, работающим с денежными и иными средствами;
  • разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты, проекты федеральных законов и прочих документов;
  • собирает, анализирует, проверяет сведения о сделках с активами;
Рис. 2. Сбор информация

Рис. 2. Сбор информация

  • противодействует коррупции;
  • получает от прочих организаций и структур информацию о сфере деятельности граждан;
  • оценивает и информирует об угрозах нацбезопасности;
  • ведет реестр организаций, осуществляющих финансовые сделки;
  • координирует работу госорганов;
  • сотрудничает с ЦБ РФ, иностранными контрагентами;
  • прочее.

Материал в тему! Чем занимается Центробанк.

Объекты контроля

Надзорная деятельность Росфинмониторинга и его подведомственных территориальных органов распространяется на:

  • компании, занимающиеся лизинговыми операциями;
  • посредников при сделках купли-продажи недвижимости;
  • операторов, принимающих различные платежи;
  • коммерческие структуры (финансовых агентов), финансирующие под уступку денежного требования.
Рис. 3. Ревизия

Рис. 3. Ревизия

Обязательному мониторингу подлежат операции (в рамках одной сделки), сумма по которым превышает 600 тыс. руб., в том числе эквивалент в иностранной валюте. Сведения о таких фактах подлежат документальному оформлению и представлению в Росфинмониторинг не позднее 3-х рабочих дней после совершения.

Целью проверок является контроль за соблюдением законодательства, а также обнаружение нелегальных схем либо признаков финансирования террористических организаций. Мониторинг позволяет вовремя выявить нарушения, проанализировать преступления.

Пошаговую инструкцию заполнения отчета некредитными учреждениями можно посмотреть в видео:

Виновные лица, не сдавшие/неправильно оформившие сведения, привлекаются к ответственности (предупреждения, штрафы, приостановка работы) по статье 15.27 АК РФ.

Международное сотрудничество

Служба участвует в работе межнациональных структур:

  • ФАТФ;
  • Совете Европы (по оценке мер противодействия легализации преступных доходов ‒ МАНИВЭЛ);
  • Евразийской группе (ЕАГ);
  • Азиатско-Тихоокеанской (АТГ);
  • ООН;
  • финансовых иностранных разведок (например, международного профессионального объединения ПФР ‒ Группы «Эгмонт»);
  • иных.
Рис. 4. Взаимодействие с другими структурами

Рис. 4. Взаимодействие с другими структурами

Ведомством ведется эффективная работа с разными странами, разрабатываются соглашения о взаимопомощи.

Цели и стратегии

Ключевые направления и стратегические цели работы службы:

  1. Международная деятельность:
    • участие РФ в работе ФАТФ, «ЭГМОНТ», ЕАГ, СНГ и других структур;
    • расширение сотрудничества с учетом национальных интересов со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Рис. 5. Подписание соглашения

Рис. 5. Подписание соглашения

  1. Противодействие финансированию терроризма, распространению оружия:
    • повышение эффективности системы препятствования;
    • мониторинг большего охвата рисков;
    • выявление спонсирования МТО ИГИЛ (запрещенной в РФ) и других террорист. организаций.
  1. Систематизация деятельности финструктур:
    • подъем уровня законовыполнения с использованием метода дистанционного контроля;
    • повышение достоверности информации.

Справка. Комплекс мероприятий предполагается выполнять в тесном взаимодействии с Банком России, надзорными и иными правоохранительными институтами.

Рис. 6. ЦБ РФ

Рис. 6. ЦБ РФ

  1. Развитие реальной экономики:
    • мониторинг работы организаций на предмет незаконного оборота;
    • взаимодействие с силовыми структурами по профилактике экономических преступлений;
    • информационно-технологическое сопровождение мероприятий по противодействию коррупции.
  1. Бюджетоохранная работа:
    • сокращение фактов хищения или нецелевого использования госсредств;
    • открытость финансовых операций, имеющих стратегическое значение для страны.

Директор службы

В 2008 году руководителем структуры назначен Юрий Анатольевич Чиханчин, являющийся действительным госсоветником 1 класса, кандидатом экономических наук.

Рис. 7. Руководитель службы Чизанинчин Ю.А.

Рис. 7. Руководитель службы Чизанинчин Ю.А.

Его предшественниками были:

  • Виктор Алексеевич Зубков (2001-2007 гг.);
  • Олег Александрович Марков (2007-2008 гг.);

Директор  контролирует деятельность службы, представляет интересы страны на международном уровне. В 2019 году Россию посетила миссия ФАТФ с целью ознакомиться с российской  антиотмывочной системой, техническим соответствием мировым нормам. Ведомство под руководством Анатолия Чиханчина стало полноправным членом межнациональной мониторинговой системы.

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
1
Да
2

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Наталья Павленко Автор: . Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель финансовых и экономических дисциплин. Педагогический стаж более 20 лет. Автор научных статей и работ по экономике и общественным организациям..
24 июля 2019.

Похожие записи

Обсуждения закрыты для данной страницы

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!