Чем занимается генеральная прокуратура России

Генеральная прокуратура

Автор: Виктор Иванов, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 19 марта 2019. Время чтения 6 мин.

Генпрокуратура Российской Федерации является ведомством, которое не подчиняется государственной власти и политическим партиям. В сфере ее компетенции контроль над исполнением законов во всех сферах общественной жизни. Также она координирует работу структурных подразделений ведомства.

Основной задачей органов является надзор за исполнением законов во всех сферах общественной жизни. Генеральная прокуратура занимается также координацией работы структурных подразделений системы. В ее функции входит сотрудничество со службами других государств в сфере оказания правовой помощи и борьбы с преступностью.

Основные сведения

Таблица 1. Справочная информация по ведомству

Наименование Основная задача Глава Кому подчиняется Сайт
Генеральная прокуратура Российской Федерации Надзор за соблюдением Конституции РФ и принятых в соответствии с ней законов Генеральный прокурор Российской Федерации Независима от органов государственной власти и прочих ведомств

 

https://genproc.gov.ru

 

Централизованную структуру возглавляет Генеральный прокурор. Всякий нижестоящий прокурор подчиняется вышестоящему. В систему входят прокуратуры регионов (субъектов Федерации) и муниципальных образований с подразделением на более мелкие территориальные органы (например, относящиеся к району города). В своей работе они опираются на Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Ключевые задачи прокуратуры

Надзор за законностью включает в себя достаточно обширные функции. Сюда входят следующие направления:

  • Контроль исполнения законов. Структура наделена функцией наблюдения за применением законодательства государственными органами, их должностными лицами и прочими организациями. Учитывается то, как их действия и решения влияют на права и интересы других лиц и государства.
  • Принятие мер для устранения нарушений. Выявив допущенное нарушение закона, орган прокуратуры сам не наказывает виновных и не устраняет такое нарушение. В зависимости от обстоятельств результаты рассмотрения дела передаются уполномоченным органам или направляются в суд.

Прокуратура абсолютно независима в своей деятельности. На ее решения и действия не могут влиять ни властные органы любого уровня, ни политические партии. Любое воздействие на прокурора со стороны государственных органов, их сотрудников, общественных объединений, работников СМИ или граждан влечет за собой ответственность.

Только принцип независимости гарантирует принятие справедливых решений и устранение реально существующих нарушений закона.

Рис.1: Герб Прокуратуры РФ

Рис.1: Герб Прокуратуры РФ

Предоставляя прокурору широкие полномочия, закон конкретизирует надзорную деятельность применительно к отдельным организациям и их должностным лицам.

Надзорные функции включают в себя:

  • контроль исполнения законов органами исполнительной власти на всех уровнях;
  • контроль законности действий Следственного комитета РФ;
  • надзор за соблюдением законов муниципальными властными органами;
  • контроль соблюдения прав и свобод граждан всеми органами власти и прочими организациями;
  • надзор за деятельностью правоохранительных органов и администраций учреждений исполнения наказания;
  • функции уголовного преследования;
  • организацию борьбы с преступностью;
  • возбуждение административного производства и проведение расследований.

Прокуратура рассматривает заявления и жалобы граждан и юридических лиц на нарушения законности. Поступившие обращения регистрируются и становятся основанием проверки. На свою жалобу заявитель всегда получает официальный обоснованный ответ. Обращения граждан могут касаться абсолютно любых сфер жизни и оспаривать решения и действия любых органов и должностных лиц. Важен существующий запрет на пересылку жалобы в ту организацию, работы которой она касается.

Прокурор также наделен правом опротестовывать судебные решения.

Ключевые достижения

Наиболее «громкими» победами надзорного органа в последние годы можно назвать такие дела.

Дело банка «Русский стандарт» (2007 год)

В начале 2000-х годов банк применял к клиентам поистине грабительские схемы. В договоре не оговаривалось, что указанная сумма процентов по кредиту является не годовой, а взимаемой ежемесячно. Также гражданам массово рассылались кредитные карты, после активации которых со счета необоснованно списывались средства.

Волгоградская прокуратура обжаловала такие действия в суде. В результате владелец банка Р. Тарико немедленно отменил дополнительные комиссии по новым и уже выданным кредитам.

Уголовное дело в отношении Елены Котовой (2011 год)

Будучи директором от России, Белоруссии и Таджикистана в Европейском банке реконструкции и развития, Котова требовала у руководства «КанБайкал Ресорсез инк» взятку за предоставление кредита. Речь шла о вымогательстве в размере $ 1 млн 425 тыс. При участии Генпрокуратуры Е. Котовой было назначено наказание в виде условного лишения свободы на 5 лет. Дело было резонансным и практически беспрецедентным.

Выявление растрат в снабжении Росгвардии и МВД (2017 год)

Зам. главного военного прокурора А. Никулищин установил наличие растраты в сотни миллионов рублей и факты закупки некачественных продуктов для снабжения внутренних войск МВД и Росгвардии.

Выявление нарушений в Минобрнауки (2013 год)

В 2013 году прокуратура занималась фактами незаконного присвоения Минобрнауки ученых званий и степеней. Как выяснилось, только в 2012 году было необоснованно выдано более 1 млн докторских дипломов. Шесть чиновников Министерства были уволены.

Дело А. Улюкаева (2016 – 2018 годы)

В ноябре 2016 года Министру экономического развития России А. Улюкаеву было предъявлено обвинение в получении взятки в размере $2 млн. В апреле 2018 года в отношении него вступил в силу приговор о лишении свободы на 8 лет и взыскании штрафа в 130 млн рублей.

«Практически ежедневно СМИ сообщают о задержании должностных лиц, заподозренных в получении взяток или совершении других коррупционных преступлений. Причем во многих случаях речь идет как раз не о рядовых работниках. Можно привести много примеров уголовного преследования высокопоставленных чиновников» (из интервью Генпрокурора Ю. Я. Чайки «Российской газете» в январе 2016 года).

Предъявление обвинения Р. Арашукову (2019 год)

Благодаря совместной работе правоохранительных органов и прокуратуры было возбуждено уголовное дело в отношении сенатора Р. Арашукова. Ему инкриминируется организация политических убийств.

Глава Генеральной прокуратуры

Структуру возглавляет Генеральный прокурор. Он назначается на должность и снимается с нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. Этот пост может занять гражданин России не моложе 35 лет, имеющий соответствующее профильное образование. Также к претенденту предъявляются требования относительно состояния его здоровья и моральных качеств, позволяющих достойно исполнять обязанности.

Срок исполнения обязанностей Генерального прокурора равен 5 годам, назначаться на должность он может неоднократно. Начиная с 23 июня 2006 года и по настоящее время этот пост занимает Ю. Я. Чайка. С 1999 г. по 2006 год Юрий Яковлевич был главой Министерства юстиции РФ.

Рис.2 Генеральный прокурор России Ю. Я. Чайка

Рис.2 Генеральный прокурор России Ю. Я. Чайка

С 17.05.2000 по 02.06.2006 г. структуру возглавлял Владимир Васильевич Устинов, а его предшественником был Юрий Ильич Скуратов.

 История создания

Создание прокуратуры в России связывают с Указом Петра I от 1722 года. Именно тогда при Сенате были введены должности Генерал-прокурора и Обер-прокурора. С 1802 года новая структура вошла в состав Министерства юстиции.

Рис.3. Петр I

Рис.3. Петр I

В 1864 году было положено начало основополагающему принципу независимости — обвинительная власть была отделена от судебной.

В эпоху революции 1917 г. действовавшая прежде система была упразднена, и функции уголовного преследования были переданы следственным комиссиям и трибуналам. В 1922 году ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре». Согласно этому акту в состав Народного комиссариата юстиции вошла Государственная Прокуратура.

В 1936 году прокуратура стала самостоятельной системой вне органов юстиции.

В дальнейшем ее деятельность регламентировалась Конституцией СССР и принимаемыми законами.

В 1992 году после распада СССР был принят Федеральный закон № 2202-1, действующий с изменениями и дополнениями и сейчас. Историю становления прокурорского надзора в России подробно освещает историко-документальная лента «На страже закона».

Понравилась статья? Оцените, пожалуйста:

Нет
0
Средне
0
Да
3

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Виктор Иванов, главный редактор Автор: . Высшее образование. Оренбургский государственный университет (специализация: экономика и управление на предприятиях тяжелого машиностроения).
19 марта 2019.

Похожие записи

Обсуждения закрыты для данной страницы

Рекомендуем прочитать

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2023. Копирование материалов строго запрещено!