Какие машины хотели производить в России: топ 7 автомобилей
Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 3 августа 2020. Время чтения 7 мин.
Отечественные заводы-гиганты из Тольятти и Нижнего Новгорода, а также частные разработчики хотели подарить россиянам практичные марки автомобилей. Среди них особенно интересны: ГАЗ-3106, «Лада Пилигрим», ВАЗ-2151, ТМ 1131 «Мишка», TagAZ Aquilla, Marussia и «Ё-мобиль», но все перечисленные проекты были закрыты в основном из-за недостаточного финансирования.
Отечественный автопром можно назвать консервативным. Наши производители склонны выпускать одну и ту же модель по 10–15 лет, а иногда и дольше без какой-либо модернизации. Например, УАЗ «Буханка» сходит с конвейера 55-й год к ряду. Очень редко появлялись интересные разработки машин, которые хотели производить в России, но до серийного выпуска дело так и не дошло. А ведь среди них были действительно достойные экземпляры, способные разбавить скучные модельные ряды тольяттинского и нижегородского автогигантов.
1. ГАЗ-3106
В середине 90-х инженеры опытного отдела Горьковского автомобильного завода приступили к разработке внедорожников серии «Атаман». Первая версия вездехода в кузове пикап «2308» выпускалась с 1996 по 2001 г. Вторая модель «3106» представлялась 5-дверным внедорожником люкс-класса. Опытный образец показали в 2000 г. на Московском автосалоне и даже назвали рекомендованную стоимость в 12 тыс. $ (тогда 337 440 руб.).
Это был настоящий внедорожник на раме из профилей замкнутого круга. Неразрезные мосты с современными ШРУСами установили на пружинную подвеску. Во внешнем виде машины, а именно в хромированной решётке радиатора и обводах кузова, угадывался стиль ГАЗ-3110.
В качестве силовой установки использовали бензиновый турбированный мотор ЗМЗ-4054, (205 л.с. / 4 800 об/мин). Также планировалось ставить дизель «ГАЗ-561» (141 л.с.) или двигатели Iveco и Toyota. Трансмиссия осталась «волговской», с интегрированной «раздаткой».
Спустя 1 год после приобретения Горьковского автозавода холдингом «Базовый элемент» Олега Дерипаски (2000 г.) работы над моделью «3106» были завершены по причине экономической нецелесообразности.
2. Лада Пилигрим
Частная компании «Лада-Тул», организованная в 1992 г. в Тольятти, решила подарить россиянам симбиоз длиннобазовой Нивы и ВАЗ-2110, оформив его в модный кузов – пикап. Автомобиль назвали «Пилигрим». Он немного напоминает серийный универсал «Тарзан» 4х4, выпускаемый на АвтоВАЗе в период 1997 – 2007 гг.
Грузовик обладал высоким уровнем комфорта и выглядел довольно брутально. Для полноценных испытаний выпустили несколько моделей. Но до серийного производства дело не дошло, так как в 2010 г. «Лада-Тул» объявила о своём банкротстве.
3. ВАЗ-2151
В новое тысячелетие Тольяттинский автогигант решил войти с инновационной моделью «2151». Машина совсем не походила на привычную классику с родословной от Fiat-124 и популярное переднеприводное семейство Спутник или Samara. Изначально проект назывался «Стержень», но затем его переименовали в «Неоклассику». Согласно техзаданию, инженерам было поручено разработать практичный универсал, схожий по функциональности и цене с народным ВАЗ-2104.
ВАЗ 2151. 2003 год. Уж очень напоминает Fusion, не так ли? Она должна была заменить 2104. По цене должна была быть Не более 4000$ (!) pic.twitter.com/ZkqLYP2qQj
— akot55 (@volgog55) November 13, 2016
Презентация новинки состоялась в 2002 г. на Московском автосалоне. Дебют оказался удачным, и машина заинтересовала посетителей. Однако многих скептиков смущал «передок» автомобиля, в котором угадывались черты Ford Fusion.
В качестве силовой установки планировали устанавливать двигатель от Chevrolet Niva. Трансмиссию тоже хотели позаимствовать у GM. Однако воплотить задуманное на бумаге в реальность оказалось непросто. Было необходимо создать новую линию, а для этого найти крупных инвесторов. Последние так и не откликнулись, поэтому проект «Неоклассика» закрыли.
4. ТМ 1131 «Мишка»
Концептуальная малолитражка – детище частной компании ОАО «Мишка-Тула-Москва». Машина панельно-каркасной конструкции. В качестве скелета выступала пространственная рама, на которую навешивались стеклопластиковые кузовные детали. Четырёхцилиндровый двигатель объёмом 1,3 л, а также трансмиссию позаимствовали от ЗАЗ «Сенс». Модельный ряд состоял из 3-х модификаций:
- Универсал.
- Фургон.
- Пикап.
ТМ-1131 «Мишка» мог стать новым поколением легендарной «Оки»
— Арсен Прокошин (@llinsRol) September 2, 2019
Во многом машина была унифицирована по узлам и агрегатам с автомобилями «Газель», «Ока», «Таврия» и семейством ВАЗ. Концептуальный ТМ 1131 планировали выпускать с 1999 г. на Тульском комбайновом заводе. Рекомендованная стоимость «Мишки», заявленная разработчиками, не превышала 200 тыс. руб. Однако после выпуска 11 автомобилей производство было остановлено по неизвестным причинам.
5. TagAZ Aquilla
В 2012 г. менеджеры Таганрогского автозавода объявили о скором выпуске спортивного автомобиля С-класса под названием «PS511». Это разработка российских и французских инженеров, которая могла бы спасти предприятие от банкротства. В августе 2012 г. «болид» представили журналистам и публике на Московском международном салоне.
Автомобиль сразу привлёк внимание посетителей и получил много прозвищ: «Порше для бедных», «таганрогский Феррари» и других. Заявленная цена спорткара составляла 425 тыс. руб. в базовой комплектации. Каркас машины был модульным, с кузовными деталями из стеклопластика. Болид оснащали 2-я видами двигателей:
- 4-цилиндровый Mitsubishi 4G18S;
- 3-цилиндровый PSA EB2ADTS.
Машину смогли выпустить ограниченной серией в период 2013-2014 гг. Спорткар не привлёк молодёжь, которая предпочитала пересаживаться с «Приор» на подержанные Porsche и Audi, а не на TagAZ Aquilla. В январе 2014 г. Таганрогский завод признали банкротом.
6. Marussia
В 2007 г. российский певец, шоумен и автогонщик Николай Фоменко анонсировал начало производства спортивного автомобиля под брендом Marussia. Проект казался серьёзным. Штаб инженеров находился в Москве, а в перечне партнёров фигурировала финская компания Valmet. За 7 лет выпустили 44 прототипа Marussia и всего 4 машины для заказчиков. Модельный ряд состоял из 3-х модификаций:
- B1 – основная модель;
- B2 – первый автомобиль, собранный на территории Европы;
- В3 – футуристичный вариант кузова спортивного авто;
- F1 – прототип кроссовера;
- F2 – многофункциональный полноприводный внедорожник премиум-класса.
В 2014 г. фирма Николая Фоменко объявила о банкротстве, а имущество было распродано.
«Производство Marussia Motors было экспериментальным. Ручным трудом получалось делать порядка ста спортивных автомобилей в месяц. Продавались ли они? В общем, нет. Насколько я знаю, с номерными знаками числятся три машины и еще одна не зарегистрирована. Всё это очень грустно. На днях взглянул на машину в дизайн-центре и чуть не прослезился».
Игорь Ермилин, советник президента Российской автомобильной федерации
Интересный факт. Marussia вела разработки над президентским проектом «Кортеж». После распада предприятия наработки по лимузинам перешли компании Aurus.
7. Ё-мобиль
Амбициозный проект Михаила Прохорова по производству компактного гибридного автомобиля разделил общество на 2 лагеря: скептиков и верующих. Первые всецело одобряли затею олигарха и даже записывались в очередь на покупку. Вторые находили в конструкции один недостаток за другим и писали нелестные отзывы.
«Когда проект получил поддержку Прохорова, стало ясно: если не начнем сейчас – отстанем навсегда, это последний шанс российского автомобилестроения. Однако уже в ходе подготовки к презентации трех прототипов в конце 2010 года руководство проекта приняло ряд принципиальных стратегических решений, которые противоречили начальной концепции. Решение разработать дизайн в некоем мейнстриме привело к созданию “Ё-мобиля” в стилистике современных аналогов, которые были нарисованы лет 5–7 назад. От большинства преимуществ первоначальной концепции постепенно отказались, и со временем проект стал заложником соперничества с гигантами автопрома».
Андрей Сенкевич, конструктор прототипа
Разработка машин стартовала в 2011 г. В том же 2011 г. концептуальный Ё-мобиль был представлен на международном автосалоне во Франкфурте. Машина произвела впечатление на иностранцев. Отечественный электросуперкар оценил и сам В. Путин, после чего было подписано соглашение о постройке завода «Ё-авто» в технопарке «Марьино».
«Этот формат позволит объединить усилия государства, бизнеса, науки, образования вокруг прорывного инновационного проекта».
В.В. Путин
Компания объявила о приёме заявок на машину и за первые сутки получила 50 тыс. заказов. Планируемый модельный ряд состоял из 3-х модификаций:
- ё-мобиль;
- ё-фургон;
- ё-кроссовер.
Минимальная цена составляла 360 тыс. руб. Впоследствии прайс подрос до 480 тыс. руб., а затем под 1 млн руб.
Для сравнения! Стоимость подержанного электромобиля Tesla в России – от 4 млн руб.
Весной 2014 года машина прошла сертификацию, но спустя 1 месяц проект был закрыт из-за недостаточного финансирования. Все наработки перешли НАМИ.
Многие мечтали купить ё-мобиль. Мне посчастливилось посидеть за рулем этой машины. Жаль, проект "не пошел"… pic.twitter.com/FXwQzEqCYz
— А.П. Торшин (@torshin_ru) November 11, 2017