Замена колес на Белазе: кто бортирует огромные колеса

Автор: Роман Зорин. Официальный дилер в Северо-Западном регионе: Suzuki, Yamaha, Mercury, Husqvarna, Stihl. Дата: 2 декабря 2019. Время чтения 6 мин.

Ксения Коновалова

Слесарная бригада способна заменить колесо на БелАЗе за 1-2 часа. Если с разбортовкой и забортовкой, то потребуется не менее 1 суток, так как после ремонта необходимо проверить герметичность соединений. Строение диска и его крепление к ступице довольно схожи с конструкцией аналогичных узлов на шоссейных самосвалах. Но для кантовки 5-тонной шины стоимостью до 5,2 млн руб. требуется погрузчик со специальным захватом, а для замены покрышки используется шиномонтажный стенд.

Белорусский автомобильный завод – это крупнейший производитель карьерной техники в мире и единственный в СНГ. Ежегодно БелАЗ собирает 800-1100 машин, таких как самосвалы, фронтальные погрузчики, аэродромные тягачи. В процессе эксплуатации транспорта шины подвергаются износу, и требуется периодическая «переобувка». Простым людям сложно представить, как меняют колёса на БелаЗЕ, ведь самосвальная резина R63 весит 5 128 кг. Примерно такая же масса у обода. Но ещё труднее вообразить процесс шиномонтажа гигантской покрышки, стоимость которой достигает 5 млн руб.

Для сравнения! Стандартная резина шириной 145-185 мм для легковушки весит 5,1-7,7 кг.

Устройство

На БелАЗы установлено 6 колёс: 2 ‒ на передней оси, 4 ‒ на задней. Последние сдвоены в пары. Они крепятся к ступицам самосвала при помощи прижимов и гаек.

cdn12.img.sputnik.by

Конструкция без диска состоит из таких элементов, как:

  • покрышка;
  • обод;
  • воздушный вентиль;
  • кольца:
    • бортовое;
    • клиновое;
    • посадочное;
    • замочное;
    • распорное (между ободьями задних колёс).

Форма обода коническая, для центрирования и фиксации на ступице. Замочное кольцо незамкнутое (по типу стопора). На обечайке и посадочном обруче выделяются конусные полки для насаживания бортов шины.

Замена колес на Белазе кто бортирует огромные колеса

Покрышки бескамерные, применяются как радиального, так и диагонального типа. Различаются по конструкционному строению корда: первый ‒ продольный, второй – крест-накрест. Уплотнение обода со съёмным посадочным кольцом осуществляется резиновым соединительным обручем.

Таблица 1. Стоимость покрышек для самосвала БелАЗ: 7517-7571 (г/п., 160-430 т.).

Производитель Размер Цена, руб.
Goodyear RM-4A+ (E-4) 59/80R63 5 260 104
MICHELIN XDR 59/80R63 5 187 800
Goodyear RM-4A+ (E-4) 33.00R51 1 400 000
Bridgestone VRDP E-4 33.00R51 1 300 000
Белшина ФТ-116АМ E-4 33.00R51 685 500

Источники: gigant-tire.ru, tssz.ru

Где и как происходит замена

БелАЗы работают на открытых участках по добыче руды, угля, каменной породы. Как правило, рядом с местом разработки базируется автоколонна с цехами для внутрикарьерного транспорта. Здесь трудятся бригады слесарей, которые обслуживают самосвалы, другую технику. Меняют шины также в ремзоне карьера. Обода разборные. При помощи инструмента и погрузчика колёса разбортовывают, забортовывают и переставляют местами.

a.d-cd.net

Демонтаж

Для «переобувки» самосвал загоняют в цех. Иногда замена проводится на улице. Если t -40°C и ниже, работать на открытом воздухе запрещено. Под машину устанавливают гидравлическую подставку (домкрат), страховочный упор.

Сначала с шины стравливают воздух, во избежание несчастных случаев. Дело в том, что при эксплуатации в замочном кольце появляются трещины, и при демонтаже шина может внезапно разорваться. Если предстоит менять заднее колесо, то давление снижают из сдвоенной колёсной пары.

После того как воздух стравлен, слесарь приступает к откручиванию гаек по периметру обода. Для этого он использует пневмоинструмент. Как правило, крепёж насчитывает 25 прижимов (БелАЗ-7517). В процессе отвинчивания колесо поддерживается чалочным приспособлением (трос или цепь с крюком). То же самое для задней пары.

kolesa.guru

Далее к работе приступает погрузчик-манипулятор, оборудованный специальным горизонтальным захватом – лапами. Он захватывает шину за края, плавно снимает со ступицы, отвозит на шиномонтажный стенд. Иногда это ровная подготовленная поверхность на полу цеха.

skrinshoter.ru

Разбортовка – забортовка

Далее слесаря разбирают кольца обода. При помощи съёмника (паука) вынимают шину из сердцевины, и погрузчик увозит её на склад утилизации. Оставшиеся стальные элементы тщательно инспектируются на комплектность и техническое состояние. Происходит очистка от облоя, кусков резины. Не допускается повторно использовать кольца с трещинами, во избежание несчастных случаев, так как слабое крепление может способствовать внезапному разрыву.

pbs.twimg.com

Для монтажа требуются детали, у которых не нарушена окраска как с внешней, так и с внутренней стороны. Коррозия способна вызвать быструю поломку во время движения и повлечь несчастный случай. А ещё использование неокрашенных деталей затрудняет монтаж и последующий демонтаж, так как борта шины прикипают сильнее. Поэтому повреждённые детали зачищают от ржавчины, наносят несколько слоёв грунта, эмали.

pbs.twimg.com

После подготовки обода и остальных элементов начинается сборка. При помощи кран-захвата (паука) берут шину, предварительно смазанную по периметру посадочного канта, надевают на обод. Затем, используя кран-балку или таль, устанавливают кольца: бортовое, уплотнительное, клиновое, посадочное и замочное.

skrinshoter.ru1

В полость колеса подают небольшое давление воздуха 0,08–0,1 МПа для проверки точности сборки. Через 10-15 минут покрышку накачивают до рабочего состояния 6-7 МПа, выдерживают 24 часа. Далее инспектируют герметичность соединений, вентиля. Воздух должен остаться в неизменном объёме. Если испытания прошли успешно, то колесо спускают до 0,08–0,1 Мпа, снимают с шиномонтажного стенда, погрузчиком увозят в цех для установки на БелАЗ.

pbs.twimg.com

Монтаж

Слесарь проверяет внутренность обода, он должен быть сухим, чистым, без облоя резины. Наличие посторонних объектов, веществ может затруднить следующий демонтаж. Также он инспектирует колесо на предмет трещин по галтелям буртов, посадочного кольца, по сварным соединениям замочной части обода и бортового основания обечайки, которые могли появиться при сборке. Для выявления изъянов слесарь использует цветную, магнитную или ультразвуковую дефектоскопию. Далее происходит установка:

  • Ступицу разворачивают пазом вниз, погрузчик надевает колесо после совмещения шлица обода с пазом ступичного цилиндра.

pbs.twimg.com

  • Устанавливаются: верхний, нижний, а затем левый, правый прижимы, затягиваются гайками.
  • Вставляются остальные прижимы, закручиваются диаметрально противоположно (чтобы исключить дисбаланс колеса по боковине шины, допустимый ‒ не более 10 мм).
  • Все гайки протягиваются динамометрическим ключом, моментом: 1150–1300 Н.м. ‒ для передних колёс, 800–900 Н.м. ‒ для задних скатов.
  • Шину накачивают до 6-7 Мпа.

sivator.com

Справочно! Экскаваторщики и дальнобойщики – одни из самых высокооплачиваемых профессий для мужчин.

После первого рейса слесари повторно протянут гайки. Если биение по боковине будет более 10 мм, то затягивать прижимы придётся через каждые 2-3 ходки, пока дисбаланс не устранится.

Вы знали, что бортировка огромных колес — такой сложный процесс?
Да
Нет

В продолжении темы интересный репортаж в видео: «Олег Растегаев и шины для БелАЗов».

Понравилась статья?

Нет
0
Средне
0
Да
3

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Роман Зорин
2 декабря 2019.

Подпишись на канал Капиталист в Яндекс.Дзен

Оставьте свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О нас | Эксперты и авторы | Контакты | Поиск
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
© «Я — Капиталист» 2014-2019. Копирование материалов строго запрещено!