Новый закон: переход на электронные трудовые книжки
Автор: Наталья Павленко. Кандидат экономических наук, род деятельности: преподаватель. Дата: 17 ноября 2019. Время чтения 4 мин.
Введение трудовых книжек в электронном исполнении с 2020 г. обязует организации ежемесячно отчитываться в ПФР по данным о поступивших и уволенных работниках. Вся информация будет храниться в цифровом варианте. В течение 2020 года есть возможность по заявлению работодателю заносить сведения в бумажный документ. Получить справку о квалификации и стаже можно в личном кабинете на сайте ПФР, Госуслуг, в МФЦ
Электронная трудовая книжка — это новый формат оформления взаимоотношений между работником, организацией и государством. Начиная с 2020 г., в РФ будет обеспечена возможность просмотра цифровой информации о принятии, перемещении, повышении работника по службе. Работодатель получает новые формы ведения кадрового учета, а сотрудник – гарантии внесения и сохранения данных о стаже.
Важно. Бумажные образцы остаются в обращении на неопределенное время.
Цифровой формат документа доступен для просмотра в личных кабинетах:
- Пенсионного фонда;
- Госуслуг.
Сотрудник имеет право запросить бумажную выписку в отделе кадров, МФЦ или ПФР. Услуга не зависит от места жительства, нахождения предприятия, самого работника ‒ предоставляется по всей территории страны.
Нормативная база
Основанием для нововведений являются поправки в действующее трудовое законодательство, которые находятся на стадии рассмотрения.
Изменения в ТК РФ относятся к возможности занесения информации о трудовой деятельности в электронные документы. Это служит основанием для просчета стажа работника.
Также ждет изменений Федеральный закон № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Здесь будет содержаться информация о представлении сведений о трудовой деятельности в ПФР.
В случае нарушения сроков или недостоверности отчетности, предполагается доработать Кодекс об административных правонарушениях.
Преимущества
Несомненным плюсом введения электронного формата трудовой является быстрота получения и доступность информации о предыдущих местах работы и стаже. Кроме того:
- исключаются ошибки, описки, неточности;
- проверка сведений, указанных в резюме;
- отсутствие бумажной волокиты;
- быстрое оформление пенсий;
- простота статистического учета;
- сохранность информации.
Переход на новый формат
Процесс цифровизации книжек начнется с 2020 г. Всем желающим будет предоставлена такая возможность на добровольной основе. Но для лиц, которые впервые устраиваются на рабочее место, начиная с 2021 г., это новшество станет обязательным, без заведения бумажного экземпляра.
Желающие сохранить обычный вариант должны будут подать работодателю письменное заявление. Организация продолжит оформление бумажного документа, наряду с электронным. Если ходатайства от работника не последует, то трудовая книжка будет выдана на руки.
Справка. Начиная с 2021 г., сведения должны заноситься только в цифровой формат.
Переход на новый режим сохраняет весь перечень сведений, содержащихся в бумажном экземпляре:
- место, период, дата приема, перевода, увольнения;
- квалификация, должность, дополнительная нагрузка;
- основания разрыва трудовых отношений: по соглашению сторон, собственному желанию, сокращению штата и т.п.
Новое для работодателей
Перед организациями появится с 1 января 2020 г. обязанность – ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять в ПФР сведения о работниках, что станет основой формирования электронной базы. С начала 2021 г. при приеме и увольнении предприятия докладывают о движении персонала не позднее следующего рабочего дня за днем подписания соответствующего приказа.
Отчетность в пенсионные структуры предполагается передавать в стандартном формате сложившихся взаимоотношений между органом и предприятиями.
Информация. Работодатели обязаны письменно предупредить коллектив об изменениях в законе и возможности сохранения бумажного варианта трудовой.
Также важно привести в соответствие внутреннюю документацию, внести изменения в коллективные договоры и соглашения.
Права работников
Сведения электронной книжки будут доступны на сайтах Госуслуг и ПФР в личном кабинете. Для получения справок необходимо зарегистрироваться в одной из систем. В целях защиты данных и недопущения утечки информации каждому клиенту присваивается свой логин и пароль.
Кроме электронного управления, можно будет получить выписку на бумажном носителе по заявлению:
- работодателю;
- ПФР;
- МФЦ.
При приеме на работу информация о стаже представляется в распечатанном виде либо электронном. При последнем варианте данные заверяются цифровой подписью. Предприятие обязано все сведения занести в базу учета кадров.
При увольнении будут выдаваться справки о стаже и квалификации в бумажном варианте или электронном, если это устроит работника.
О тонкостях перехода на новый цифровой учет в видео: