Теперь можно курить в аэропортах, но не везде: принят новый закон
Автор: Евгения Романова. Образование высшее юридическое. В журналистике с 2001 года. Дата: 29 января 2020. Время чтения 7 мин.
Изолированные курительные кабины в транзитные и «чистые» зоны аэропортов возвращаются с 08.01.2020 г. Главные требования: табличка, плотная дверь, непрозрачные стены, пепельницы, огнетушители, искусственное освещение, вентиляция. Результаты опроса ВЦИОМ позволяют предположить: 84% россиян считают, что такие помещения на территориях авиаузлов необходимы. Госдума в ближайшем будущем приравняет электронные сигареты к обычным. Вейперы будут «изгнаны» из общественных мест в курилки.
8 января 2020 г. вступил в силу так называемый «закон о курении в аэропорту» – изменения в ФЗ № 15 от 23.02.2013 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». На территории воздушных гаваней опять разрешено курить.
Специально предназначенные для этого места должны быть изолированными, с вентиляцией и непрозрачными стенами. Последнее требование связано с запретом пропаганды табака: некурящие пассажиры не должны наблюдать за любителями сигарет. Такие места могут быть оборудованы в зонах:
- для зарегистрированных на рейс людей после прохождения досмотра;
- для тех, кто летит транзитом.
На заметку. Запрет на курение на территории аэропортов в пределах 15 метрах от здания вокзала действовал с февраля 2013 г. ‒ почти 7 лет.
Авторы законодательной инициативы считают, что тотальный запрет ведет к росту количества нарушений, а ужесточение санкций требует значительных, но нецелесообразных ресурсных затрат.
«Все мои идеи были поддержаны, чему очень доволен. Я предложил вернуть чистый воздух в общественные пространства, ведь фактически курилки и сейчас существуют, но стихийно в санитарных комнатах, что неправильно. Это нарушает права некурящих людей, дым оказывает влияние на здоровье. А теперь курильщики смогут доставать сигареты в отдельных изолированных помещениях – им не придется нарушать»
Сергей Боярский, автор законопроекта, депутат Госдумы. Источник: Комсомольская правда
Почему вернули курилки
В больших аэропортах часто нет возможности удалиться от здания на 15 метров. Для того чтобы выйти из «чистой» или транзитной зоны, придется аннулировать посадочный талон (а иностранные граждане этого сделать в принципе не могут). Поэтому и «дымят» в неположенных местах – туалетах, комнатах матери и ребенка. Куда смотрят сотрудники авиаузла и линейных отделов внутренних дел? Но их основная функция – безопасность, а не выслеживание тайных курильщиков, нарушающих запрет.
По информации, изложенной в пояснительной записке к законопроекту со ссылкой на справку администрации «Шереметьево», только за 6 месяцев 2014 г. было возбуждено 1938 дел о правонарушениях в зоне этого аэропорта. С начала действия запрета руководство авиаузла получило более 160 жалоб на курение в неотведенных для этого местах. В туалетах нет необходимой вентиляции, повышается риск возникновения пожара.
Не ставить курилки в аэропорту -ужасно для некурящиx. Во всеx аэропортаx без курилок ужасно прокурены туалеты.
П.С.Привет аэропорту Атырау
— Яков Фёдоров (@YakovFedorov) October 16, 2017
Справочно! Новые правила не распространяются на употребление табака в самолетах. Авиасудна, как и раньше, остаются запретной зоной для этого действия.
Что думает общественность
В 2015 г. Международная ассоциация аэропортов заказала ВЦИОМ опрос о том, что авиапассажиры думают о действующем запрете и возможном возвращении курительных комнат. Респондентами стали 1000 человек в аэропортах:
- Шереметьево (Москва);
- Адлер (Сочи);
- Кольцово (Екатеринбург);
- Курумоч (Самара);
- Кневичи (Владивосток).
Таблица 1. Результаты
Вопрос | % утвердительных ответов |
Известно ли вам о запрете на курение в аэропортах? | 91 |
Считаете действующие меры чрезмерными? | 23 |
Вы были свидетелем его нарушения? | 37 |
Согласны с тем, что специально оборудованные места для курения необходимы? | 84 |
Будете ли чувствовать себя более комфортно, если курилки вернут? | 63 |
Источник: составлено автором на основании данных wciom.ru
На заметку. Среди тех, кто оставил голос за возвращение специальных мест, 95% «ежедневных» курильщиков и 76% неупотребляющих табак.
О случаях нарушения запрета знают 53%, хотя не все видели лично. Против кабинок – 9%. Все равно это будет негативно влиять на пассажиров, считают 5% опрошенных. 61% одобряют антитабачную политику государства. За ужесточение действующих мер выступают только 12%.
«Я согласна с тем, что места для курения можно вернуть в аэропорты, однако процесс курения должен оставаться невидимым в первую очередь для несовершеннолетних. Нужно оборудовать курилки соответствующим образом — сделать стекла непрозрачными, например. Задача государства состоит в том, чтобы не начали курить те, кто не делал этого раньше»
Анна Сорочинская, исполнительный директор Общественного Совета по проблеме подросткового курения. Источник: Газета.ru
Интересная статистика. В России действует 241 аэропорт.
Оборудование помещений для курения
Совместный приказ Минстроя России № 756/пр и Минздрава России № 786н от 28.11.2014 утвердил список требований к «изолированным помещениям для курения табака». Без чего нельзя обойтись при их оборудовании:
- двери с табличкой «Место для курения», которая не должна пропускать дым в смежное общественное пространство;
- пепельниц;
- огнетушителя;
- искусственного освещения;
- приточно-вытяжной вентиляции, которая ассимилирует неприятные запахи и примеси и препятствует их проникновению в смежные помещения.
«В аэропорту Внуково изначально были предусмотрены специальные комнаты для курения. Они оснащены системой девятикратного обмена воздуха. Необходимое оборудование в этих помещениях с момента запрета на курение в аэропортах не демонтировано. При появлении соответствующей законодательной базы аэропорт Внуково сможет быстро вернуть курительные комнаты в функциональное состояние.
Мы поддерживаем идею, что не нужно пропагандировать курение табака. И специальные помещения в аэропортах для никотинозависимых пассажиров могут быть оборудованы таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений»Пресс-служба Внуково. Источник: КП
По информации «Российской газеты» со ссылкой на автора проекта закона, депутата Госдумы Сергея Боярского, это смогут себе позволить только крупные авиаузлы. Небольшим аэропортам такие расходы не по карману, да и курильщику проще на улицу выйти, чем «дымить» в лицо собрату в тесной каморке внутри здания.
«Мы поддерживаем этот законопроект. У нас сохранились зоны, где раньше были курилки. В соответствии с законом, когда его примут, мы создадим курилки»
Пресс-служба Шереметьево. Источник: КП
Шереметьево показал, как будут выглядеть курилки в аэропорту. Аэропорт планирует открыть 14 курилок в начале года:https://t.co/5XJIxBW1jF
Фото: © Пресс-служба аэропорта Шереметьево pic.twitter.com/PQzbIpdGlS
— ТАСС (@tass_agency) January 11, 2020
На заметку. Автор инициативы уверен, что на стоимости перевозок нововведение не отразится: авиаузлы не станут включать расходы на оборудование специальных зон в цену билета.
В аэропортах, где нет отведенных мест, курить можно по-прежнему только на улице, на расстоянии не менее 15 метров.
Штрафы по КоАП
Размер взысканий определяет Кодекс об административных правонарушениях: курение в неположенном месте – от 500 до 1 000 руб., на детских площадках – до 3 000 руб. (ст. 6.24). В число таких локаций входят воздушные суда и зоны аэропортов.
Вейперов приравняют к обычным курильщикам
Другое новшество 2020 г. – для тех, кто пользуется электронными сигаретами: в ближайшем будущем на них начнут действовать те же правила, что и для потребителей обычного табака.
11 декабря 2019 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект о внесении соответствующих изменений в КоАП и Закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ. После окончательного утверждения поправок вейперы лишатся привилегий на использование устройств в общественных местах. Штрафовать за нарушения их будут так же, как обычных курильщиков.